ТЕМА 4: Психологическая квалификация особенностей психического развития в рамках пограничной психической патологии




ПЛАН:

Проблема школьной дезадаптации

Невротические реакции и неврозы

Особые виды невротических расстройств у детей.

Вопрос.

1.1. Школьная дезадаптация - нарушение полноценной адаптации к обстановке школьного обучения, под которой подразумевается совокупность умственных, эмоциональных и физических нагрузок, как связанных, так и не связанных с учебным процессом непосредственно. Внешними критериями школьной дезадаптации являются: несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка и требований школы как института социализации; низкая успеваемость; слабое усвоение новых социальных норм; нарушения дисциплины. Признаки могут встречаться по отдельности и в совокупности. Школьная дезадаптация может быть частным проявлением общей социально-психологической дезадаптации (обычно у детей с наличием различных нервно-психических расстройств) или непосредственно связана с отклоненими в ведущей учебной деятельности. В группу риска по школьной дезадаптации попадают дети, в анамнезе у которых имеется органическая патология ЦНС и неблагоприятные социокультурные условия, предшествующие школьному периоду.

1.2. Дидактогении - (от греч. «дидактос»- приобретаемый по средству изучения и «генос»-происхождение)- это оклонения в здоровье ученика, обусловленные и связанные с процессрм обучения в широком смысле. При широком понимании характера воздействия различают физическую и психическую дидактогению.Психическую дидактогению относят к разряду психогений, поскольку прослеживается психогенный механизм возникновения и развития отклонения в психическом здоровье ученика.К проявления дидактогении относятся различные по типу и динамике реакции: депрессивные состояния, сверхценное отношение к учёбе. Личность педагога и стиль обучения существенны для возникновения дидактогении.

1.3. Дети с педагогической и социальной запущенностью и пониженной обучаемостью. Социально-педагогическая запущенность понимается как ущербность микросоциальных условий (социальная депривация, материнская депривация) развития на ранних или более поздних этапах онтогенеза, вследствие которой ребёнок приобретает устойчивое состояние психики, характеризующееся как недостаточно полноценное психическое развитие. Выделяют педагогическую и психологическую запущенность.

Вопрос.

В последней международной классификации болезней (МКБ-10) невроз как самостоятельное заболевание или группа заболеваний не выделяется. Сохранилось наименование широкой группы нарушений как «невротические, связанные со стрессом расстройства». В практике по прежнему широко используется диагноз «невроз». Неврозы- самое распространённое нервно-психическое заболевание среди детей и взрослых. Неврозы- это психогенные нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате особо значимых жизненных отношений человека и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Невроз-это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для неё сторонами действительности, вызывающие болезненно-тягостные переживания неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечёт за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Сам термин «невроз» был введён врачом Галеном в 1776г. в переводе с греческого переводиться как «болезнь нервов». Для неврозов характерны:

· Обратимость патологических нарушений независимо от их длительности;

· Психогенная (психотравмирующая) природа заболевания, которая выражается в связи между клинической картиной невроза, особенностями личности больного и конфликтной ситуацией;

· Специфичность клинических проявлений, обусловленная доминированием эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

В клинической картине неврозов следует различать: невротическую реакцию, невротическое состояние и невротическое развитие личности. Невротическая реакция является кратковременным способом реагирования на стрессовую ситуацию, тем не менее приводящая к возникновению проявлений, характерных именно для неврозов. Невротические состояние указывает на затяжной характер реагирования и устойчивость эмоционально-личностных проявлений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: