Этическое обоснование экономической политики государства




Понятие "этика" многозначно и имеет различные трактовки. Этикой называют как обычаи и систему норм нравственного поведения, так и науку о морали (нравственности)14. Многие видные экономисты прошлого, уделяя особое внимание этическим требованиям в экономических отношениях и пытаясь найти место этики в экономической политике государства, предлагали свои этические концепции. Напомним кратко наиболее известные из них.

А. Смит, который, как известно, был профессором этики, точнее, "нравственной философии" Эдинбургского университета, исходил из следующей теоретической конструкции: отдельные индивиды, руководствуясь собственными эгоистическими интересами и пытаясь

13 Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996. С. 22 - 23.
14 Вопрос о предмете этики не имеет бесспорного решения: как философская наука, этика в значительной мере сама определяет свой предмет - отсюда многообразие этических систем. См.: Гусейнов А. А. Этика // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 573 - 581; Максимов Л. В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФ РАН, 2003.

стр. 126

максимизировать свое личное благо, направляются "невидимой рукой Провидения" (то есть объективными законами рынка, как сказали бы сегодня), и тогда своими индивидуальными действиями они в конечном счете максимизируют общественное благо15.

Согласно М. Веберу, возникновение капитализма обусловлено применением на практике важнейших положений протестантской этики16. Выдвинутый А. Пигу морально-этический принцип гласил: основной целью общественного развития является обеспечение наибольшего блага для наибольшего числа людей, при этом одним из центральных вопросов его теории было согласование экономических интересов индивидуума и интересов общества17.

Представители немецкой исторической школы - Г. Шмоллер, В. Г. Рошер, Л. Брентано и К. Бюхер - считали, что государство - именно тот институт, который призван обеспечить реализацию принципа справедливости в общественных отношениях18. В качестве важнейшей цели политики государства Дж. М. Кейнс называл поиск компромисса между экономической и нравственной сторонами жизни19. К. Эрроу полагал, что нормы общественного поведения, включая этические, способны компенсировать недостатки рынка, поскольку их действие снижает трансакционные издержки сделок, что приносит общую пользу всем экономическим агентам20. Наконец, Дж. Бьюкенен рассматривал государство в первую очередь как средство реализации общественного согласия, как механизм выработки нравственно-этических правил, обеспечивающих справедливое социальное взаимодействие с выгодой для каждого21.

Понятно, что непосредственно руководствоваться всеми перечисленными выше этическими концепциями при формировании экономической политики России невозможно. Это объясняется тем, что они предложены представителями различных научных школ и построены на непроверяемых и противоречивых идеях. Более того, практическому применению этических положений препятствуют особенности отечественного менталитета и используемые процедуры макроэкономического регулирования22.

Так, трудности учета этических требований обусловлены тем, что в полный цикл подготовки, согласования, принятия решений в области экономической политики, доведения их до исполнителей и контроль за их реализацией вовлечены "размытые" по различным управленческим структурам группы политиков, государственных служащих, советников, консультантов, экспертов и специалистов. Члены этих групп

15 Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.
16 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006.
17 Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния. Т. 1 - 2. М.: Прогресс, 1985.
18 Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство, нравы и право. Разделение труда. М.: К. Т. Солдатенков, 1902; Рошер В. Г. Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода. СПб., 1891; Брентано Л. Этика и народное хозяйство в истории. СПб.: Амиран, 1906; Бюхер К. Происхождение народного хозяйства и образование общественных классов. СПб.: М. И. Водовозова, 1897.
19 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002.
20 Эрроу К. Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. М.: ГУВШЭ, 2004.
21 Бьюкенен Дж. Сочинения. Т. 1. М.: Таурус Альфа, 1997.
22 Петросян Д. С. Управление национальной экономикой России: проблемы теории и практики. М.: ВГНА, 2005.

стр. 127

могут иметь противоречивые цели, несовпадающие нравственно-этические ценности, принадлежать к различным субкультурам, и поэтому между ними нередко возникают антагонистические противоречия экономического, этического, идеологического, политического, регионального и прочего характера. В результате им приходится принимать паллиативные решения, устраивающие соперничающие стороны, но не отвечающие подлинным интересам дела.

Теперь сформулируем этические принципы применительно к социально-экономической политике России.

Под этическими принципами в контексте данной статьи мы понимаем исходные нравственно-этические положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и проведении социально-экономической политики страны. Мы выделяем три основных этических принципа.

Первый этический принцип требует отдавать приоритет показателям качества жизни населения над макроэкономическими индикаторами. Традиционные индикаторы, используемые для оценки развития национальной экономики: валовой внутренний продукт, уровень официальной безработицы, профицит (дефицит) государственного бюджета, государственный долг, темп роста инвестиций в основной капитал, индекс реальных располагаемых денежных доходов населения, индекс потребительских цен и пр. - должны отойти на второй план и уступить место таким показателям качества жизни, как уровень рождаемости и продолжительности жизни, ее естественного воспроизводства, удовлетворенность населения условиями жизни, справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность людей и нравственное состояние общества и др.23

Второй этический принцип указывает на необходимость равноправного сочетания формальных правовых и неформальных этических норм при регулировании поведения экономических агентов. При этом важно соблюдать следующее условие: неформальные этические нормы в экономических отношениях должны, с одной стороны, быть согласованы с прогрессивными правовыми нормами, закрепленными в нормативно-правовых документах, а с другой - противостоять устаревшим правовым нормам. Таким образом, неформальные этические нормы выступают в качестве специфического корректора действующих правовых норм, выполняющих регулятивные функции в экономической деятельности. Назовем согласованность формальных правовых и неформальных этических норм, удовлетворяющую приведенным выше требованиям, органической согласованностью.

Из второго принципа вытекают важные требования этичности коммуникаций между экономическими агентами. Известно, что каждый экономический агент в своей индивидуальной экономической деятельности руководствуется собственными экономическими, социальными, психологическими, политическими, нравственно-этическими и иными критериями; при этом у каждого агента есть свое субъективное понимание того, что он выигрывает в результате коммуникаций

23 См., например: Капустин Е. И. Уровень, качество и образ жизни населения России. М.: Наука, 2006; Охотников И. В. Качество жизни как критерий национальной конкурентоспособности. М.: МАКС Пресс, 2006.

стр. 128

с другим агентом. В случае достижения органической согласованности формальных правовых и неформальных этических норм вероятно выполнение необходимого условия этичности коммуникаций между агентами, которое выражается в эквивалентности объективных выигрышей. Существует и достаточное условие этичности коммуникаций, или условие эквивалентности субъективных выигрышей: оно соблюдается в том случае, когда оба агента одновременно считают, что их выигрыши в результате коммуникаций равны.

Третий этический принцип - социальной справедливости - предъявляет особые требования к процессам реформирования экономической политики. Соответствующие реформы должны проводиться на основе гуманистической концепции "экономика для человека"; отсюда выдвигается условие, чтобы на начальных стадиях реформирования жизненный уровень населения не ухудшался, а на последующих этапах он должен неуклонно возрастать. Как известно, в результате реформ перераспределяются как ресурсы, так и конечные результаты производства; тогда одной из основных проблем экономической политики становится регулирование перераспределительных процессов в обществе. Игнорирование принципа социальной справедливости - одна из главных причин имущественного расслоения общества.

Рассмотренные этические принципы должны быть учтены при разработке нового механизма формирования и реализации экономической политики государства. Важнейшая особенность данного механизма - включение этических норм в состав институциональной системы экономики и соединение системы государственного управления с институтами гражданского общества. Последние, в том числе и институты социальной экспертизы и контроля экономики, нужно наделить широкими правами. Главным условием их эффективного функционирования выступает своевременное получение объективной информации о материальных и духовных результатах социально-экономической деятельности.

В ходе выработки социально-экономической политики выявляются личные, групповые и общественные потребности и выдвигаются основанные на этических принципах стратегии согласования общественных, групповых и личных интересов. Также осуществляется выбор тактических средств для удовлетворения производственных и личных потребностей, зафиксированных в программных документах государства.

Для реализации программ экономической политики с учетом этических принципов предлагается использовать известные методы программно-целевого управления. При этом важно соблюдать следующее условие: все цели экономической программы должны иметь ярко выраженный социально ориентированный характер или, по крайней мере, соответствовать духу и этическим принципам социально-экономической политики государства. Кроме того, нужно предусмотреть независимую социальную экспертизу и мониторинг выполнения мероприятий экономической политики и обеспечить доступность полученных результатов для общественности.

Подчеркнем необходимость периодической оценки и сопоставления выгод и возможных потерь от трансформации национальной

стр. 129

экономики. Результаты реформ экономической политики должны выражаться в показателях изменения качества жизни населения, эффективности производственно-финансовой деятельности предприятий, социально-экономического развития регионов и т.п. При этом данные показатели, агрегированные до уровня макроэкономики, должны сохранять индивидуальные доминирующие признаки мезо-, микро- и наноэкономического уровня.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: