В чем суть проблемного задания и проблемной ситуации?




Выделите структурные компоненты, характеризующие любую образовательную технологию, назовите признаки педагогических технологий.

Структура образовательной технологии:

Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – целью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами, диагностикой, результатом, поэтому в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

§ цели обучения (общие и конкретные);

§ содержание учебного материала;

в) процессуальная часть – технологический процесс:

§ организация учебного процесса;

§ методы и формы учебной деятельности школьников;

§ методы и формы работы учителя;

§ деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

§ диагностика учебного процесса.

г) результативная часть:

§ соответствие результатов общим и конкретным целям обучения.

Признаки технологии:

1. технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в ее основе лежит определенная позиция автора, методологическая, философская; так можно различать технологию передачи знаний и технологию развития личности;

2. технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникации выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

3. технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

4. элементы педагогической технологии должны быть с одной стороны воспроизводимы любым учителем, а с другой, гарантировать достижения планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками,

5. органичной частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

 

 

Выявите различия между соотношением понятий методики и технологии в педагогической науке.

Разница между методикой и технологией заключается в том, что в технологиях более представлены процессуальные, количественные и расчетные компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная стороны. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Если процесс обучения и воспитания технологизирован, то его результат мало будет зависеть от личностных, субъективных качеств педагога и учащихся (не обязателен талантливый, выдающийся учитель; ученик имеет право только на общие способности, от его одаренности или неспособности результат практически не зависит). В этом преимущество педагогической технологии перед методикой обучения и воспитания.

 

В чем суть проблемного задания и проблемной ситуации?

По своей структуре проблемное задание предполагает наличие условия, требования или вопроса, ответ на который возможен в результате ряда интеллектуальных и практических действий. Смысл этих действий – в самостоятельном обнаружении решающим не заданных в условии задачи связей, в проведении преобразований. Эти действия требуют проявления тех или иных черт творческой деятельности и тем самым формируют их.

Проблемная ситуация в педагогике (в отличие от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи. Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Словесное выражение содержания проблемной ситуации составляет учебную проблему. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы (того, что неизвестно), ее формулированием и решением.

 

5. Предложите 2-3 варианта проблемного задания.

1. На уроках математики при изучении свойства умножения суммы на число.

- Догадайся, по какому правилу подобраны выражения в каждом столбике:
26. 3 17. 5
60 + 18 50 + 35
126. 3 117. 5
300 + 78 500 + 85

 

2. На уроках русского языка при изучении собственных и нарицательных имен существительных.

- Дается цепочка слов:

Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.

1. Можно ли эти слова объединить в две группы?

2. Если можно, то по какому принципу?

3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

- К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы: а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?

- На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?

 

3. На уроках окружающего мира при изучении темы «План и карта».

- Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

 

6. Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой
сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Пользуясь предложенными приемами создания
проблемной ситуации, определите группу вопросов, побуждающих к
осознанию противоречия и побуждению к формулированию проблемы.

Тема «Грибы». Побуждение к осознанию противоречия.

1 шаг. Предлагается рассмотреть строение гриба и растения.

2 шаг. Что вас удивило? Что интересного заметили?
3 шаг. Какой возникает вопрос?
4 шаг. Фиксирует вопрос на доске.

 

Тема «Грибы». Побуждение к формулированию проблемы.

1. Два героя высказывают мнения о том, куда отнести гриб. (Проблемная ситуация).

2. Незнайка относит гриб к растениям, а Знайка уверен, что это не растение. (Осознание противоречия).

3. Кто из героев прав? (Вопрос).

 

Тема «Роль ударения в слове». Побуждение к осознанию противоречия.

1 шаг. Предлагается рассмотреть картинки за`мка и замка`.

2 шаг. Соотнесите картинки со словами. Что вас удивило? Что интересного заметили?

3 шаг. Какой возникает вопрос?
4 шаг. Фиксирует вопрос на доске.

 

Тема «Роль ударения в слове». Побуждение к формулированию проблемы.

1. Вова и Петя получили задание составить предложение со словом замок.

2. Вова написал: На двери гаража висел замок. Петя написал: Король пригласил гостей в свой замок.

3. Правильно ли Вова и Петя выполнили задание?

 

Тема «Растительный мир пустыни». Побуждение к осознанию противоречия.

1 шаг. Предлагается группам рассмотреть картинки растений: верблюжья колючка и смородина (с корневой системой).

2 шаг. Охарактеризовать растение по плану (корневая система, листья, стебель,…).

3 шаг. Встречаются ли эти растения в одной природной зоне?

4 шаг. Какой возникает вопрос?
5 шаг. Фиксирует вопрос на доске.

 

Тема «Растительный мир пустыни». Побуждение к формулированию проблемы.

1.Рассматривают картинки растений: верблюжья колючка и смородина (с корневой системой).

2. Характеризуют растение по плану.

3. Отвечают на вопрос: «Эти растения в одной природной зоне встречаться не могут».

4. Почему эти растения не могут расти в одной природной зоне?

5. Как растения приспособились к условиям жизни в пустыне?

7. Какой прием использован для постановки учебной проблемы в
предложенном ниже фрагменте конспекта?

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

8. Определите какие этапы демонстрируются во фрагментах видео-уроков?
Какие приемы использует педагог?

Фрагмент 1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи. Подводящий к теме диалог. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Фрагмент 2. Рефлексия деятельности (итог урока). Диалог (вопросы). Самооценка.

Фрагмент 3. Актуализация знаний. Мотивирующий прием «яркое пятно» - фрагмент из худ. Фильма.

Фрагмент 4. Самоопределение к деятельности. В начале урока высказываются добрые пожелания детям. В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность (через характеристику цветов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: