Показатели | Максимум баллов | Полученные вами баллы | Процент от максимума баллов |
Завуалированная жестокость | |||
Открытая жесткость | |||
Обоснованный негативизм | |||
Брюзжание | |||
Негативный опыт общения | |||
Всего: |
Методическая процедура «Симпатия» или ПТС «Предпочитаемый тип симпатии»
«Предпочитаемый тип симпатии» (ПТС). Подробное описа-
ние методики и рисуночный тест даны в приложении 5.
Охарактеризуем принципы построения методики и некоторые особенности ее использования при изучении эмоциональной идентификации в семье. Методика включает в себя сти-мульный материал (рисуночный тест), систему тестовых заданий и план интервью. Стимульный материал — это 36 пронумерованных рисуночных портретов лиц разного пола и возраста. Рисунки подобраны так, чтобы различные половозрастные группы были одинаково представлены. В тесте одинаковое число (по 6) мужчин и женщин старшего возраста, средних лет и младшего возраста. Рисунки отбирались из значительного числа (96) рисуночных портретов так, чтобы обеспечить возможно большее характерологическое различие нарисованных людей. Для этого 96 рисунков были предъявлены нескольким группам населения (учащиеся высшего военного учебного заведения, учащиеся техникума культуры, слушатели курсов повышения семейно-бытовой культуры; общее количество опрошенных— 140 человек). Давалось задание, во-первых, представить себе характер каждого из изображенных людей и, во-вторых, указать портреты лиц с очень сходным характером. Таким образом, были выделены группы «сходных характеров»; один из представителей группы отбирался для методики, другие же исключались. Отбор из группы лиц с одинаковым характером производился так, чтобы обеспечить описанный выше принцип равной представленности различных половозрастных групп.
Кроме самих рисунков, которые при исследовании раскладываются перед испытуемым, имеются еще «пустые» карточки того же формата.
Система тестов включает, во-первых, стандартные задания и, во-вторых, задания специфические. Стандартные изложены в методике. Специфические же обычно разрабатываются в ходе обследования.
Первое стандартное задание: внимательно рассмотреть все рисунки, представить себе характеры нарисованных людей и выбрать среди них человека, который нравится (привлекает, вызывает наибольшую симпатию). После того, как выбор сделан, предлагается выбрать второго, третьего и т. д., проранжировав все рисунки — от наиболее симпатичного до самого антипатичного. Порядок каждого рисунка фиксируется обследующим письменно. Затем испытуемому предъявляются стандартные задания на установление функций произведенного выбора. Примеры заданий: «Укажите, кто Вам больше всего нравится внешне»; «Укажите, кому из них Вы бы охотнее всего сделали подарок на Новый год»; «С кем Вам было бы веселее всего?»; «За кем бы Вы охотнее всего ухаживали, если бы он был тяжело болен?»; «Кого более всего ценили бы за жизненную мудрость?»; «В кого охотнее всего влюбились бы?».
Вслед за этим устанавливается, во-первых, носители каких «желаемых отношений» занимают ведущие места в проранжированном наборе рисунков. Например, если наиболее нравящийся (т. е. занимающий первое место в проранжированном наборе рисунков) является тем, за кем обследуемый охотнее всего ухаживал бы в случае, если бы тот был тяжело болен, то делается предположение, что ведущим стимулом в развитии симпатии является тяжелое, зависимое положение объекта симпатии и возможность помогать ему. Если у наиболее нравящегося несколько функций, делается вывод, что ведущих стимулов в развитии симпатии тоже несколько.
Далее выдвинутое предположение о ведущем стимуле в развитии симпатии проверяется. Для этого задание, касающееся ведущего стимула, повторяется. Например, если больше всего нравится индивид, за которым бы ухаживал в случае тяжелой болезни, то в этом случае дается сле-
дующее задание: «А за кем еще из этих людей Вы бы охотно ухаживали, если бы они были тяжело больны?» Если второй выбранный входит в первую шестерку наиболее нравящихся людей, тем самым подтверждается предположение на 10 % уровне (т. е. вероятность того, что вхождение сразу двух лиц, за которыми обследуемый хотел бы ухаживать в случае тяжелой болезни, в первую шестерку наиболее привлекательных — чистая случайность и составляет не более 10%) [Muller P. et a!., 1982].
В случае подтверждения предположения предлагается всех лиц, изображенных на рисунках, проран-жировать в соответствии с ведущим стимулом. Так, если ведущим оказались беспомощность объекта симпатии и возможность помогать ему, то предлагается проранжировать всех: от того, за кем охотнее всего ухаживал бы, до того, за кем наименее охотно. Когда задание выполнено, обследуемому вручаются пустые карточки. Предлагается на каждой из них обозначить, как индивиду удобно, каждого члена своей семьи, подумать, как бы он его изобразил в виде рисунка. Затем дается задание «вставить» эти карточки в про-ранжированный ряд рисунков. Помещение члена семьи в начало ряда (например, первую шестерку) интерпретируется как показатель того, что он стимулирует чувство симпатии, а именно вызывает ведущий стимул. Помещение его в конце ряда (например, в последнюю шестерку) дает основание для обратного вывода (индивид фрустрирует ведущий стимул — вызывает в, данном отношении антипатию). Для количественной оценки степени обоснованности полученного вывода (для опровержения противоположной гипотезы, в соответствии с которой помещение «белой карточки» в начало или конец ранжированного ряда — случайное событие) используется таблица вероятностей биноминального распределения.
Завершающая часть исследования — интервью, план которого входит в методику. Врач или психолог, проводящий обследование, обращается к портрету человека, наиболее привлекательного с точки зрения исследуемого стимула симпатии, и говорит обследуемому члену семьи: «Расскажите об этом человеке все, что приходит в голову. Попробуйте хотя бы примерно указать, что он думает, что чувствует, что его заботит и что радует. Кем бы этот человек мог быть для Вас (сыном, мужем, хорошим знакомым)? Как бы он с Вами разговаривал, как бы обращался? Как бы Вы вели себя по отношению к нему?»
Задача исследователя на этом этапе — добиться максимально возможной конкретизации важнейшего стимула симпатии. Так, если на прошлом этапе было установлено, что член семьи склонен испытывать чувство симпатии к людям, находящимся в беспомощном положении, то на этом этапе нужно выяснить, как конкретно он представляет себе это беспомощное положение, какие чувства, высказывания, поведение объекта симпатии в его представлении свидетельствует о беспомощности и связанных с ней переживаниях.
1. Вступительная часть. Ранжирование портретов. П (раскладывает портреты в порядке нумерации).
П: «Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этих людей! Они разные по полу и возрасту, но у каждого свой собственный неповторимый характер, не похожий на другие. Представьте себе характеры этих людей!»
О (рассматривает портреты).
П: «А теперь выберите среди них человека, который Вам больше всего нравится!»
О (выбирает).
П: «Спасибо!» (вынимает этот портрет).— «Положите его, пожалуйста, вот сюда! А теперь найдите из оставшихся, кто Вам больше всех нравится, и положите его рядом, и так до тех пор, пока всех не разложите —- от самого Вам симпатичного до самого антипатичного!»
О (раскладывает).
П (когда ранжирование заканчивается, переписывает номера карточек, затем вновь раскладывает в порядке нумерации).
2. Выявление ведущего стимула симпатии.
П: «Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся людей, портреты которых Вы только что раскладывали (стандартные вопросы приложены в конце методики). О (отвечает).
3. П (устанавливает, носитель какого качества оказывается ближе всего к началу ряда. Например, какие качества приписывает О тому, кто ему «больше всего нравится»),
П (предлагает О проранжировать все портреты по упомянутому качеству. Например, если наиболее нравящийся О тот, кто более других способен ощутить чувство благодарности за добро, что ему сделали, то П предлагает всех проранжировать от наиболее способного до наименее способного ощутить чувство благодарности).
О (выполняет ранжирование).
4. П (вручает пустые карточки).
П: «Представьте, что на этих пустых карточках обозначены портреты членов Вашей семьи! Обозначьте, как Вам удобно, каждого!»
О (обозначает).
П: «А теперь вставьте в эти карточки ряд портретов! На какое место Вы бы положили каждого?»
О (раскладывает).
Если изучается несколько ведущих стимулов симпатии, то все повторяется со следующим качеством, начиная от п. 3. Оценка: каждому члену семьи, «пустые карточки» которых раскладывались, присваивается условный балл, равный...36 — место портрета в ряду.
5. Интервью по конкретизации ведущего стимула.
П (кладет перед О портрет человека, наиболее привлекательного по ведущему стимулу).
П: «Расскажите, пожалуйста, как можно подробнее об этом человеке! Что он сейчас делает? О чем думает? В каком настроении? Кем бы он мог быть лично Вам? Что ему нравится и что не нравится?»
Аналогичным образом конкретизируются и другие стимулы.
Стандартные вопросы к п. 2:
1. Кто из этих людей может больше всего достичь в жизни славы, успеха и т.д.
2. Если бы все эти люди были тяжело больны, за кем Вы бы охотнее всего ухаживали?
3. Кому из них Вы бы охотнее помогали в его делах?
4. Кто из них человек с самым интересным внутренним миром?
5. Кем из них больше всего восхищаются окружающие?
6. Вы больны: чья забота была бы Вам наиболее приятной?
7. Кого бы Вы взяли на опасное дело, например в разведку?
8. Кто из них мог бы полюбить Вас или сильно привязаться к Вам?
9. У кого во внешнем облике больше всего черт, которые Вам вообще нравятся в людях? 10. Кого охотнее всего Вы взяли бы на совместное увеселение?