Религиозно-философские и социальные основы индусского права




Одним из видов религиозных правовых систем является индусское право, под которым понимается право сообществ, проживающих и Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, члены которых исповедуют индуизм.

Индусское право считается "живым правом", которое на протяжении всей своей истории демонстрирует возможность и способность гибкого приспособления к изменениям общественной жизни благодаря его связи с устоявшимися социальными институтами, обусловлены учением об индуизм, на которых базируется индийское общество.

ПЕРЕЛИСТНУТЬ СЛАЙД

Своеобразие философских основ индусского права заключается в том, что оно формировалось не под влиянием других правовых систем и представляет собой сложную систему религиозных, нравственных, философских и правовых взглядов.

Индуизм является симбиозом философских, религиозных и социальных учений.

Философской основой индуизма является учение о перевоплощении души и вера в цикличность существования вселенной по нисходящей линией. Человек своими благотворными действиями получает возможность родиться снова членом более высокой касты, даже, возможно, освобождение ее души от круговерти жизни и смерти через превращение ее в часть божественного мира.

ПЕРЕЛИСТНУТЬ слайд

Индуизм определяет различные социальные нормы и ценности, совокупность которых формирует образ жизни индусов, их мировоззрение, общественный порядок, социальную организацию, основанную на кастовой системе.

- отличает свобода верования, соединенная с требованием свято верить и придерживаться системы ценностей и принципов этого вероучения (принятие авторитета вед, признание особой роли брахманов в руководстве духовной жизнью, выполнение важнейших ритуалов, признание кастовой системы, высокую степень терпимости к иноверцам и инакомыслию).

- придает каждому действию человека духовный смысл и непосредственно связывает путь до совершенного общественного устройства с моральным усовершенствованием природы и духа самого человека.

Индусское право восприняло как философскую основу учения индуизма, которое стало основой для правового регулирования как публичного, так и частного жизни индусов.

Социальную основу индуизма и индусского права составляет кастовая система, которая предусматривает разделение человеческих сообществ на отдельные социальные слои - касты, что представляли собой замкнутую группу людей, занимающих строго определенное место в обществе и имеют специфическое занятие или профессию и, соответственно, обладают особым специфическим самосознанием, обычаями и ритуалами.

ПЕРЕЛИСТНУТЬ СЛАЙД

Традиционно выделяются четыре касты: брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне), шудры (слуги), каждая из которых состоит из подкаст, общее количество которых составляет около 3000 видов.

Ва́рна — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества

Кастовая система дает возможность поддерживать стабильность и единство индийского общества, поскольку способствует интегрированию в него различных этнических, расовых и религиозных групп на правах определенных коллективов, не меняя внутренних особенностей религиозного культа этих сообществ.

ПЕРЕЛИСТНУТЬ СЛАЙД

Каждая каста имела свои правила, которые определяли правовой, религиозный и моральный статус индусов в зависимости от принадлежности к соответствующей касте. Переход из одной касты в другую был возможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каждая каста не должна быть запятнана контактами и общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судебном порядке (например, признание в определенных случаях недействительным брака между членами разных каст, определение правового положения детей от таких браков и т.д.).

На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности.

Индусская система права — одна из древнейших в мире. В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» (частью которой является «Бхагавадгита») иАгамы. Веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные в далекой древности, во ЇІ тысячелетии до н.э. и даже раньше, — содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся ксвященным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога.

Пура́ны (санскр. पुराण purāṇa IAST «древняя былина») — тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писанияпослеведийского периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология

Дальнейшее развитие права связано с дхармашастрами — обширными сводами правил поведения, приписываемых известным ученым. Особенно хорошо известны дхармашастры царя Ману (II столетие до н.э.). В них содержится относительно упорядоченная система правил, которые с определенной долей условности можно назвать юридическими.

ПЕРЕЛИСТНУВТЬ СЛАЙД

Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа — комплекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором, и думает о потустороннем мире.

И судебные прецеденты, и акты, устанавливаемые светскими правителями, доктрина индуизма не считает источниками права. Но одновременно' она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, судья не обязан применять его всегда точно. По своему усмотрению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедливость.

Социально-духовному стилю и принципам действий индуса свойственны ненасилие, толерантность, миролюбие и непричинение вреда.

Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелетний путь развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Основная причина "живучести" этого права таится в тесной связи норм с традиционными, чрезвычайно устойчивыми индусскими социальными институтами и в первую очередь с общинной и кастовой структурами, способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политических условиях. В сельской местности большинство индусов не воспринимают новые законы и живут так, как жили их предки, а правосудие осуществляется главным образом на основе традиционных и хорошо знакомых им институтов.

В период борьбы за независимость были выдвинуты идеи полной кодификации индусского права. После провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако из-за противодействия консервативных сил проект не был утвержден и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Первым был принят в 1955 г. закон о браке, унифицировавший брачное право и приспособивший его к современным взглядам на семью.

В 1956 г. вступили в действие еще три закона: о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи.

В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом.

Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право активно используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества. Сохранилось оно также в регулировании отношений государственного землевладения.

ПЕРЕЛИСТНУТЬ слайд

Вывод

Индуизм - не является единой религией и представляет собой семейство религий и традиций. В индуизме отсутствует унифицированная система верований и общая доктрина[9]. Нет в нём также централизованного органа управления. В истории индуизма, в отличие от других мировых религий, не было какого-то одного основателя[10]. Несмотря на это, индуизм обладает своей собственной уникальной формой и чертами, выделяющими его в отдельную религию[9]. Индуизм часто сравнивают с баньяновым деревом, постоянно пускающим новые корни, которые со временем превращаются в стволы, также пускающие побеги[9]. Этот пример наглядно показывает не только разнообразие индуизма, но и взаимосвязь, существующую между его различными течениями[9].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: