Методы патопсихологического исследования




 

1. Основная форма деятельности патопсихолога – экспериментально- психологическое изучение больных, осуществляемое им с помощью психологических методик. Основными для патопсихолога являются нестандартные методы исследования – экспериментально-психологические методики. Эти методики направлены на выявление определённых видов нарушений психических процессов и подбираются индивидуально для каждого больного. Стандартные методики имеют шкалу нормативных оценок и позволяют оценивать состояние определённых характеристик психической деятельности по сравнению с нормой. Содержание и объём работы патопсихолога зависит от задач:

· Экспериментально-психологическое исследование особо трудных, сложных в дифференциально-диагностическом отношении больных для получения дополнительных данных о состоянии их психики

· Психологический анализ и оценка степени и структуры нарушений психики при проведении психиатрической экспертизы (трудовой военной).

· Объективизация динамики психического состояния в процессе терапии с целью учёта эффективности разных видов лечебного воздействия

· Психологическое обоснование выбора наиболее целесообразных видов профессиональной деятельности для восстановления трудоспособности больных

· Психологический анализ особенностей интеллектуальной сферы для обоснования и выбора учебных и трудовых рекомендаций с целью профилактики инвалидизации психических больных детского и молодого возраста;

· Психологический анализ структуры нарушений психической деятельности при заболеваниях, возникших в результате различных вредных воздействий, интоксикаций, инфекций, стрессов.

· Психокоррекционная и социотерапевтическая работа с ближним окружением

Вопрос о направлении больного к патопсихологу решает лечащий врач. Врач оформляет заявку. В заявке врачу необходимо чётко сформулировать цель,ради которой проводиться обследование, указать предварительный диагноз. До встречи с больным патопсихолог изучает историю болезни, возникновение и течение заболевания, психическим статусом больного. Изучая историю болезни,психолог проводит психолого-биографический анализ(Б.В.Зейгарник,1980), позволяющий уточнить поставленную задачу и наметить предварительный план обследования. Из всех методик патопсихолог выбирает 8-10, которые помогут наиболее полно раскрыть цель обследования и ответить на поставленные лечащим врачом вопросы. Протоколы исследований обязательно сохраняются. Это диктуется необходимостью располагать материалами ранних исследований при повторном поступлении больного. Итогом патопсихологического обследования является заключение. Как не может быть стандартного набора методик, так и не может быть стандартного построения заключения. В начале заключения отмечаются жалобы больного на состояние памяти, внимания,ослабление умственной работоспособности. Далее идёт описание того, как работал больной в ситуации психологического исследования: понимал его смысл, как выполнял задания, был ли критичен. Далее идут сведения о характере познавательной деятельности больного. В конце заключения даётся резюме, отражающее наиболее важные данные, полученные при исследовании. Заключение пишется в двух экземплярах (1- в историю болезни, 2- в архив). В течении года психолог может провести около 500 исследований, за год психолог обследует 200-250человек. Обследование считается завершённым, если больной выполнил все предложенные ему задания.

Принципы работы патопсихолога применительно к детям и подросткам:

1. Наличие задачи исследования(клиническая её часть формулируется врачом).

2. Обязательное ведение протокола обследования и написание заключения по его материалам.

3. Использование индивидуального подхода к испытуемым в соответствии с возрастными, образовательными,социально-психологическими и иными особенностями, а также с учётом клинической картины и состояния пациента.

4. Использование диагностических методик в их «узкой» (специализированной к определённому психическому процессу или его состовляющим) и «широкой» направленности (оценка продуктивности, темпа деятельности, эмоционального реагирования и т.д.)

5. Перекрёстное использование дополняющих методик, с тем чтобы вывод о нарушении базировался на более обьективных данных.

6. Адаптация процедуры исследования и подачи инструкции к возрастным особенностям испытуемых.

7. Осмотр детей амьулаторно в присутствии родителей или с их согласия; в клинике соблюдение этого правила не обязательно.

8. Установление доверительного контакта с испытуемым и учёт его отношения к проводимому обследованию

9. Сочетание качественных и количественных методов оценки отклонений в психическом состоянии с приемущественной опорой на качественный клинико-психологический анализ.

10. Учёт индивидуальности самогопсихолога –диагноста(экспериментатора)

11. Сопостовление полученных и нормотивных данных о развитии тестируемой психологической функции.

12. Работа в команде с другими специалистами.

Вопрос.

Патопсихологическое исследование включает в себя: анализ истории болезни, беседу с больным, наблюдение, обследование пациента с помощью разных методик, сопоставление экспериментальных данных, интерпретацию результатов. Патопсихологическое исследование несёт в себе элементы психокорекционной работ, патопсихолог должен быть внимательным, терпеливым и тактичным.

Основными принципами построения патопсихологического исследования являются:

· Системный качественный анализ нарушений психической деятельности

· Апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений

· Выявление не только нарушенных, но и оставшихся сохранными функций для опоры на них в коррекционной работе

Основным методом патопсихологических исследований является эксперимент. В рамках этого эксперимента происходит изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Методики описаны в работах С.Я. Рубенштейна, Б.В. Зейгарник. При организации патопсихологического эксперимента соблюдается несколько правил:

· Эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую человеком в труде, учёбе, общении

· В эксперименте обнаружить структуру нарушенных функций и оставшиеся сохранными формы психической деятельности

· Экспериментально- психологические приёмы направить на раскрытие качественной характеристики психических нарушений

· Результаты исследования точно и объективно фиксировать

Построение обследования в клинике отличается многообразием, большим количеством применяемых методик. Это необходимо, т.к. процесс распада психики происходит неоднослойно, практически не бывает, чтобы у больного был нарушен только один психический процесс. Патопсихологическое исследование включает беседу с больным.

Беседа состоит из двух частей:

Первая часть осуществляется вне эксперимента, т.е. до и после экспериментальной работы. Беседа зависит от поставленной перед психологом задачи, от состояния больного. В беседе психолог должен избегать обсуждения с больным его болезненных переживаний. (В чём содержание вашего бреда?). В беседе больного необходимо ободрить, настроить на успешное выполнение экспериментальных заданий. В правильно проводимой беседе присутствуют элементы психотерапевтического воздействия, имеется коррекционный характер.

Вторая часть беседы часть беседы проходит во время эксперимента, патопсихолог оказывает помощь в выполнении экспериментальных заданий. Разнообразные виды помощи описаны в работах Рубенштейна это:

· Простое переспрашивание (это привлекает к сказанному или сделанному)

· Одобрение или стимуляция (хорошо, дальше)

· Вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие(такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли)

· Наводящие вопросы

· Подсказка, совет действовать тем или иным способом

· Демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие

Все реакции больного на помощь, похвалу, критику должны быть отражены в протоколе.

Для расширения полученных данных используются тесты, личностные опросники, проективные методы.

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов. Достоинство тестовых заданий – их большая объективность, возможность сравнивать результаты, в тоже время они показывают отклонения от нормы и не позволяют видеть сохранные звенья.

Опросниками – называют методики, материалом которых являются вопросы, на которые обследуемый должен ответить. Различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники –анкеты дают информацию об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей.

Проективные методики

В основу построения этих методик положено представление о том, что в творчестве человека, его высказываниях, представлениях проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность. Обследование предполагает создание ситуации неопределённости.

В детской патопсихологии не существует единой готовой схемы обследования на все случаи. Каждый практикующий специалист использует свой набор основных диагностических средств,приспосабливая его (расширяя или сужая) под задачи практической работы. В рамках обследования могут быть использованы как патопсихологические, так и нейропсихологические методики и приёмы.

Примерный список методик:

1. «Десять слов»

2. Парные ассоциации.

3. Метод пиктограмм.

4. Таблицы Шульте.

5. Шифровка (субтесты из теста Векслера)

6. РАТ (рисуночный апперцептивный тест).

7. Тест Розенцвейг

8. Самооценка Дембо-Рубенштейн.

9. Незаконченные предложения.

10. Графичесике пробы(рисунок семьи,себя, несуществующего животного)

11. Психолого-образовательный тест (по анг. РЕР).

12. Нейропсихологическая диагностика.

 

Рубенштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения в клинике.-М., 1970.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.-М., 1980.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: