Состояния, сходные с шизофренией в подростковом возрасте




Подростковый кризис может отмечаться состоянием, сходным с шизофренией. У подростков в пубертатном периоде наблюдаются особенности характера, напоминающие шизофренические проявления: склонность к излишнему самоанализу, манерность, дурашливость.

Снятие внутренних личностных конфликтов подростка происходит при благоприятном социальном окружении. В неблагоприятных социальных условиях острота переживаний подростка увеличивается, что может привести и к патологическим реакциям. Глубинные личностные переживания могут также сделаться источником болезненных состояний.

2 вопрос. Изучение школьников, больных эпилепсией.

Эпилепсия является следствием органического поражения мозга, либо имеет генуинное происхождение. Кроме эпилептических припадков, которые истощают и травмируют больного, заболевание часто сопровождается стойкими психическими изменениями, затрагивающими как познавательные процессы, так и характер больного. При обследовании детей, больных эпилепсией, в особую группу выделяют детей, страдающих генуинной эпилепсией. В структуре личности у этих детей часто отмечается повышенный инстинкт самосохранения, больное стремление к самоутверждению и выраженная эгоистичность. Генуинная эпилепсия – это форма эпилепсии протекающая с первично генерализированными припадками, не связанная с явным органическим поражением головного мозга или выявленным нарушением обмена. Дети, страдающие эпилепсией, никогда не теряют связь с реальностью и стремятся учитывать обстоятельства и влиять на них в свою пользу. В структуре личности ребёнка выявляется замедленность, заторможенность, всех реакций, вязкость проявлений в аффективной сфере. Больные педантичны, мелочны, трудно переключаемы. Они обращают большое внимание на второстепенные детали проблемы и застревают в них. У детей, больных эпилепсией, так же, как у детей, страдающих шизофренией, наблюдаются особенности протекания высших психических процессов. В период между приступами больные дети имеют хорошее и устойчивое внимание. Внимание больных эпилепсией характеризуются плохой переключаемостью и застраиванием. Инертность, характерная для таких детей, проявляется в их обязательном стремлении закончить начатую деятельность. У больных детей расстройство процесса сохранения запоминаемого материала. У детей, страдающих частыми приступами, процесс запоминания деформирован. Среди речевых расстройств встречаются олигофразии, при которых замедляется темп речи, ребёнок забывает нужные слова и часто останавливается, чтобы их подыскать. Возможно забывание отдельных частей речи. Особенность детей с эпилепсией – частое использование в речи больных уменьшительных суффиксов: «ложечка» и т. д. Особенности мышления выражаются в замедленности, инертности протекания мыслительных процессов. Детям недоступен отвлечённый смысл пословиц и поговорок. Воображение характеризуется бедностью и конкретностью образов. У них вызывает затруднение угадывание образов в незаконченных рисунках. Эмоционально-волевая сфера больных отличается вязкостью, напряжённостью и длительностью сохранения негативных переживаний. Эти дети легко ранимы и тяжело переносят своё состояние. Они легко обижаются и не переносят порицаний. От неудач они становятся раздражительными, а иногда и злобными.

Особенности детей с органической эпилепсией

Органическая эпилепсия сопровождается более выраженной туго подвижностью, значительным снижением интеллекта с отсутствием критического отношения к собственной интеллектуальной несостоятельности, выраженной истощаемостью, отсутствием устойчивости и целенаправленности в работе.

Особенности протекания дементного процесса при эпилепсии

Психические нарушения при эпилепсии вызывают распад высших психических функций. Деменция при эпилепсии – это сложное образование, её особенностью является необратимый, прогрессирующий дефект, который проявляется в общем снижении личности, в стойком поражении интеллекта и других психических процессов, в уменьшении возможности детей продолжать обучение. Понижается работоспособность. Ребёнок оказывается способным к проявлению активности только в исполнительской деятельности, резкое сужение интересов. Аффективная сфера поражается в сторону всё большего эгоизма, злопамятности и жестокости.

3. Изучение школьников с травматическими поражениями центральной нервной системы.

Среди детей с травматическими поражениями ЦНС можно выделить три большие группы больных:

1. Дети с выраженной астенией и нарушением работоспособности

2. Дети с явлениями травматической энцефалопатии

3. Дети с явлениями травматической деменции.

1.Первая группа детей характеризуется возникновением у них в результате астенических состояний. Основным симптомом является, истощаемость. В связи с этим интеллектуальная деятельность таких детей (особенно в первый период, если лечение закончено и заболевание не приобрело прогредиентного вида) может иметь выраженный истощаемый характер. Истощаемость влияет на внимание, память и эмоционально-волевую сферу. Среди нарушений внимания отмечаются: узкий объём, рассеяность и неустойчивость внимания. Процессы запоминания и сохранения снижены. Нарушения эмоционально- волевой сферы проявляются в вялости, снижении интереса к учебной или другой деятельности.

2. Нарушения психической деятельности при травматических энцефалопатиях выражаются более значительно. У этих детей ещё большая истощаемость психических процессов. При обследовании выявляется большая недостаточность протекания мыслительных процессов. Трудности возникают при операции сравнения. Метафоры и пословицы не понимаются, дети проявляют стойкое нежелание сосредоточиться на них. У некоторых больных могут наблюдаться кратковременные состояния иллюзорности окружающего мира. У детей наблюдается повышенная сонливость, которая продолжается в течении нескольких дней или даже недель. Такие состояния сопровождаются астенией, понижением жизненного тонуса, апатией и общей вялости.

3. В третью группу объединены дети с травматической деменцией, или травматическим слабоумием, возникающих в основном после травматических повреждений, перенесённых в раннем детском возрасте. Нарушения психической деятельности проявляется в распаде интеллектуальной деятельности, выраженных нарушениях памяти, внимания и других психических функций. Главной особенностью детей с травматическим слабоумием является процесс обеднения сформировавшегося интеллекта и нарастающий распад их психики. Личностная сфера детей характеризуется снижением активности, инициативы, целенаправленности деятельности, нарушениями критичности, самооценки и оценки воздействия окружающего мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: