Задание 3. Сократите предложения.




Модуль 3. Композиционно- смысловая организация научного текста. Тема 1. Компрессия как основной вид переработки научного текста.

Цель: дать понятие о компрессии, об основных способах сжатия текста; рассмотреть основные правила компрессии текста.

Содержание занятия.

Работа с текстами научного текста: выделить опорные слова в предложении, трансформировать сложное предложение в простое, сохраняя его суть, составить к абзацам текстов опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию, изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста.

Вопросы:

1. Компрессия. Первичный и вторичный тексты.

2. Виды компрессии.

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой.

Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию. Только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно представить в сжатой форме. Читая текст, необходимо выделить смысловые части, т.е. подтемы текста, и определить связи между ними, так как компрессия осуществляется путем членения текста и называния (наименования) этих вычленяемых блоков. Иными словами, умение работать с научным текстом во многом зависит от понимания его смысловой структуры.

Работа по написанию любого вторичного текста проходит несколько этапов. Первый этап – определение области знаний, к которой относится текст. Второй этап – это анализ каждой части текста. Если мы исключаем из текста всю второстепенную информацию, то, к примеру, получаем тезисы. К второстепенной информации относятся примеры, отступления, иллюстрации. Например, написание конспекта происходит за счет расширения информации. Если выстроить тезисы в логической последовательности, оставить необходимые для понимания текста примеры, то мы напишем конспект.

Если говорить о вторичных текстах в целом, то они могут создаваться процессом сжатия и развертывания текста. Для того чтобы осуществить эти виды деятельности, необходимо охватить весь текст целиком, но это невозможно сделать без понимания прочитанного. Таким образом, прежде чем начать писать аннотацию, тезисы, реферат или конспект, необходимо понять исходный текст.

После того как текст понимается, наступает следующий этап – подготовка к созданию вторичного текста. Невозможно создать вторичный текст без умения трансформировать полученную информацию. Главной семантической трансформацией является перефразирование.

Таким образом, под компрессией понимается умение не только извлекать из текста самое основное, но и понимать каждую часть прочитанного произведения. Компрессия связана с умением видеть иерархическую структуру в содержании текста: понимать идею текста, видеть второстепенную информацию. При чтении любого текста сознание читающего соединяет ключевые слова в свернутые и законченные выражения. В это время происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование.

Видами компрессии текста являются план, аннотация, тезисы, реферат, рецензия. Они различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста.

Практические упражнения по теме

Задание 1. Прочитайте предложение и выделите в нем главную информацию. Запишите полученные предложения.

!Важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

А) Многие вещества биологического прои_хождения, основой которых является вода, имеют жидкокриста(л, лл)ическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, по_тверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из(за) пыли машины преждевременно изнашиваются.

 

Задание 2. Трансформация словосочетаний. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство -……..; проводить исследование -...; совершать вращение -...; проявлять интерес -...; выдвинуть предположения -...

Процесс реакции - реакция; свойство упругости -...; месяц март -....

 

Задание 3. Сократите предложения.

1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)

2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)

3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

5) Фома, красивый и стройный, в коротком дра­повом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, при­слонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощи­пывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

Задание 4. Прочитайте предложения, рассказы­вающие об истории происхождения не­которых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:

1) только значение крылатого выраже­ния;

2) только информацию об истории про­исхождения этого выражения.

Предложение 1.

Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основа­но на свойстве металла при нагревании све­титься по-разному в зависимости от темпера­туры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

Предложение 2.

Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил вы­ражение, употребляемое сейчас в тех случа­ях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универ­сальный ключ к решению многих задач.

Предложение 3.

Выражение «цепная реакция», обозначаю­щее сейчас любой процесс, над которым че­ловек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обо­значения последовательного ряда чередую­щихся химических реакций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: