Таблицы Равенна (шкала прогрессивных матриц)

 

Методика предназначена для изучения логичности мышления и определения коэффициента интеллекта. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

При решении заданий выступают 3 основных психических процесса:

1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);

2) перцепция – восприятие, восприимчивость;

3) мышление, понятливость.

При решении задач внимание очень напряжено, оно поддерживает стремление (интерес) к решению. В процессе выполнения задания требуется концентрация внимания и его распределение. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, имеют значение воля и эмоции.

Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равенна не является тестом «всеобщего интеллекта», а исследует способность к систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности. Было бы ошибкой, если бы тесты Равенна считали интеллетуальными тестами. В этом случае речь идет об определении способностей к систематизации в мышлении, к планомерности и методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равенна – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.

Шкала матриц состоит из 5 серий (60 таблиц), которые Равен упорядочил согласно следующим принципам:

А – принцип взаимосвязи в структуре матриц;

В – аналогия между парами фигур;

С – принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц;

D – принцип перегруппировки фигур;

Е – принцип разложения фигур на элементы.

В серии А тестовое значение заключается в дополнении недостающей части образца (основного изображения) или матриц. Фигуры его статичны.

При решении заданий серии А протекают 2 мыслительных процесса:

1) дифференциация и анализ структуры (целого) согласное ее основным составным частям и уяснения взаимосвязи между этими частями (элементами);

2) идентификация недостающей части структуры (основной матрицы) и сравнение окружения недостающей части с 6 вырезками под матрицей.

Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).

Задание серии В состоит в нахождении аналогии между двумя парами фигур (дополнение отношений). Задание испытуемого заключается в раскрытии данного принципа отношений по аналогии путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.

Психологическое значение: способность линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.

Задание серии С основано на усложняющихся изменениях фигур в матрицах в соответствии с определенным логическим принципом непрерывного развития положения (позиции) фигур и динамических перемен в пространстве (обогащение фигур в горизонтальном и вертикальном направлении и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре).

Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений. Динамическая внимательность и воображение, способность представлять.

Серия D составлена согласно принципу перестройки (переструктурации) фигур в матрице в горизонтальном и вертикальном направлении. Решение требует проследить закономерную последовательность фигур и чередование фигур в целостной структуре.

Психологическое значение: решение зависит от способностей схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности используемых изменений.

Серия Е состоит из заданий, заключающихся в анализе и синтезе фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу. Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находят с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.

Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное различие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.

Инструкция:

«Перед вами в бланках содержится 60 заданий. Все задачи разделены на 5 групп, которые называются сериями и обозначены индексами (буквами) А, В, С, D, Е. В каждой серии 12 заданий. Эти задания составлены так, чтобы в начале каждой серии располагались более легкие задания, а в конце более трудные. В каждом задании в большой рамке содержится образец, составленный из определенных фигур. Эти фигуры или рисунки составлены не хаотично, а согласно определенной закономерности. Эту закономерность вы должны в каждом задании выяснить. В каждлом большом образце отсутствует часть или последняя фигура. Вы должны найти фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую вы при решении задания выявили. Фигуры или образцы, среди которых есть и нужная для дополнения верхнего изображения фигура, обозначены числами 1-6 или 1-8. Номер той фигуры, которой следует дополнить большое изображение в верхней рамке, нужно записать в соответствующую рубрику бланка ответов. Тщательно следите за тем, чтобы всюду писать результаты точно в ту рубрику, которая обозначена номером задания, правильно вами решенного. Переходите последовательно от задания к заданию, строго соблюдайте очередность заданий и не пропускайте (не перескакивайте) ни одно задание. Не возвращайтесь к заданиям. Результаты записывайте четко и точно в пронумерованном вами бланке. Ошибки исправляйте ровно, точно, не спеша. Если какое-то задание не знаете, как решить, угадайте, которая из фигур (изображений) под большой рамкой могла бы попасть на пустое место образца».

Затем педагог-психолог проверяет, правильно ли испытуемые решили превые 5 заданий. Эти задания – А1, А2, А3, А4, А5 являются пробными, по ним разрешается оказывать помощь. С 6-го задания, когда педагог-психолог убедился, что все испытуемые поняли, как они должны действовать, он засекает время и дает знак начинать решать самостоятельно.

Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы ученики не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Сдать бланки!»

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента.


Бланк

ФИО________________________________

№ задания А В С В Е
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Ключ

№ задания А В С В Е

 

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в IQ.

 

Число баллов Возраст в годах (класс)
11,5 лет (5 класс) 12,5 (6 класс) 13,5 (7 класс)

 

Согласно выявленному показателю IQ можно составить шкалу уровней умственных способностей:

Свыше 140 – очень высокий, выдающийся интеллект.

Более 120 – высокий, незаурядный интеллект.

110-112 – незаурядный (хороший) интеллект.

100-110 – нормальный, высокий средний интеллект.

90-100 – средний интеллект.

80-90 – слабый ниже среднего.

70-80 – небольшая степень слабоумия.

50-70 – дебильное слабоумие.

20-50 – имбецильность (средняя степень слабоумия).

0-20 – идиотия (самая большая степень слабоумия).

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...