О жизни Владимира Ивановича Даля




Модуль 2. Развитие коммуникативных навыков и речевых умений при работе с текстом.

Тема 4. Роль предложения в тексте.

Цель: дать понятие о микротеме текста, о прогрессии текста, о способах развития информации в тексте; рассмотреть текстообразующие функции предложения.

Содержание занятия.

Работа с текстом по определению микротемы текста, выделение основной мысли текста, темы, ремы текста. Составление текстов научного стиля с параллельным и цепным способами связи.

 

Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.

 

Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

 

Роль предложения в тексте. Прогрессия текста
• Предложение может выполнять ряд текстообразующих функций (ролей). Знание механизма действия этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, каким образом развивается в нем информация, а следовательно, имеет большое значение для понимания внутритекстовых связей.
• Обеспечение прогрессии текста. Прогрессия текста – увеличение его объема и количества информации.
• Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в последующих микротемах с целью раскрытия коммуникативной задачи текста. Предложение, выполняющее функцию прогрессии текста, обычно расположено в начале всего текста или в начале микротемы (1-3-е предложение).
• Прогрессия текста с однонаправленным данным. Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит от того, как сформулирована коммуникативная задача, какое в ней данное текста: однонаправленное или разнонаправленное.

 

Текст 1. Прочитайте текст. Как Вы думаете почему он так называется? Выделите микротемы текста.

И СНОВА ВЕСНА…

(По И.Долгополову)

Меньше часа езды от Флоренции, - и вы у старого замка. Хотя замка уже нет, от него остались одни развалины. Горячий летний ветер пахнет сеном. Вас встречает пожилая женщина со смуглым лицом. Она дочь садовника этого замка, который разрушила последняя война. Её зовут Айлис.

Гвидо Матти, отца Айлис, уже много лет нет в живых, а его помнят.

…В конце ноября 1942 года глубокой ночью к замку Кастелло подъехало несколько машин. Садовнику Гвидо поручили спрятать в подвалах замка 250 шедевров* из всемирно знаменитой флорентийской галереи Уффици: Рафаэль, Джотто, Перуджино… Под номером 8360 “Весна” Боттичелли - одна из самых знаменитых картин планеты. Три года вместе с братом хранил Гвидо Матти великую тайну, сберегая бесценные сокровища. Кругом шла война, кругом страдания, горе…

Фашистские войска с тяжелыми боями уже отступали. И однажды немцы оказались в замке Кастелло. Построенный на века замок показался им надежным убежищем. Немцы уже устанавливали артиллерийские батареи, когда вдруг случайно наткнулись на сокровища Уффици. Эсэсовский офицер в припадке дикой ярости приказал немедленно сжечь все шедевры. Гвидо Матти упал на землю. Он рыдал. Умолял не трогать картины. Ему угрожали расстрелом, а он кричал, что шедевры не только собственность Италии, Флоренции, что они - гордость всего мира.

Какое-то мгновение офицер колебался. Выругался. И оставил картины.

Когда войска союзников отбили замок, усталые, израненные солдаты и офицеры становились на колени перед “Весной” Боттичелли…

В руках дочери садовника - девять пожелтевших листков бумаги: список шедевров Уффици, которые спас Гвидо Матти, итальянец, сын Земли, просто садовник. Просто?

Текст 2. Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы. Перескажите текст.

О жизни Владимира Ивановича Даля

В.И. Даль родился в 1801 году в гор...де Луганске. Детство пр...шло в Николаеве. В 13 лет Владимир поехал учит...ся в Петербург. Он закончил там Морской корпус и 5 лет служ...л моряком на Чёрном и Балтийском м…рях.

Зд…ровье Даля было слабым. Он решает п…ступить на м…д…цинский факультет.

Владимир Иванович был человек необыкнове…ный. За свою долгую жизнь он был моряком, врач…м, писателем, натуралистом. Но главное дело жизни было – соб…рать русские слова.

Он ездил по России и в это время слушал речь разных людей, с которыми встреч…лся, записывал слова и их значение. Количество слов, которые соб…рал Даль ув…личивлось очень быстро. Даль собрал 200 тысяч слов. Сначала все слова принадлежали ему одному, они были записаны в его тетрадях. Владимир Иванович хотел отдать их всем, сберечь живой язык народа.

Он решил с…ставить сл…варь, все слова собрать вместе, в большой книге.

Тогда все люди, которые захотят иметь такой словарь, смогут купить его, пользоваться им.

Свой труд Даль назвал «Толковый словарь живого великорусского языка». Этот словарь объяснял, толковал значения слов, отсюда его название.

Первые читатели словаря восхищались:

– Это не простой, это необычный словарь, его читать очень интерес…но.

Даль рассказывает об истории жизни русского народа. Читая словарь, можно многое узнать о том, какие дома строили русские люди, какую одежду н…сили, какие печи делали в домах, на чём езд…ли, как р…стили хлеб, сажали сады. Мы можем узнать и о русской свадьбе, и о том, как учили детей, как варили еду и очень много другого.

Больше ста лет прошло, как появился словарь, но этот словарь Даля по-прежнему очень интерес…но читать, потому что автор использ…вал при объяснении слов много мудрых и весёлых п…словиц. Словарь можно читать как книгу, получать уд…вольствие от чтения. Пушкин высоко ценил творчество Даля.

Даль не только соб…рал слова и создал 4-х томный словарь. Он интерес…вался природой, а когда много ездил по Оренбургскому краю, соб…рал экспонаты. Его избрали членом Академии Наук.

Даль был очень скромным человеком, хотя с 1841 г. 8 лет служил в Петербурге крупным министерским ч…новником.

Даль был против заимствований слов из других языков, он считал, что всё можно выразить русскими словами. В.И.Даль создал словарь, который

интересен и в наше время. Это был уд…вительно талантливый человек.

Задание 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: