При изложении материала учебного предмета необходимо соблюдать принцип систематичности и последовательности, который отвергает изучение отдельных фактов без выяснения их значения и связи с ранее изученным материалом. Построение материала школьного курса должно быть связным и цельным. Каждое последующее положение необходимо выводить из предыдущего. Логика построения курса естествознания базируется на уже названных дидактических правилах: «от неживого к живому», «от близкого к далекому», «от простого — к сложному».
Принцип научности и доступности в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».
В основе построения любого школьного курса должен лежать принцип научности, но это не означает, что школьный предмет должен стать тонной копией науки в сжатом виде. «Таким образом, — считал В.В. Половцов, —...неизбежно вводится догматизм, так как в погоне за сжатым изложением обильных фактов неизбежно приходится выпускать самое ценное, т.е. научную обработку этих фактов. Это то же самое, что выпустить кровь из живого организма и засушить его!»1.
Научность предполагает отбор проверенного фактического материала и его обработку и исследование научными методами. В начальном курсе естествознания невозможно полное изложение научной дисциплины и применение всего разнообразия методов обработки материала. Отбираться должен только тот материал, который знакомит младших школьников с основными объектами окружающего мира и служит пониманию закономерностей протекания природных явлений и процессов.
Преподаватель обязан выбрать самое существенное и опустить все остальное, не дающее ничего нового по сравнению с уже изученным. Например, при введении представления о насекомых вполне достаточно выделить их главный отличительный признак — три пары ног, по которому дети легко узнают этих животных в природе. Все остальные особенности строения насекомых школьники изучат в курсе зоологии. При знакомстве с размножением растений нужно выяснить роль опыления, основные способы распространения плодов и семян и этапы развития растений из семени.
принцип доступности. Этот принцип предполагает использование определенных правил, выработанных в педагогической науке со времен Я.А. Коменского. В их основе лежит знание возрастных особенностей детей. Важнейшие дидактические правила:
1. От простого — к сложному, от известного — к неизвестному.
Эти правила предполагают начинать изучение курса не только с наиболее легкого и знакомого учащимся материала, но и использовать при этом самые простые методы и учебное оборудование. С этой точки зрения недопустимо в начальной школе изучение одноклеточных растений и животных, несмотря на то, что они имеют самое простое строение, так как знакомство с простейшими организмами требует использование микроскопа.
2. От близкого к далекому. Это правило лежит в основе краеведческого принципа обучения, который раскрывается ниже.
3. От конкретного к отвлеченному. Это правило требует, чтобы обобщению и выведению определенных закономерностей предшествовало знакомство с конкретными объектами и явлениями, которые будут служить основой для создания в сознании ребенка ярких образов окружающего мира.
Вышеназванные правила не все используются в технологиях развивающего обучения, которые будут рассмотрены в следующих главах.
Принцип наглядности в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».
Принцип наглядности лежит в основе формирования понятий. При этом используются наглядные методы обучения. Наглядные методы - способы овладения учебным материалом, при котором новые знания дети получают при восприятии наглядных, экранных пособий и демонстрационных опытов.
Наглядные пособия должны использоваться на всех уроках по изучению окружающего мира, но это не означает, что все занятия проводятся с применением наглядных методов обучения. Наглядность может служить иллюстрацией к рассказу учителя для усиления его образности, но источником знаний в этом случае все же остается слово учителя.
При проведении урока наглядными методами именно демонстрация опытов, экранных пособий, натуральных объектов, таблиц служит источником знаний учащихся. При восприятии демонстрируемых объектов или явлений учащиеся с помощью вопросов и заданий учителя осмысливают увиденное, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.