Растяжки и упражнения двигательного репертуара




Глазодвигательные упражнения.

Ребёнок к 3 годам уже должен уметь оценивать пространство на 180” по вертикали и на 180” по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребёнок может быть достаточно травматичен, очень быстро устаёт.

Имеющаяся у ребёнка фрагментарность будет не только в зри­тельной сфере, но, как правило, она проявится и в других сферах, например в речевой. И точно так же, как ребёнок видит фрагментарно, он будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: «За высоким забором растут яблони». Ребёнок может ухватить только один какой-нибудь фрагмент, например: «растут яблони», а что было перед ним, что после — он не знает, и начинает достраивать всё что угодно и фантазировать, придумывая несущественное, то, что учитель совсем не говорил. Понятно, какое отношение может быть к такому ребёнку в классе.

Элементарные движения слежения глазами за предметом, кото­рые формируются к 3-му месяцу жизни, должны автоматизироваться. Очень часто сведение глаз к переносице (конвергенция), слежение за предметом в горизонтальной или вертикальной плоскости становятся для ребёнка трудновыполнимыми упражнениями. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и кос­венно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память).

У многих детей обнаруживаются патологические синкинезии (со­дружественные движения). Есть синкинезии адекватные. Когда человек идёт, у него правая нога движется одновременно с левой рукой. Это нормальная синкинезия, адаптивная, мы её используем в жизни.

Но у детей встречаются неадаптивные синкинезии, например, когда ребёнок на что-то смотрит, в этот процесс у него включается язык — это лучший вариант, но, как правило, включается всё тело. Когда ребёнок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т. п.

Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии, которые когда-то в младенчестве были «выгодны» ребёнку, а теперь их уже можно считать патологическими и нужно с ними работать, из­бавляться от них.

В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глаза­ми на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырём вспомогательным (диагональным) направлениям.

По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала вы­полняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом опять врозь. Желательно добавлять в упражнение дыха­ние, но если ребёнку трудно, можно добавлять дыхание позже, когда ребёнок сможет выполнить это упражнение.

Сведение глаз к переносице получается не сразу, в некоторых слу­чаях только тогда, когда ребёнок начинает выполнять упражнения стоя.

Растяжки и упражнения двигательного репертуара

Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов), зажимов и патологических ригидных телесных уста­новок; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.

Оптимизация и стабилизация тонуса являются одними из самых важных задач коррекции и/или сопровождения развития ребёнка. Лю­бое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональ­ном, познавательном статусе ребёнка и негативно сказываться на его общем развитии.

При диагональном растягивании, перекрещивании конечностей выравнивается тонус обеих половин туловища, происходит выработка правильного двигательного стереотипа, способствующего овладению навыками ползания, ходьбы с перекрёстными движениями конечностей. Некоторые движения оказывают воздействие на вегетативные нервные структуры. Специально подобранные упражнения способствуют регу­ляции вегетативных нарушений, имеющихся у детей с ПЭП, коррекции патологических изменений, созданию фундамента активной мышечной деятельности.

Осознание ребёнком своего тела происходит через освоение про­странства собственного тела и пространства вокруг тела. Работа с про­странством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней,выполняются в трёх пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение тела (упражнения лёжа), ребёнок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).

Осознание собственного желания (сильнее потянуть) помогает в становлении саморегуляции. Развитие способности к расслаблению, релаксации также решает задачу умения контролировать свой тонус. Специальный комплекс позволяет научить ребёнка чувствовать, перераспределять напряжение и уметь его снимать. Кроме того, многие упражнения данного раздела подготавливают ребёнка к этапу ползания.

Упражнения представлены в определённом порядке и повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития: перевороты со спины на живот, ползание попластунски, сидение, хождение на четвереньках и т. д.

В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка в процессе ползания таких понятий, как «верх-низ», «впереди-позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.

Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: