Ограждение, балясник и подзоры




 

«Коли груба работа,

не скрасит и позолота»

 

Когда готовы рундук и лестница, готовят четыре столба квадратного сечения одной высоты с шипами сверху и снизу. Это угловые стойки-колонны. И ещё два столбика меньшего сечения покороче — на промежуточные опоры (от перил до верхней обвязки). Столбы делают без резьбы, иначе крыльцо получится «пёстрым». Для украшения вырезают «гнутые» ромбики в горизонтальных досках ограждения и делают арочные подзоры. Подзор (корень слова — взор, то есть взгляд) — это деревянная подвеска, украшение, которое обрамляет открытые площадки колоколен, крылец, навесов, или доска, расположенная под лавкой в избе. Доска эта не всегда бывает резной, она имеет и функциональное назначение: предохраняет в какой-то мере от ветра и дождя со снегом; при этом под ней сохранено пространство для обзора.

 

Этих украшений бывает вполне достаточно. Внизу — один столб, вверху — три вертикали, посерёдке — четыре ромбика, жгут и дыньки столба, сверху — мягкие линии арочных подзоров и острые пики тесовой кровли. Всё расположено симметрично относительно центральной оси, хорошо совмещены строгие геометрические и мягкие плавные линии сфер и дуг. Весы уравновешены.

 

Выдалбливают гнёзда в углах рамы под стойки. Подбирают доски ограждения (балясник). Желательно, чтобы они были толщиной пять сантиметров (можно и толще) и шириной примерно тридцать. В зависимости от толщины и высоты ограждения в угловых столбах выдалбливают пазы. Подбирают бруски перил.

 

Если брусок толстый, на торцах его вырезают, шипы, предварительно отмерив точно его длину «в свету», то есть от столба до столба. К этой длине с обеих сторон прибавляют по 4–5 сантиметров — длину шипов. Под эти шипы в столбах выдалбливают гнёзда. Посерёдке брусков перил делают гнёзда для шипов промежуточных стоек. Две верхних кромки брусков можно закруглить: сначала снять топором небольшие фаски, а затем рубанком аккуратно убрать их рёбра.

 

Как предполагалось, ограждение решают украсить четырьмя ромбиками. Верхнюю доску под перилами оставляют гладкой, а на двух нижних (всего получилось три) намечают ромбики с вогнутыми гранями: половину фигуры — на нижней доске и половину — на верхней (высота ромбика примерно равняется ширине доски). Запиливают ножовкой до вершины, срубают всё лишнее, короткими ударами топора доводят форму до видимого совершенства.

 

Готовят доски на подзоры, выдалбливают под них пазы в верхних концах стоек.

 

До сборки всех деталей побеспокоятся о верхней обвязке. Размер её точно такой же, как и нижней. Бруски в углах меж собой соединяют «в полдерева» и сшивают коксами.

 

Начинают последовательно монтировать заготовленные элементы. Лучше, если в этом процессе участвуют три человека: двое вставляют две угловые стойки и придерживают их, а третий набирает ограждение. Одну из стоек отклоняют немного от вертикали, вставляют доски ограждения в пазы. Временно крепят эту раму подкосом, скажем, доской полутораметровой длины, а также маленькими клинышками (их вставляют в щели пазов между поручнем и стойками). В таком порядке монтируют другую сторону конструкции. Это сделать легче, так как одна стойка уже стоит, вторая будет у стены с выпуском. Чтобы ограждение вставить в пазы, немного отклоняют от вертикали внешнюю стойку. Закрепляют клинышками в местах соединения поручня. Конструкция стала устойчивой. Устанавливают промежуточные стойки на поручни.

 

После этого занимаются подзорами. Отмечают длину досок с учётом паза. Лучше это сделать у основания промежуточной стойки на уровне поручня. Опиленные по размеру доски подзоров вставляют через верх, с торцов стоек. Теперь, отойдя в сторону, решают, какой подойдёт рисунок. Так и есть: лучше вписываются арочки. Вначале на одной доске делают пробу — небольшую дугу, вставляют доску на место и ещё раз оценивают. Если выемка недостаточна, нужно вытесать её топором поглубже, сняв доску, конечно. Когда после ещё одной примерки решают, что арочка подошла, остальные доски делают по этому шаблону. Чтобы при тёске не скалывались треугольные участки, делают несколько запилов, не достающих немного до черты. Топор обязательно должен быть острым.


Помещают доски подзора на свои места. Ставят четвёртую большую стойку. Собирают верхнюю раму и сшивают углы коксами. После подготовительных операций устанавливают стойки для перил лестничного марша. В верхней, расположенной на рундуке, сбоку выбран паз для ограждения. Вставляют туда короткие доски заборки (ограждения) и укладывают короткий поручень. Один конец его вставлен в гнездо в стойке. С другой стороны, с торца, прикладывают наклонный поручень лестничного марша под необходимым углом. Отчёркивают эту диагональ на спиле короткого. Взглянув сверху, отмечают на нём ширину наклонного поручня. Ножовкой делают наклонный запил. Скалывают топором по черте с торца и зачищают сколотую поверхность. Забивают клинышек в щель паза в стойке, крепят. Другой конец поручня крепят гвоздём к короткой стойке. Вбивают его сверху вертикально.

 

Укладывают брус наклонного перила на подготовленное место вверху, нижний конец прикладывают сбоку к стойке (внизу) параллельно косоуру. Отчёркивают на стойке линию плоскости укладки. Стойка по высоте имеет запас для шипа.

 

Сделали шип на стойке и гнездо на поручне. Поручень ставят на место. Вверху выступающую часть стёсывают до уровня с коротким и прибивают. Для верности можно прибить поручень и к нижней стойке.

 

Можно обойтись и без гвоздей. Думается, что эти шиповые соединения удобней посадить на столярный клей. «Клеек да рубанок — столяру отцы родные».

 

Нижний конец перил неплохо закруглить, а сами брусья острогать тщательней остальных поверхностей: по ним будут скользить сильные руки мужчин и нежные ручки детей и женщин. При острожке рубанок направляют вдоль волокон. Оставшиеся неровности убирают острым коротким ножом, с каким, к примеру, ремонтируют валенки. Лезвие лучше держать перпендикулярно обрабатываемой поверхности и как бы соскабливать задиры движением к себе. В нынешние времена это легче сделать с помощью наждачной бумаги: сначала она должна быть покрупнее, а затем мельче и мельче. Полируют поверхность пучком сухого болотного хвоща. Если перила сделаны из берёзы, то со временем вы заметите их превосходные качества. «Дело гладко, так и глядеть сладко».

 

Переходят к устройству крыши крыльца. В данном случае нужна односкатная кровля. Фронтон, то есть пространство между верхней связкой и скатом, заполняют брусками. Высоту ската и ширину рамы замеряют. Выкладывают приготовленные бруски на одну сторону на ровное место, очерчивают линию ската, стёсывают лишнее и опиливают по размеру. Просверливают отверстия под коксы — по два на брусок. Поднимают наверх, набирают. Делают небольшие вырубы под жерди или брёвна обрешетины — чтобы снизу не поддувало. Вверху, у стены, решетина должна быть потолше, посерёдке — потоньше. Внизу тёс опирают о брусок обвязки. Прохожий поглядит на работу, да и скажет: «красна птица пением, а человек — умением».


Приготовят тесины по размеру, продорожат. На нижних концах досок верхнего ряда, поскольку не устанавливают курицы и жёлоба, для красоты выделывают так называемые усечённые пики. Вылет карниза получился около полуметра.

 

Типы крылец. Гульбище

 

«Красивое слово- серебро, а хорошее дело — золото»

 

Поставлено так называемое угловое крыльцо с лестницей, расположенной параллельно стене дома. На селе ешё часто ставили и ставят до сей поры прямое крыльцо с лестничным маршем, перпендикулярным стене. Односкатная кровля удобней и красивей вписывается, когда с крыльца устраивают ход на гульбише. А на крыльце без гульбиша устраивают кровлю бочкой, — на два ската — один короткий над рундуком, второй значительно длинней — над лестничным маршем, переломленный над нижней площадкой. Такую крышу увенчивают охлупнем с небольшим коньком, похожим на тот, что водружён на основную крышу. Делают курицы и водомёты, прорезные и накладные причёлины. Крыльцо так же следует украсить. Об украшениях дома разговор пойдёт в отдельной главке.

 

На угловом крыльце мезенского дома, а иногда и в домах средней полосы России делали выгнутые кровли — кровли синусоидой. На такой кровле нет острых переломов и с обеих сторон установлены водомёты на курицах. Доски же кровельного покрытия буквально выгнуты.

 

Очень красиво висячее крыльцо — оно опирается не на столбы, а на «выпуски» — концы брёвен, выпущенные из самого сруба. Ими бывают концы балок перекрытия. Такое изумительно лёгкое, можно сказать, невесомое крыльцо можно увидеть на Успенской церкви в Кондопоге, что на Онежском озере в Карелии. Хотя она создана в 1774 году, как считают знатоки — на закате истории древнерусского зодчества, это один из самых гармоничных и совершенных образцов виртуозного мастерства обыкновенных плотников.

 

Порой на одностолбовом крыльце делали подпору — столб поменьше диаметром, чем основной, установленный под раму со стороны лестничного марша как подпорка. Однако на некоторых крыльцах, кде лестница достаточно крутая, выполняющая роль подпоры, ставят нетолстое бревно с небольшим уклоном с другой стороны. Часто на угловых крыльцах крытых бочкой и, возможно, опирающихся не на один столб, делали широкие нижние площадки. Кто-то такое крыльцо предпочитал устраивать открытым, совсем без крыши. Единственным ограждением на таком крыльце являются перила из обыкновенных жердей. На домах с таким крыльцом и украшения соответствующие — без изысков. Но нередко тут перед входом можно видеть одну большую каменную плиту или несколько небольших на подходе.

 

Устраивают крыльцо и совсем другой конструкции — на срубе. Рундук ставится на отдельный сруб из брёвен или бруса так, что ступени перевязываются с их несущими продольными брусьями «в охряпку». Такими бывают одно и двухмаршевые крыльца. Одно из них изображено здесь на рисунке.

 

Выше описаны типы крылец, когда дом стоит на высоком подклете и, поднявшись по лестнице на улице, человек попадает в сени, уровень пола которых совпадает с уровнем полов в жилых помещениях. Сени — холодный коридор под одной общей крышей с избой перед входом в неё. Там, где строят «двужирные» (двухэтажные) дома, устраивают лестницу на второй этаж в сенях. Первый этаж на таких постройках обычно рубят на низком подклете. Такое крыльцо об одну-две ступени при внутренней лестнице было распространено в Заонежье и Каргополье. Кровлю на нём поддерживают резные лёгкие столбики. Крыша совсем небольшая, поэтому её называют просто — «козырёк». Он бывает одно и двухскатным, может быть полукруглым, с причслинами и без них. Иногда вместо столбов его удерживают хитрые кованые витые кронштейны-подкосы. Потолок на них низкий, поэтому всегда обшит чистой строганой доской и порой ему под двухскатной кровлей придают сводчатую форму — бочкой.

 

В домах более поздней постройки 19-го — начала 20-го веков крыльцо стали делать глухим — снаружи обшивать тёсом. Также под влиянием городского строительства в это время крестьяне начали устраивать при входе в дом вместо крылец терассы — тесовые пристройки с большими окнами (нынешние веранды). Иногда их оставляли открытыми с боков.


На большом доме типа «брус» приходилось ставить по два крыльца. Это решение оправдано из-за большой протяжённости дома и особым расположением в плане его жилых помещений. Хозяйственные постройки: клети, сараи, хлев и сам двор — обычно располагали в средней части, поэтому там было много всяких заулков, коридорчиков, свободных пространств, и от сквозняков эту часть стремились закрыть с востока «передом» — летней избой или избами пятистенка или шестистенка, а с запада закрывали зимовкой или сеновалом. Такова, например, планировка домов на севере Вологодской области. В других местах планировка сельских домов иная. Об этом стоило бы поговорить особо, это очень интересная часть в народной науке о Доме.

 

Так вот, при планировке «брусом», когда все постройки как бы нанизаны на одну ось, на доме устраивали два крыльца. Одно вело в сени перед летней избой, другое в сени перед зимовкой. Иначе путь по внутренним переходам дома был бы слишком долог.

 

Интересной архитектурной особенностью северных домов являются галереи или гульбиша, опоясывающие дома на уровне пола перекрытия второго этажа или избы на высоком подклете. Сбоку они ограждаются перилами, над ними часто устраивают навес, который поддерживается нередко резными колонками.

 

Иногда навес является продолжением ската крыши. На эти галереи выходили, возможно, ожидая своих мужей из дальнего плавания, хозяйки. Иногда, если дом стоял высоко, можно было выйти и посмотреть со всех сторон — какую погоду предвещает небо. С такого удобного для наблюдения места ничего не стоило разыскать загулявшихся детишек. Чтобы закрыть ставнями окна, да мало ли удобств у такого большого балкона! Более всего такие дома характерны для Карелии и Обонежья. Образцом такого гульбища можно считать галерею на доме Ошевнева, что находится сейчас в музее-заповеднике Кижи.

 

Его конструкция проста. Это выпушенные на длину до метра и более концы балок перекрытия. Снизу они подперты нетолстыми подкосами. Один конец подкоса опирается в сену дома, второй в зарубку на выпуске. Прибивают их гвоздями. На покрытие или пол идут обыкновенные толстые доски или плахи — если пролёт выпусков большой. На концах выпусков устанавливается обвязочный брус по всей длине гульбища. В его пазы вставляются шипы стоек ограждения, на которые в свою очередь ложится поручень. Торцы выпусков предпочитают закрывать резными обналичинами. Свободное пространство под перилами заполняется балясинами. Красиво смотрятся балясины, точёные на токарном станке. И такое в деревне не считалось зазорным. Станки для их изготовления бывали с ножным и ручным приводами. Конструкции станков бывали самые разнообразные. Каждая балясина до установки поручня вставляется вырезанным на ней снизу шипом в паз в брусе обвязки. А затем на поручне соответственно отмечали, накладывая его сверху, места под верхние шипы их. Затем снимают поручень и готовят в нём гнёзда. Окончательно устанавливают. Ограждение готово. Если балясник делают из досок, то, соответственно, вначале заготавливается необходимое его количество определённого размера и формы. Внизу на обвязке делают паз. Вставляют заполнение, сверху его крепят профилированными брусками.

 

Устроив такое крыльцо, хотя бы как описанное у нас с гульбищем, очевидно, что каждая часть дома, как в разьёмной головоломке удерживает соседнюю и держится ею. Теперь остаётся совсем немного — начать и кончить. Делов-то: украшения навесить, печи сбить да сложить, мебель встроить, половиков настлать, петуха пустить… гостей созвать, там и до двора руки дойдут. Так что дел хватит и детям и внукам и правнукам, Бог даст!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: