Педагогические условия формирования естественнонаучных и обществоведческих знаний у младших школьников




 

 

Как уже говорилось ранее, одним из принципов обучения в современной школе является коммуникативно-деятельностный подход.

В данном подходе принимают участвуют два субъекта: учитель (его деятельность называется – учением) и ученик (его деятельность называется – обучением).

Большие возможности в реализации данного подхода в процессе формирования естественнонаучных и обществоведческих знаний у младших школьников предоставляют действующие учебники и рабочие тетради. Поскольку помимо текстов, они включают широкий круг вопросов и заданий, реализующих данный подход при: выделении главного в содержании беседы, рассказе, составлении плана, подготовке рассказа по иллюстрации; решении проблемных задач и т.д.

Весьма эффективным методом в реализации коммуникативно-деятельностного подхода в изучении естественнонаучного и обществоведческого материала является рассказ.

Рассказ может быть вводным, дополнять материал учебника. Рассказ учителя школьник должен воспринимать осознанно, что невозможно без мыслительных действий.

При рассказе целесообразно опираться на иллюстративный материал учебника, поскольку на уроках младшие школьники учатся работать с иллюстрациями: проводят их элементарный анализ; составляют рассказ по иллюстрации; пишут сочинения и т.д. Также целесообразно вводить в рассказ прямую речь, персонификацию и драматизацию материала.

Помимо рассказа эффективным средством организации познавательной деятельности при рассказе учителя является беседа. Она возможна в начале изложения, в ходе или конце его. Возможна постановка познавательных заданий перед рассказом учителя. Рекомендуется включать в беседу задания, требующие привлечения знаний из внешкольных источников информации (книг, кино, телевидения).

Некоторые специалисты отмечают, что при изучении курса «Окружающий мир» необходима словарная работа, предполагающая перевод слов, специальных терминов из пассивного словаря ученика в активный при помощи заданий, закрепляющих навыки точного и правильного употребления слов, которая должна вестись систематически.

При изучении естественнонаучного и обществоведческого материала большую роль играет сравнение, которое помогает формировать у младших школьников доступное их возрасту представление об обществе.

Овладение приемами сравнения сочетается с формированием оценочных суждений. Используя текст в учебнике и приведенные в нем иллюстрации, учитель может целенаправленно организовывать оценочную деятельность учащихся на доступном для них уровне.

Таким образом, для формирования у детей естественнонаучных и обществоведческих знаний учителю необходимо стремиться к разнообразию приемов, используемых на уроке и включающих школьников в активную учебную деятельность.

Г.А. Чернова одним из эффективным средств формирования обществоведческих знаний у младших школьников выделяет интеграцию уроков окружающего мира с другими изучаемыми предметами начальной школы.

Интегрированный урок - это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения.

Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме, определяется главная цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

Рассмотрим возможности учебных предметов в формировании естественнонаучных и обществоведческих знаний.

Русский язык: воспитывает эмоционально-ценностное отношение к родному языку.

Литературное чтение: обогащает нравственный опыт младших школьников, формирует представление о добре и зле; воспитывает уважение к другим культурам. Основными темами детского чтения являются: произведения о Родине, природе, труде, детях, взаимоотношениях людей, добре и зле.

Музыка: воспитывает эстетические чувства, уважения музыкальной культуре своей страны и других стран мира, прививает любовь к своему народу, патриотизм,

ИЗО: воспитывает эстетические чувства - любовь к родной природе, своему народу, Родине, учит выражению своего отношения к произведениям изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении.

Технология (труд): воспитывает трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда и др.

Физическая культура: способствует укреплению здоровья, содействует гармоничному физическому развитию.

На основании этого можно утверждать, что естественнонаучное и обществоведческое измерение содержат практически все образовательные компоненты, которые входят в ФГС НОО по линиям: человек, природа, общество, а на уроках по формированию естественнонаучных и обществоведческих знаний конкретизируются опорные понятия: окружающий мир, природа, человек, общество, Россия наша Родина, государственная символика России, государственные праздники, столица России, регион, где живет учащийся.

В новых условиях необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

В решении данного подхода большое значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения[6, с. 162].

Проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат [6, с. 169].

· развитие познавательных умений и навыков учащихся;

· умение ориентироваться в информационном пространстве;

· умение самостоятельно конструировать свои знания;

· умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

· наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

· практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

· самостоятельную деятельность ученика;

· структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

· использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

· обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Как уже было сказано, исследование - бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.

Педагогическими условиями формирования естественнонаучных и обществоведческих знаний у младших школьников является: осуществление коммуникативно-деятельностного подхода; проведение интегрированных уроков; использование исследовательских и проектных технологий в процессе формирования научно-естественных и обществоведческих знаний.


Заключение

Знание - это информация, отраженная в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков. Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный и продуктивный.

Уровни усвоения учебной информации - это понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество.

На их основе (знаний) у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия.

Необходимо подчеркнуть, что знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

Если говорить об обществоведческих и естественно-научных знаниях, необходимо отметить, что они являются системой интегрированных знаний, которые включают первоначальные знания по краеведению, праву, граждановедению, основам безопасности жизни и др.

Обществоведческие знания - важный раздел учебного содержания.

На основе обществоведческих и естественно-научных знаний у школьников формируются понимание места человека в обществе и среди людей, дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах, с нормами взаимоотношений между людьми.

Школьники усваивают различные социальные понятия: «Родина», «страна», «город», «национальность», «закон», «обязанность», «президент», «правительство» и многих других, которые дают элементарные представление об устройстве государства, о достопримечательностях и значении родного края, к примеру.

Многие обществоведческие и естетсвенно-научные понятия и явления младшим школьникам трудно представить, изобразить, поэтому необходимы такие приемы и методы обучения, которые включают школьников в активную учебную деятельность.

Реализация коммуникативно-деятельностного подхода на уроке включает широкий круг вопросов и заданий при выделении главного в содержании беседы, рассказе; составлении плана; подготовке рассказа по иллюстрации; сравнении изображений; объяснении новых слов; чтении схем, карты; решении проблемных задач.

Для более успешного усвоения знаний младшими школьниками, возможно проведение интегрированных уроков. Они вносят в структуру урока привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания, помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий. Многие из учебных предметов в начальной школе предоставляют возможности для формирования обществоведческих и естественно-научных знаний у младших школьников, так как эти знания проникают во все сферы деятельности человека.

Использование исследовательских и проектных технологий при изучении обществоведческого материала является не менее эффективным методом.

Поскольку, в основе метода проектов и метода исследований лежат: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить, вывод напрашивается сам собой, оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся.

Данные технологии позволяют использовать полученные младшими школьниками обществоведческие знания на практике, осознать свою роль и место в общественных явлениях.

Итак, обществоведческие и естественно-науччные знания расширяют представления младших школьников об окружающем мире; позволяют осмыслить понятия различного рода; осознать значение этих явлений для жизни человека.

Целенаправленная деятельность педагога, должна быть направлена на формирование у учащихся понятий и представлений о ценностях, включение ценностей в эмоциональный опыт учащихся, стимулирование к реализации ценностного переживания в действии, способствуют возникновению и развитию потенциала изучения знаний в начальной школе.

Подводя итог, отмечу, данная курсовая работа поставленной цели добилась и задачи выполнены в полном объеме.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: