Показатели негативных коммуникативных установок




Показатели Максимум баллов Полученные вами баллы Процент от максимума баллов
Завуалированная жестокость      
Открытая жесткость      
Обоснованный негативизм      
Брюзжание      
Негативный опыт общения      
Всего:      

 


Методическая процедура «Симпатия» или ПТС «Предпочитаемый тип симпатии»

«Предпочитаемый тип симпатии» (ПТС). Подробное описа-

ние методики и рисуночный тест даны в приложении 5.

Охарактеризуем принципы постро­ения методики и некоторые особенно­сти ее использования при изучении эмоциональной идентификации в се­мье. Методика включает в себя сти-мульный материал (рисуночный тест), систему тестовых заданий и план интервью. Стимульный мате­риал — это 36 пронумерованных рисуночных портретов лиц разного пола и возраста. Рисунки подобраны так, чтобы различные половозраст­ные группы были одинаково пред­ставлены. В тесте одинаковое число (по 6) мужчин и женщин старшего возраста, средних лет и младшего возраста. Рисунки отбирались из значительного числа (96) рисуноч­ных портретов так, чтобы обеспечить возможно большее характерологиче­ское различие нарисованных людей. Для этого 96 рисунков были предъ­явлены нескольким группам населе­ния (учащиеся высшего военного учебного заведения, учащиеся техни­кума культуры, слушатели курсов повышения семейно-бытовой куль­туры; общее количество опрошен­ных— 140 человек). Давалось за­дание, во-первых, представить себе характер каждого из изображенных людей и, во-вторых, указать портре­ты лиц с очень сходным характером. Таким образом, были выделены груп­пы «сходных характеров»; один из представителей группы отбирался для методики, другие же исключа­лись. Отбор из группы лиц с одина­ковым характером производился так, чтобы обеспечить описанный выше принцип равной представленности различных половозрастных групп.

Кроме самих рисунков, которые при исследовании раскладываются перед испытуемым, имеются еще «пустые» карточки того же формата.

Система тестов включает, во-первых, стандартные задания и, во-вторых, задания специфические. Стандартные изложены в методике. Специфические же обычно разраба­тываются в ходе обследования.

Первое стандартное задание: вни­мательно рассмотреть все рисунки, представить себе характеры нари­сованных людей и выбрать среди них человека, который нравится (привлекает, вызывает наибольшую симпатию). После того, как выбор сделан, предлагается выбрать вто­рого, третьего и т. д., проранжировав все рисунки — от наиболее симпа­тичного до самого антипатичного. Порядок каждого рисунка фиксиру­ется обследующим письменно. За­тем испытуемому предъявляются стандартные задания на установле­ние функций произведенного выбо­ра. Примеры заданий: «Укажите, кто Вам больше всего нравится внеш­не»; «Укажите, кому из них Вы бы охотнее всего сделали подарок на Новый год»; «С кем Вам было бы веселее всего?»; «За кем бы Вы охот­нее всего ухаживали, если бы он был тяжело болен?»; «Кого более всего ценили бы за жизненную мудрость?»; «В кого охотнее всего влюбились бы?».

Вслед за этим устанавливается, во-первых, носители каких «желаемых отношений» занимают ведущие места в проранжированном наборе рисун­ков. Например, если наиболее нра­вящийся (т. е. занимающий первое место в проранжированном наборе рисунков) является тем, за кем об­следуемый охотнее всего ухаживал бы в случае, если бы тот был тяжело болен, то делается предположение, что ведущим стимулом в развитии симпатии является тяжелое, зависи­мое положение объекта симпатии и возможность помогать ему. Если у наиболее нравящегося несколько функций, делается вывод, что веду­щих стимулов в развитии симпатии тоже несколько.

Далее выдвинутое предположение о ведущем стимуле в развитии симпа­тии проверяется. Для этого задание, касающееся ведущего стимула, по­вторяется. Например, если больше всего нравится индивид, за которым бы ухаживал в случае тяжелой бо­лезни, то в этом случае дается сле-

дующее задание: «А за кем еще из этих людей Вы бы охотно ухажива­ли, если бы они были тяжело боль­ны?» Если второй выбранный входит в первую шестерку наиболее нравя­щихся людей, тем самым подтверж­дается предположение на 10 % уров­не (т. е. вероятность того, что вхож­дение сразу двух лиц, за которыми обследуемый хотел бы ухаживать в случае тяжелой болезни, в первую шестерку наиболее привлекатель­ных — чистая случайность и состав­ляет не более 10%) [Muller P. et a!., 1982].

В случае подтверждения предпо­ложения предлагается всех лиц, изображенных на рисунках, проран-жировать в соответствии с ведущим стимулом. Так, если ведущим оказа­лись беспомощность объекта симпа­тии и возможность помогать ему, то предлагается проранжировать всех: от того, за кем охотнее всего ухаживал бы, до того, за кем наиме­нее охотно. Когда задание выполне­но, обследуемому вручаются пустые карточки. Предлагается на каждой из них обозначить, как индивиду удобно, каждого члена своей семьи, подумать, как бы он его изобразил в виде рисунка. Затем дается зада­ние «вставить» эти карточки в про-ранжированный ряд рисунков. Поме­щение члена семьи в начало ряда (например, первую шестерку) интер­претируется как показатель того, что он стимулирует чувство симпатии, а именно вызывает ведущий стимул. Помещение его в конце ряда (напри­мер, в последнюю шестерку) дает основание для обратного вывода (индивид фрустрирует ведущий сти­мул — вызывает в, данном отноше­нии антипатию). Для количественной оценки степени обоснованности по­лученного вывода (для опроверже­ния противоположной гипотезы, в соответствии с которой помещение «белой карточки» в начало или конец ранжированного ряда — случайное событие) используется таблица ве­роятностей биноминального распре­деления.

Завершающая часть исследова­ния — интервью, план которого вхо­дит в методику. Врач или психолог, проводящий обследование, обраща­ется к портрету человека, наиболее привлекательного с точки зрения исследуемого стимула симпатии, и говорит обследуемому члену семьи: «Расскажите об этом человеке все, что приходит в голову. Попробуйте хотя бы примерно указать, что он ду­мает, что чувствует, что его заботит и что радует. Кем бы этот человек мог быть для Вас (сыном, мужем, хорошим знакомым)? Как бы он с Вами разговаривал, как бы обра­щался? Как бы Вы вели себя по от­ношению к нему?»

Задача исследователя на этом эта­пе — добиться максимально возмож­ной конкретизации важнейшего сти­мула симпатии. Так, если на про­шлом этапе было установлено, что член семьи склонен испытывать чув­ство симпатии к людям, находящим­ся в беспомощном положении, то на этом этапе нужно выяснить, как кон­кретно он представляет себе это бес­помощное положение, какие чувства, высказывания, поведение объекта симпатии в его представлении свиде­тельствует о беспомощности и свя­занных с ней переживаниях.

 

1. Вступительная часть. Ранжирование портретов. П (раскладывает портреты в порядке нумерации).

П: «Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этих людей! Они разные по полу и воз­расту, но у каждого свой собственный неповторимый характер, не похожий на другие. Пред­ставьте себе характеры этих людей!»

О (рассматривает портреты).

П: «А теперь выберите среди них человека, который Вам больше всего нравится!»

О (выбирает).

П: «Спасибо!» (вынимает этот портрет).— «Положите его, пожалуйста, вот сюда! А теперь найдите из оставшихся, кто Вам больше всех нравится, и положите его рядом, и так до тех пор, пока всех не разложите —- от самого Вам симпатичного до самого антипатичного!»

О (раскладывает).

П (когда ранжирование заканчивается, переписывает номера карточек, затем вновь раскладывает в порядке нумерации).

2. Выявление ведущего стимула симпатии.

П: «Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся людей, портреты которых Вы только что раскладывали (стандартные вопросы приложены в конце методики). О (отвечает).

3. П (устанавливает, носитель какого качества оказывается ближе всего к началу ряда. Например, какие качества приписывает О тому, кто ему «больше всего нравится»),

П (предлагает О проранжировать все портреты по упомянутому качеству. Например, если наиболее нравящийся О тот, кто более других способен ощутить чувство благодарности за добро, что ему сделали, то П предлагает всех проранжировать от наиболее способного до наименее способного ощутить чувство благодарности).

О (выполняет ранжирование).

4. П (вручает пустые карточки).

П: «Представьте, что на этих пустых карточках обозначены портреты членов Вашей семьи! Обозначьте, как Вам удобно, каждого!»

О (обозначает).

П: «А теперь вставьте в эти карточки ряд портретов! На какое место Вы бы положили каждого?»

О (раскладывает).

Если изучается несколько ведущих стимулов симпатии, то все повторяется со следующим качеством, начиная от п. 3. Оценка: каждому члену семьи, «пустые карточки» которых раскла­дывались, присваивается условный балл, равный...36 — место портрета в ряду.

5. Интервью по конкретизации ведущего стимула.

П (кладет перед О портрет человека, наиболее привлекательного по ведущему стимулу).

П: «Расскажите, пожалуйста, как можно подробнее об этом человеке! Что он сейчас делает? О чем думает? В каком настроении? Кем бы он мог быть лично Вам? Что ему нравится и что не нравится?»

Аналогичным образом конкретизируются и другие стимулы.

Стандартные вопросы к п. 2:

1. Кто из этих людей может больше всего достичь в жизни славы, успеха и т.д.

2. Если бы все эти люди были тяжело больны, за кем Вы бы охотнее всего ухаживали?

3. Кому из них Вы бы охотнее помогали в его делах?

4. Кто из них человек с самым интересным внутренним миром?

5. Кем из них больше всего восхищаются окружающие?

6. Вы больны: чья забота была бы Вам наиболее приятной?

7. Кого бы Вы взяли на опасное дело, например в разведку?

8. Кто из них мог бы полюбить Вас или сильно привязаться к Вам?

9. У кого во внешнем облике больше всего черт, которые Вам вообще нравятся в людях? 10. Кого охотнее всего Вы взяли бы на совместное увеселение?

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: