МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА




Методика 1

Изучение групповой структуры класса и определение статуса учащихся в классном коллективе.

Для изучения межличностных отношений в классном коллективе используется метод социометрии (выбор партнера по совместной деятельности). При помощи данной методики определяется попу­лярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позво­ляет получить своеобразную канву структуры классного коллек­тива.

Эксперимент проводится так: учащимся класса раздают неболь­шие листки бумаги. В верхнем углу каждый пишет свою фамилию, а ниже ставит одну под другой цифры 1, 2, 3. Затем практикант зачитываетвопросы, на которые должны ответить учащиеся.

Нап­ример: 1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел выполнять общественное поруче­ние? 3. С кем из ребят класса ты бы хотел проводить свободное время? Вопросы могут быть разные по содержанию, но одно ус­ловие должно соблюдаться обязательно: количество выборов ог­раничивается тремя одноклассниками. Заполненные листочки сту­дент собирает и обрабатывает. 1.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

На основе ответов учащихся оформляется матрица № 1. Она составляется следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке (как правило, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали — их порядковые номе­ра. Знаком + (плюс) обозначают тех, кого выбрал каждый испы­туемый. Если необходимо учесть очередность выборов, то выборы обозначают цифрами 1, 2, 3 (кого выбрал испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь). Если среди тех, кто его выбрал, есть ученики, ко­торых он выбрал сам, то это обозначает, что с данным одноклас­сником у него взаимный выбор. Этот выбор на таблице-матрице обводится кружком +. Затем подсчитывается общее количество выборов, в том числе и взаимных, полученных каждым учащимся.

На основе полученных данных определяется статус ребенкав данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности ребенка в группе.

Учащиеся, получившие наибольшее количество выборов (в на­шем примере 5 и более) — относятся к I группе, — это «звезды»; ко II группе «предпочитаемых» относятся дети, получившие 3-4 выбора (в нашем примере №№ 2, 3, 7, 8); к III группе «принятых» относятся ребята, получившие 1-2 выбора (у нас: №№ 4, 5, 6); и к IV группе — «пренебрегаемых» или «изолированных» относятся школьники, не получившие ни одного выбора (в нашем примере таких нет).

Определение микрогруппы в классном коллективе проводится на основании матрицы № 1. Делается это так: заготовить сетку, в ней провести из вершины левого в нижний правый угол диагональ, которой перечеркнуты клетки, соответствующие одному и тому же школьнику (табл. 1). Выделить в матрице № 1 любого учаще­гося, находящегося во взаимном выборе с кем-либо из одноклас­сников. Вписать, сохранив номер из 1-ой матрицы, его фамилию в первую строчку и в первую колонку и поставить его сохранив­шийся номер. Во вторую строчку вписать фамилию ученика, ока­завшемся во взаимном выборе под тем же номером, под которым он значится в матрице № 1. Этот же номер проставляется и по горизонтали (вверху). В клетках пересечений этих двух учени­ков поставить знак взаимного выбора. В последующие строки и колонки вписать фамилии и номера всех тех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими. Так продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан круг учащихся со взаимными выборами. Знаки взаимного выбора будут распо­лагаться вдоль диагонали. Обозначившуюся группу обвести чер­той, при этом должен получиться квадрат. Другие микрогруппы определяются аналогичным образом.

Чтобы яснее представить положение каждого учащегося в сис­теме личных отношений, на основе матриц № 1 и № 2 составля­ется так называемая карта групповой дифференциации — социограмма. Она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам социометрического эксперимента (рис. 1). В первом круге располагаются учащиеся, получившие наибольшее количест­во выборов — «звезды», во втором круге — «предпочитаемые», в третьем — «принимаемые», в четвертый круг попадают школь­ники, не получившие ни одного выбора — «пренебрегаемые» или «изолированные».

На карте групповой дифференциации мальчики обозначаются треугольниками, а девочки — кружками. Треугольники и кружки, обозначающие членов актива, заштриховываются цветным каран­дашом. Выборы обозначаются стрелками. В результате получается рисунок, дающий наглядное представление о положении каждого ребенка в структуре межличностных отношений.

Все данные, полученные в ходе социометрического экспери­мента, студент должен проанализировать с точки зрения статус­ной структуры класса; количества и состава малых групп по приз­наку выбора, взаимоотношений мальчиков и девочек, сопоставить официальные и неофициальные микрогруппы, существующие в коллективе, дать объяснение причины образования микрогрупп и раскрыть содержательную основу и характер взаимоотношений в них,

 

МЕТОДИКА 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: