СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖЬЮ




ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ

КАК МИССИОНЕРСКАЯ ФОРМА РАБОТЫ

СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖЬЮ

 

Приходить в храм – это ещё не значит приходить в Церковь. Апостол Павел в своих Посланиях даёт чёткое определение: Церковь – это Тело Христа (Еф.1:22-23). Следовательно, если человек не находится в Теле Христа, он не находится в Церкви – в понимании её как духовного организма, в который человек может войти только исправляя свою жизнь, только постигая её в опыте, то есть живя в ней.

Другое (противоположное) понимание – это взгляд на Церковь как внешнюю организацию, в которую можно вступить, приняв крещение. Церковь в своей сокровенной природе - не то, что улавливается внешне: не построенный храм, не его клир, не общество верующих или приход, состоящий из людей, не свечи с иконами, пасхальные куличи и веточки вербы. Природа Церкви - духовная. Если человек ставит себе задачи исключительно земные, тогда он может вполне обходиться без Церкви до смерти. Церковь нужна только тому человеку, который ищет для себя очень высокий смысл жизни, выше всего материального.

В Церковь как в мистический Организм Тела Христова приходят только те, у кого есть глубокая личная мотивация. Мотивации, как и взгляды на Церковь, могут быть различными: кто-то приходит стяжать утверждения в своей истине или поспорить со священником, а кто-то говорит: «Я не знаю, и мне нужно всё объяснить», и именно последний способен к открытому, плодотворному диалогу. Мотивация приходящих в храм побуждает к разговору со священником. Люди задают вопросы, а задача грамотного священника – увидеть, с какой целью задан вопрос. Но и ответы на свои вопросы способны услышать не все.

Вспомним древнюю библейскую притчу о сеятеле. «Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и терние заглушило его. Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод. ( Евангелие от Матфея, гл. 13, 1-23; от Марка, гл. 4, 1-20; от Луки гл. 8, 4-15)

Семя есть слово Божие, Сеятель - тот кто сеет (проповедует) слово Божие. Земля - сердце человеческое. Так, люди, подобно природной среде, принимающей семя, сами дают или не дают этому семени возможность прорастать.

Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа.Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его.

Невнимательными и рассеянными эти люди названы потому, что шелуху принимают за семечко, а семечко считают шелухой, то есть второстепенное считают главным, и это мешает им увидеть подлинный смысл Церкви. Они убеждены, что всё знают, - на самом же деле они не знают внутреннего и закрыты для подлинного знания. Да, они начитаны, эрудированны, но имеющиеся у них церковные знания не могут помочь состояться внутренней встрече с Христом, потому что приближаются к Богу только внешне, а ВНУТРИ Церкви эти люди никогда не были. Они часто перекрывают себе дорогу к Богу своими регалиями, которыми гордятся. Если условно назовём их «думающими», не обойдёмся без кавычек: эти люди действительно думают, но, увы, заблуждаются. Они приходят в храм, чтобы польстить своему самолюбию, либо ведомые синкретизмом, либо для снятия нервного напряжения - чтобы успокоиться, выпустить свою энергию (подобно тому, как идут на чайную церемонию, зная, что после неё могут обрести временное душевное равновесие).

Среди них, как и среди людей из других контингентов, есть личности, способные услышать.

Люди, подразумеваемые под «к аменистым местом» - это те, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня, непостоянен и малодушен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется и отпадает от веры. Это л юди, которых большинство. Они мало что знают и приходят в храм чисто из потребительских целей, и именно в храм как здание, потому что они находятся вне Церкви. Они способны внимать, открыты для диалога – что и было во времена Христа, когда рыбаки становились апостолами, а религиозная элита общества оказалась вне Церкви.

Терние означает людей, кто слышит слово, нооно бывает бесплодно, потому что житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают слово Божие в их душе. В храм они приходят, чтобы удовлетворить желания своих родственников: им сказали – они пришли, потому что мама, жена, бабушка так хочет. Своей внутренней основы у таких людей нет.

Добрая земля – это душа, внимательная к слову Божию, человек, с л ышащий слово и разумеющий, который сохраняет его в доброй душе своей и с терпением старается исполнять все, чему оно учит ,и бывает плодоносен. Плоды его - это добрые дела.

 

В каждом из этих контингентов есть люди, которые живут и не живут церковной жизнью. А ведь только в Церкви возможна христианская жизнь. Смысл церковной жизни должен помочь понять священник. Цель его - привести человека не к себе, но ко Христу, потому что Христос - а не священник - есть тот, кто способен сформировать человека.

Что такое в наши дни жизнь во Христе и какова она? Христос – не просто исторический персонаж, живший когда-то и что-то сделавший для других. В понимании Православия Христос является Богом, а одно из свойств Бога – неизменяемость: какой Он был тогда, таков и сегодня. Как тогда люди могли соприкасаться с ним, видя Его в человеческом облике, так и сегодня мы можем соприкасаться с Ним, подойдя к Евхаристической Чаше. А объединениевокруг Евхаристической Чаши мыслимо только в общинной жизни. Община издавна играла огромную роль в становлении личности. Формирование человека происходит именно там. Представьте себе, как чувствовал себя член древней общины, когда не исповеданный им одним грех ложился тяжким духовным бременем на целое объединение. И поскольку подлинный священник будет стремиться к тому, чтобы человек соприкоснулся с Телом и Кровью Христа, воцерковляемый окажется в общине.

Цели и задачи формирования человека реализовываются в жизни с помощью Евангелия – книги, уникальность которой в том, что оно написано для всех контингентов людей. Текст Священного Писания - не просто рассказ. Он несёт сотиреологическую (то есть спасительную) нагрузку, выводящую человека из небытия в Бытие, из безличности в личность. Когда человек читает Священное Писание, Личность Бога обращается через священный текст к личности человека и побуждает его менять себя. Текст Евангелия представляет собой многослойный смысловой пласт: можно год от года снимать слой за слоем, и каждый раз открывать для себя новые горизонты понимания этой священной книги. Она никогда не станет скучной, потому что необъятен горизонт формирования человеческой личности. Каждый отдельный человек, находясь внутри Церкви, открывает этот горизонт в себе.

Изучение Священного Писания было в Церкви всегда. В защиту веры издавна создавались братства. Это были крепкие общины, отстаивающие Православие. С развитием книгопечатания издавались Библии. Евангельские группы в современном виде появляются в 1980-е годы. Тайно собираются молодёжные кружки. В 1990-е г.г. в Москве было четыре руководителя, которые родили и многотысячные евангельские кружки при патриаршем Крутицком подворье. Что касается нашего родного города, изучение Евангелия в кружке при храме побудило не одного молодого человека избрать жизненной стезёю служение Христу. Ныне это известные на Вятке священники.

Проблема сегодняшнего общества в том, что значительная части молодёжи находится вне знания Церкви и в незнании той традиции, в которой они выросли и в которой будут, возможно, создавать свои семьи. А основа семьи – это духовная составляющая. И если этот стержень отсутствует, происходит распад семьи. Cтуденческая молодёжь – это думающий (и это слово мы не заключаем в кавычки) контингент людей, способных прислушиваться и - с помощью этого умения – изменяться и формироваться: из робких, боящихся задать вопрос священнику, или наоборот, бесцеремонных, прикрывающихся цинизмом, бездумно дающих поспешную оценку всему, - в личность со свободной волей, человека, не ограниченного зависимостью от страстей, имеющего внутренний стержень.

Совместное изучение Священного Писания в группе позволяет помочь в сложившейся ситуации информационного невежества и приобрести знание о Церкви, а помимо воцерковления обрести также круг единомышленников, что в дальнейшем может способствовать и созданию новых семей, где супруги объединены духовно.

Многим людям, стремящимся прийти в Церковь, хочется, чтобы православие было для них сегодняшним осуществлением того, чему они поверили в Евангелии. Им недостаточно только приходить в церковь на службу. Они хотят в своей жизни видеть реальность совместной молитвы, им нужна какая-то внебогослужебная среда, где они могут жить и «преобразуясь обновлением ума своего» (Рим 12:2). То есть эта среда должна быть не просто местом для разговоров и поисков спутника жизни, а чем-то, направленным ко Христу. Таким духовно организованным пространством и является евангельская группа.

 

Название «евангельская группа» восходит к предмету изучения.

Евангелие (в переводе с греческого «благая весть») – это благовестие о том, что родился Избавитель мира, был распят на кресте и воскрес. Именно Воскресение – стержень Христианства. Почему? Потому, что наша испорченная природа воскрешена в личности Христа, и мы имеем возможность соединиться с этой воскресшей Природой, соприкасаясь с ней в Причастии, которое является Центром Церкви.

При вятском храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери с января 2011 года молодые люди имеют возможность собираться на евангельские чтения в качестве членов группы «Маранафа» (что в переводе - «Господь грядет!»). Руководителем этой группы является клирик Феодоровского храма иерей Константин Киселёв. Мы знаем, что похожие группы существуют при храмах во многих городах, и сейчас вкратце познакомим Вас с жизнью таких объединений.

 

Правильно организованные встречи евангельской группы способствуют

- вовлечению в диалог людей, находящихся вне Церкви;

- вовлечению молодёжи в социальное служение;

- укреплению их в вере и созданию приходской общины, которая способствует формированию семьи и налаживает институт семьи, что очень актуально в настоящее время.

Участниками евангельской группы могут быть не только студенты, как это наблюдается и в нашей, - но все люди, неравнодушные к изучению Священного Писания и Церкви, не стремящиеся к спору и ожесточённым дискуссиям, желающие узнать важное для себя и что-то новое, открытые для диалога. В основном, в группе состоят члены Церкви, а также молодёжь из оглашенных, прошедших основы катехизации и некий экскурс в христианство (при Феодоровском приходе такие беседы стали традицией), либо из верных, то есть крещёных, но не знающих основ веры, - и такие люди вместе с оглашенными должны пройти особый курс обучения.

Как появляются в группе новые люди?

Во-первых, через священника приходят оглашенные. Многие попадают в группу благодаря личным контактам, по цепочке: люди приводят своих знакомых. Идеальным видится приход нового человека в группу через приходское консультирование. Люди могут найти информацию о группе в Интернете и других СМИ. Приходят заинтересованные прихожане. Присоединяются и переходят верующие из других конфессий.

Формы работы с молодёжью в евангельской группе таковы, что позволяют руководителю группы быть открытым, создавать простор для диалога, поощряя инициативу и активность участников, и, с другой стороны, разрешить вопросы, которые тяготят молодого человека, не давая ему переступить порог церкви. Обычные встречи проходят не как лекции, а как беседы. Если евангельские чтения или беседы – это формы работы с группой вне богослужения, то общий молебен, проведение спевок или подготовка членов группы к служению литургии – это те мероприятия, которые позволяют молодым людям принять самое непосредственное участие в жизни Церкви. Индивидуальная работа может включать занятия по подготовке членов группы к приходскому консультированию или социальному служению, например, встречам с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Массовая работа с молодёжью включает проведение семинаров, участие в дискуссиях, организацию и посещение лекций, а также досуговые мероприятия, например, походы, выезды на природу.

Как проходят встречи евангельской группы?

На страничке группы в социальной сети https://vk.com/maran_atha можно узнать, когда и где состоится встреча, что будем читать и обсуждать, а также всю дополнительную информацию. Каждую неделю мы собираемся в четверг вечером, пьём чай; по очереди читаем небольшой отрывок из Евангелия, затем несколько минут тишины, чтобы обдумать прочитанное, далее – совместное обсуждение данного отрывка. Беседа предваряется вступительным словом ведущего или историческим экскурсом и становится интереснее, если слушатели заранее знакомятся с текстами и толкованиями, готовятся, приносят свои вопросы. В заключение обсуждения ведущий старается подвести к нравственному аспекту, чтобы каждый участник беседы почувствовал от прочитанного отклик в своём сердце, зачитал особенно полюбившиеся строчки, открыл для себя связь данного отрывка с жизнью. Каждая встреча начинается и заканчивается общей молитвой. Тексты для чтений мы сейчас выбираем по принципу богослужебного цикла: те, что будут читаться на воскресной божественной литургии. Распечатки этих текстов после встречи собираются и выкладываются уже в регистратуре храма, чтобы и прихожане могли теперь следить за воскресным чтением и лучше понимать его.

С какими проблемами сталкивается евангельская группа (руководитель группы-священник и актив)?

Если для того, чтоб собраться, не нужно обладать особыми ресурсами, то остаётся один аспект, самый важный: наличие или отсутствие у группы аудитории для проведения встреч. Чем меньше по численности группа, тем ей легче собраться. Чем группа больше, тем больше нужно прилагать усилий и решить разных вопросов - для того, чтобы встреча успешно состоялась. Решение проблемы чёткости в работе зависит от активности неравнодушных людей. Никуда не уйти и от проблемы материального обеспечения и поддержки деятельности группы: на организацию приезда уважаемых гостей, лекторов, на выпуск печатных материалов, содержание сайта и т.п. нужны средства. Группа состоит из разных людей, и каждый в свою очередь связан ещё с множеством людей, и это подразумевает встречу со стереотипами своих и невежеством посторонних. Обилие сект, прочно сидящая в головах путаница понятий о самой Церкви и церковной системе, информационная атака на РПЦ – всё это факторы, препятствующие другим людям знакомиться с Евангелием. Проблемы во многом разрешаются, когда развивается актив евангельской группы. Он способен создать то самое единство, которое должно быть у людей, мазанных одним миром.

Что включает деятельность евангельской группы?

Эта деятельность может быть разнообразной. Что касается нашей группы «Маранафа», она включает, помимо еженедельных евангельских чтений по четвергам,

- еженедельные встречи по вторникам с людьми, проходящими курс лечения в центре реабилитации молодых инвалидов. Данный центр окормляется священниками Феодоровского храма. Раз в месяц в молельной комнате этого центра служится божественная литургия, и теперь члены евангельской группы могут сослужить священнику в качестве певчих, так как специально для этого подготавливаются.

- оказание социальной помощи (в сотрудничестве с социальным отделом Вятской епархии);

- приходское консультирование;

- новое направление: беседы с подростками и детьми, находящимися на временном пребывании в детском приёмнике-распределителе (чтобы консультировать и проводить эти беседы, члены группы проходят специальный курс подготовки);

- просветительская работа: организация и проведение лекций, приглашение преподавателей из крупных центров духовного образования;

- встречи с интересными людьми, участие в семинарах, дискуссиях. Важно дать слушателям возможность видеть разнообразие, постигать истину из многогранности мира. Именно видение таким образом общей картины, например, неоднократное слушание одной и той же истины от разных людей, чьи выступления полны уважения к слушателю, и способствует нахождению выхода из трудной ситуации и, наконец, своему определению в дилемме.

- совместные мероприятия, такие как выезды на природу, походы. Летом мы отправляемся в пеший поход по родному краю, отдыхаем на природе, добираемся до заброшенного храма и там служим литургию. Жители близлежащих деревень приходят познакомиться и тоже становятся участниками этих богослужений. Зимой мы катаемся с гор, а затем отогреваемся, лакомясь блинами у самовара в трапезной сельского храма, как было в феврале на Масленицу. В городе это совместные прогулки после праздничной службы, например, на Рождество и Пасху, а также совместная трапеза и чаепитие по большим праздникам или после встреч с нашими гостями и лекторами, где люди общаются в неформальной обстановке и ближе знакомятся друг с другом. Такие встречи наполнены теплотой человеческого общения и ещё более замечательны ощущением особого единства собравшихся во имя Христово.

Если говорить подробнее о просветительской деятельности группы, за минувший год мы принимали на вятской земле братьев из Свято-Филаретовского православно-христианского института (г. Москва), активистов молодёжного движения пророка Даниила (г. Москва) и дважды – А.И.Солодкова, преподавателя сектоведения и миссиологии Перервинской духовной семинарии. Андрей Иванович Солодков, специалист в области православного богословия, выступил в декабре 2011 г. перед служащими городского департамента образования с докладом о профилактике экстремизма. В апреле 2012 г. состоялась его встреча со студентами и аспирантами факультетов культурологии, философии и истории ВятГГУ, где освещалась тема «Многообразие религий в многонациональной стране России». Таким образом, будущие учителя имели уникальную возможность почувствовать мощный интеллектуальный потенциал рассказчика и пополнить копилку своих знаний по предмету «Основы православной культуры», пока что новой дисциплине для любого школьного педагога. В областной библиотеке им. Герцена состоялась открытая лекция «Если Бог в душе, зачем ходить в храм?», а члены евангельской группы встретились с А.И. Солодковым ещё и в четверг на своём собрании, где шёл разговор о том, как вести себя с представителями других конфессий. В планах на август – приезд А.А. Тумина, преподавателя Николо-Перервинской духовной семинарии (г. Москва) с курсом лекций «Введение в Священное Писание». Осенью 2012 г. ожидается приезд А.И. Солодкова с выступлениями по теме «Антропология на основе Книги Бытия», а также первый визит на Вятку протоиерея Олега Стеняева с «Толкованием на Послание апостола Павла к Римлянам».

 

Наша молодая группа растёт и развивается. Каковы чаяния её руководителя и актива? Конечно же, ожидаем воцерковления большего числа молодых людей, их вхождения в общину и связанных с этим изменений личности. Нужных людям для этих изменений встреч, преодоления людьми внутренних барьеров, их расставания с комплексами. Ожидаем прихода людей из других конфессий, стирания сложившихся стереотипов. В итоге - роста и становления приходской общины, объединенной вокруг Евхаристической Чаши, то есть Христа. Мистическое соприкосновение со Христом формирует внутреннего человека, даёт осознание смысла жизни, обретение ценностей, выход из невежества. Люди найдут разрешение личных проблем, объединятся, укрепятся их семьи или создадут семьи те, кто был одинок. Укреплялось бы через семью и наше разрозненное общество. А каждый участник евангельских чтений всем сердцем и помышлением своим вторил бы словам молитвы митрополита Антония Сурожского: "Господи, я сейчас буду читать Евангелие, в котором рассказывается о жизни Господа нашего, Спасителя Иисуса Христа. Каждое его слово – это слово из вечности, это Божие слово мне лично. Благослови меня, помоги мне умом открыться, сердцем быть чутким, и помоги быть бесстрашным. Потому что я непременно набреду на такие места, которые будут требовать перемены моей жизни, перемены моего отношения к людям, к себе самому, и мне будет страшно этой перемены. Помоги мне стать мужественным, дерзновенным, но и мудрым...".

 

24 мая 2012 г. г.Вятка / Киров



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: