Коллектив как субъект и объект воспитания




Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. роль коллектива в развитии личности проявляется в следующих моментах:

Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, поскольку только в школьном коллективе его освоение специально планируется и направляется.

Коллектив обеспечивает воспитаннику возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в нем формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение.

В коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция воспитанника.

Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует проявление ответственности за результаты труда.

Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала воспитанников, их эмоционального развития.

Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.

Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству

 

 

Пед.общение

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе;это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Структура общения: 1. Коммуникативный компонент - обмен информацией между субъектами общения. 2. Интерактивный компонент - общая стратегия взаимодействия: Кооперация, сотрудничество и конкуренция. 3. Перцептивный компонент - восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга. Функции общения: Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:

контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий; амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др

Условия эффективности педагогического общ: становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.;Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.;Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними

Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы. Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, т.к. позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно.

 

Классный руководитель

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно- воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе. В качестве важнейших функций;а) Когнитивно-иагностическая функцияКлассному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости.б) Организаторско-стимулирующая функция. мение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием м свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению.в) Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. г ) Координирующая функция классного руководителя. Обусловлена она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. д) Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностной общении и т.д.

Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, и в том числе аудиовизуальной.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

 

Дидактика

Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке для обозначения искусства обучения. Как "универсальное искусство обучения всех всему" трактовал дидактику и Я.А. Коменский, опубликовавший в 1657 году свою знаменитую работу "Великая дидактика". В начале XIX в. И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

ТРАДИЦИОННУЮ ДИДАКТИЧЕСКУЮ конц. связывают прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, используемую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Для достижения указанных целей, согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступенями, которые определяют его структуру. Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение. Ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями. Ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов. Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

ЕДОЦЕНТ-РИСТСКАЯ ДИДАКТИКАсвязывают с именем американского педагога Д.Дьюи. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.

 

 

Сущность обучения

Обучение, воспитание и развитие - это основные педагогические процессы. При первом поверхностном взгляде на процесс обучения мы наблюдаем три его компонента: · обучаемые; · педагог (компьютер); · содержание обучения (обучаемые что-то пишут, говорят, читают).функции: Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:

1) целевой; постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы

2) стимулирующе-мотивационный; отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности,интересов.

3) содержательный; содержание обучения, определяемое госудаpственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.

4) операционно-действенный; отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства

5) контрольно-регулировочный; предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения

6) оценочно-результатовный объединяет о ценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности

 

 

17. Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:дошкольное (ясли, детские сады);общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы).Начинается с 6 лет. Обязательное, бесплатное;общее среднее (на базе 11-ти классов). Бесплатное.;начальное профессиональное (ПТУ). Бесплатное.;среднее профессиональное (техникумы). Бесплатное.;высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии) — около 40 государственных и 20 негосударственных вузов

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

· колледжах

· лицеях

· гимназиях

· профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.

Основной документ, дающий право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании.

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

приоритетности образования;обязательности общего базового образования;осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;национально-культурной основы образования;

приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

научности;экологической направленности образования;

демократического характера управления образованием;

светского характера образования.

 

Игровые технологии

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих реальный социальный опыт, в котором совершенствуется управление человека собственным поведением, и осваиваются знания и опыт. Игра выполняет в жизни человека ряд функций:

социализирующая (моделирует жизненные ситуации); коммуникативная (создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, включает в общение); воспитывающая (сплачивает ее участников, формирует коллективизм и др. качества личности); развивающая (совершенствует личностные качества играющего человека, его ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность и др.); обучающая (в игре осваиваются новые знания, формируются новые умения); творческая (креативная) (создает простор для фантазии, импровизации в рамках выработанных правил); гедонистическая (удовлетворяет потребность человека в наслаждении, удовольствии от самой игры, от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других); компенсаторная (позволяет человеку реализовать себя в воображаемых, идеальных ролях, образах, проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни незаметны); психотерапевтическая (помогает преодолеть различные трудности психологического плана); диагностическая (выявляет отклонения от нормального поведения, в процессе игры происходит самопознание).

Для правильной организации игр следует выполнять следующий минимум требований:

игра должна охватывать всех;игра должна быть интересна для всех;игра должна быть доступна для всех.

В процессе обучения широко используются дидактические игры. Они бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными. Использование игры в учебном процессе снижает стресс у младших школьников, обусловленный сменой сфер жизнедеятельности, облегчает усвоение информации, обеспечивает более длительное ее сохранение. Игры помогают сблизить учебную и практическую деятельность обучающихся, улучшая тем самым качество образования.

 

Сист.пед.наук.

Сегодня педагогика представляет собой сложную сис­тему педагогических наук.

В ее структуру входят: 1) общая педагогика, исследующая основные закономерности об­разования; 2) возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания; 3) коррекционная педагогика - обучение и вос­питание глухих и слабослышащих

эслепых и слабовидящих, умственно отсталых и детей с задержками умственного развития 4) частные методики - предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к пре­подаванию отдельных учебных предметов; 5) история педагогики и образования, изучающая развитие педа­гогических идей и практики образования в различные историче­ские эпохи;

6) отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существо­вать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной дея­тельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими человека. философией. Философ­ское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования. Этика и эстетика. Они по­могают решению педагогических задач нравственного, эстетического вос­питания, формирования научного мировоззрения. Социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерно­сти социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повы­шения производительности труда. Психологическими нау­ками, изучающими закономерности развития психики человека. Биологическими науками. Они являются есте­ственно-научной базой педагогики и психологии.

 

 

Анализ совр.сит.образ.

Основными целями сист.обр.выступают:подготовка подрастющего покаления к самомтоятельной жизни,обобщение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей,воспитание сознательных граждан.

В настоящее время усиливается направленность сист.обр.на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры,обеспечение условий для неприрывного образования.

Однак в большенстве исследований указывают как позитивные,так и негативные тенденции.

Позитивные:гуманизация и гуманитаризация,направленная на переход к гуманитарным,демакратическим отношениям между педагогами и учащимися;вариантность и разноуровневось содержания образования,введение новых специальностей и дисциплин;разработка новых общеобразовательных программ,планов,стандартов;дифференциация сети учреждений обазования, становление негосударственных образовательных учреждений;переход вузов на двухступеньчатую подготовку специалистов, отвечающую межданародным требованиям; использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования.

Негативные: отрицацельное влияние современной школы на здоровье учащихся; авторитарный стиль преподавания и руководства учебных заведения;унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариантность и гибкость учебных программ и планов; недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы;кризис воспитания

 

 


 

№8 Развитие, социализация и воспитание личности. Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Развитие личности как составляющей природы и общества есть постоянный процесс движения, характеризующегося противоречиями: противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач. · дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на раннюю социализацию (0-7 лет), детско-подростковую социализацию (7-15), юношескую социализацию (16-21) и т.д. трудовая - охватывает период зрелости человека. Но демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека; послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности. Воспитание в отличие от социализации, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность. создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

 

№14 Педагогическая система Я.А. Коменского. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени. В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого

№20 СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. образовательные стандарты общего среднего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; Образовательные стандарты общего среднего образования содержат общие требования к уровням общего базового и общего среднего образования, срокам обучения, типам общеобразовательных учреждений, определяют обязательное содержание образования на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения учебных предметов, Структура общего среднего образования, сроки обучения. два уровня: общее базовое и общее среднее образование; три ступени: I ступень (I–IV классы); II ступень (V–X классы); III ступень (XI–XII классы, в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы, – XI–XIII классы). I ступень общего среднего образования обеспечивает получение общего начального образования и является обязательной для продолжения обучения на II ступени общего среднего образования. I и II ступени общего среднего образования составляют уровень общего базового образования. Получение общего базового образования дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования., II и III ступени общего среднего образования составляют уровень общего среднего образования. Получение общего среднего образования дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Срок обучения составляет: для общего базового образования – десять лет; для общего среднего образования – двенадцать лет (при обучении на ІІІ ступени общего среднего образования в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы, – двенадцать – тринадцать лет). Сроки обучения для лиц с особенностями психофизического развития определяются в соответствии со статьей 32 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 87, 2/1034). Система среднего специального образования Республики Беларусь включает в себя 146 государственных средних специальных учебных заведений (ССУЗов), в том числе, 77 техникумов, 18 колледжей и 51 училище. Кроме того, в республике действуют 3 негосударственных ССУЗа.

 

 

№21 СОВРЕМЕННОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидакти-ки, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулиро-ванные еще Я. Коменским: научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные); природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсирует-ся); последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему); доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному); прочность (повторение - мать учения); сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); принцип наглядности; принцип связи теории с практикой; учет возрастных и индивидуальных особенностей. Традиционная технология - авторитарная технология, обучение весьма сла-бо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности

 

Руссо

В 1762 году вышел в свет роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода.

Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период — от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Руссо считал, что «естественное состояние» женщины — зависимость, и «девушки чувствуют себя созданными для повиновения», что никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно.

 

№23 Проблемное обучение – «один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов». Оно относится к технологиям поискового и исследовательского обучения. Впервые было применено и описано как технология в 70-е годы в Канаде (Онтарио). В основе проблемного обучения стоит постановка учителем или самими учащимися проблемы, которая может носить как практический, так и теоретический характер. Решение поставленной проблемы осуществляется учащимися индивидуально или (чаще) в микрогруппах. При этом урок строится по алгоритмам поискового обучения. Специальный алгоритм урока проблемного обучения будет приведен ниже. Проблемное обучение может использоваться как элемент урока, на его основе может быть организовано изучение целой темы или даже учебного предмета (например, факультативного курса или курса по выбору). В процессе проблемного обучения формируются и развиваются знания, способности и умения учащихся: Способности идентифицировать важные проблемы; более широкое понимание сущности проблемы и соотношение ее с различными областями знания. Процесс аргументации, включая умения объединения проблем (синтеза), выдвижение гипотез, критической оценки имеющейся информации, анализа данных, принятия решений. Общеучебные умения необходимые для становления обучающегося как самостоятельного субъекта обучения; ответственность за процесс и результат работы. Умения по поиску знаний, необходимых для определения и решения проблем. Умения, необходимые для взаимодействия в малых группах, в том числе умение оценить собственный прогресс, прогресс других членов группы и группы в целом.

 

 

№35 Гуманизм (лат. гуманус - человеческий, человечный) - ценностная концепция человека как наивысшей ценности в мире; защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий. Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель воспитания - каждый воспитанник полномочный субъект, ориентация на личность и создание условий для ее самореализации. Главным положением гуманистической парадигмы педагогики является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.), что закреплено во Всеобщей диклорации прав человека. Гуманистическая педагогика направлена на создание таких форм, содержание и методов обучения, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности ребенка - его познавательных процессов, личностных качеств, создание таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник, мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способностей к свободе, ответственности и творчеству.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: