Рабочая тетрадь
ПО ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика отрасли»
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Сервис транспортных и транспортно-технических машин и оборудования (сельское хозяйство)
Санкт-Петербург
Тема 1 Определение экономической эффективности использования машинно-тракторного парка
Цель задания: дать экономическую оценку использования тракторного парка в сельскохозяйственных предприятиях.
Таблица 1 - Исходные данные для расчета показателей экономической оценки использования тракторов в сельскохозяйственном предприятии
Показатели | Сельскохозяйственные предприятия | |
№1 | №2 | |
Среднегодовое число тракторов, шт. | ||
Отработано за год машино-дней, всего | ||
Отработано за год машино-смен, всего | ||
Выполнено условных эталонных га, всего | ||
Общая мощность тракторов, л.с. | ||
Затраты на эксплуатацию тракторов, тыс. руб. | ||
Среднегодовое количество механизаторов, чел. | ||
Стоимость валовой продукции, тыс. руб. |
Показатели использования тракторного парка и методика их расчета
1. Коэффициент сменности (Ксм) использования тракторов определяется как отношение количества отработанных машино-смен (мс) к количеству машино-дней (мд) за анализируемый период:
2. Средняя продолжительность работы трактора в сутки (Тс) определяется умножением коэффициента сменности (Ксм) на продолжительность смены (7час.):
Тс = Ксм × 7час;
3. Наработка дней (смен) одним трактором в год (Дтр и СМтр) определяется делением отработанных за год машино-дней (мд) (машин-смен – мс)) на число тракторов (п):
4. Выработка на 1 трактор в среднем за год (Вг), день (Вд), смену (Вс) определяется по формулам:
5. Себестоимость одного условного эталонного гектара (Су.э. га) определяется отношением всех затрат по эксплуатации машинно-тракторного парка (Змтп) к объему выполненных работ (Во):
6. Обеспеченность механизаторами (Ом) определяется отношением:
где Пм – количество механизаторов, чел.;
Птр – количество тракторов различного назначения, шт.
Таблица 2 - Показатели использования тракторов в сельскохозяйственном предприятии
Показатели | Сельскохозяйственные предприятия | |
№1 | №2 | |
Годовая выработка на трактор, условных эталонных га | ||
Сменная выработка на трактор, условных эталонных га | ||
Отработано за год машино-дней одним трактором | ||
Обеспеченность механизаторами | ||
Производительность одного механизатора-тракториста, тыс. руб. | ||
Коэффициент сменности использования тракторов | ||
Средняя продолжительность работы трактора в сутки, час | ||
Себестоимость 1 условного эталонного га, руб. |
Выводы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2 Определение экономической эффективности использования автомобильного транспорта в сельском хозяйстве
Цель задания: рассчитать уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий автомобильным транспортом и дать экономическую оценку работы грузовых автомобилей.
Таблица 3 - Исходные данные для расчета показателей экономической оценки использования автомобильного транспорта
Показатели | Сельскохозяйственные предприятия | |
№1 | №2 | |
Площадь сельскохозяйственных угодий, га | ||
в том числе пашни | ||
Среднегодовой тоннаж парка, т | ||
Автомобиле-дни в хозяйстве, тыс. | ||
Автомобиле-дни в работе, тыс. | ||
Автомобиле-тонно-дни в хозяйстве, тыс. | ||
Общий пробег автомобилей, тыс.км | ||
в том числе с грузом | ||
Всего перевезено грузов, тыс. т | ||
Выработано т-км, тыс. | ||
Всего денежно-материальных затрат, тыс. руб. |
Основные показатели экономической эффективности использования грузовых автомобилей следующие:
1. Для определения уровня обеспеченности автомобильным транспортом служит показатель удельной грузоподъемности автомобилей (От) в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий или пашни:
Где Тобщ - общий тоннаж автомобильного транспорта;
S - размер земельной площади, га.
2. Коэффициент использования автомобильного парка (Кисп) определяется как отношение числа автомобиле-дней в работе (АДр) к общему числу автомобиле –дней пребывания в хозяйстве (АДх):
3. Среднесуточный пробег автомобилей (Lcc) определяется делением суммы пройденных километров (По) на число дней работы автомобилей (АДр):
4.Коэффициент использования пробега (Кп) определяется отношением пробега с грузом (Пг) к общему пробегу автомобилей (По):
5. Среднее расстояние перевозки грузов (L ср. гр) исчисляется как отношение количества выполненной работы (РФ) в ткм к общей сумме тонн фактически перевезенного груза (Q):
6. Номинальную грузоподъемность среднесписочного автомобиля (Гн) определяют делением суммы автомобиле-тонно-дней пребывания в хозяйстве (АТДх) на сумму автомобиле-дней пребывания в хозяйстве (АДх):
Гн
7. Фактическая грузоподъемность (Гф) определяют делением числа сделанных ткм (Рф) на расстояние, пройденное с грузом (Пг):
Гф
8. Коэффициент использования грузоподъемности автомобилей (К исп. гр. д) - отношение фактической грузоподъемности (Гф) к номинальной (Гн):
Кисп.гр.д.
9. Производительность автомобилей характеризует объем перевезенного груза (т) и количество ткм, приходящихся на среднесписочную автомобиле-тонну. Показатели производительности автомобилей (Пт и Пткм) определяются делением общего количества фактически перевезенного груза в тоннах (Q) и выполненной работы в ткм (Рф) на грузоподъемность среднесписочного автомобиля (Гн), т.е номинальную грузоподъемность:
Пт
10. Не менее важным показателем производительности автомобилей является выработка в ткм в расчете на 1 км общего пробега автомобилей (Вткм), который определяется как отношение суммы фактических выработанных ткм (РФ) к общему пробегу автомобилей (По):
Вткм
11. Себестоимость 1 ткм (С ткм) рассчитывается как отношение суммы материально-денежных затрат (З), к сумме фактически сделанных ткм (Рф):
Сткм
Таблица 4 - Экономическая оценка работы грузового автомобильного транспорта
Показатели | Сельскохозяйственные предприятия | ||
№1 | №2 | ||
Общий тоннаж парка, т в расчете на: | |||
100 га сельскохозяйственных угодий | |||
100 га пашни | |||
Коэффициент использования автопарка | |||
Среднесуточный пробег автомобилей, км | |||
Коэффициент использования пробега | |||
Среднее расстояние перевозок грузов, км | |||
Номинальная грузоподъемность среднесписочного автомобиля, т | |||
Фактическая загруженность среднесписочного автомобиля, т | |||
Коэффициент использования грузоподъемности | |||
На среднесписочную автомобиле-тонну: | |||
перевезено груза, т | |||
выработано, т. км | |||
Выработка на 1 км общего пробега, т-км | |||
Себестоимость 1 т-км, руб. | |||
Выводы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________