Конспект пояснительной записки Программы по литературе (5-9 классы) под. ред. И.Н. Сухих. Авт. – сост. Т.В. Рыжкова




Окуневой Юлией Александровной

Проверил:

Кандидат педагогических наук, доцент

Филонова Юлия Александровна

г. Ярославль

2017 год

Конспект пояснительной записки Программы по литературе (5-9 классы) под. ред. И.Н. Сухих. Авт. – сост. Т.В. Рыжкова

 

I. Общая характеристика учебного предмета

 

Литература – один из ведущих гуманитарных учебных предметов в общеобразовательной школе. Он представляет собой единство искусства слова и основ науки литературоведения, предоставляет возможность освоить духовный опыт разных поколений, помогает сформировать мировоззрение, пробуждает гуманность, вводит читателя в пространство культуры, направлен на активизацию эмоциональной сферы личности, ее воображение и мышление.

 

II. Главные цели предмета «Литература»

 

1. Формирование духовно развитой личности.

2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

3. Постижение учащимися вершинных произведений мировой литературы.

4. Последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать, интерпретировать художественный текст.

5. Овладение алгоритмами постижения смыслов, заложенных в речевых высказываниях и создания собственных текстов.

6. Развитие речи и литературно-творческих способностей.

7. Овладение умениями планировать учебную деятельность, формулировать ее цели, осуществлять библиографический поиск, систематизировать информацию, найденную в различных источниках.

8. Использовать опыт, полученный в результате изучения художественных произведений в учебной деятельности и для речевого самосовершенствования.

 

Методические принципы построения программы по литературе

III. Концептуальные принципы построения учебной программы по литературе.

 

1. Принцип преемственности в организации учебного процесса (учитываются круг чтения, включенный в программу начальной школы и уровень полученных литературоведческих знаний; в 5-9 классах система читательских, речевых и аналитических умений продолжает формироваться на более сложном художественном и теоретическом материале и в более широком культурном контексте; в старших классах эта система будет совершенствоваться на материале художественных произведений, изучаемых в рамках полного общего образования).

2. Эстетический принцип (все произведения являются высокохудожественными, поэтому изучение идет от их восприятия как эстетического целого к постижению творческого пути писателя, связи произведений с культурной эпохой и литературным процессом).

3. Принцип целостности (реализуется при восприятии школьником произведения целиком, без адаптации).

4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, жизненного опыта и периодов эволюции школьника как читателя (предполагает право выбора учеником вида и объема проектной деятельности, осуществляющейся исключительно на добровольной основе).

5. Принцип постепенного углубления и расширения круга теоретико-литературных знаний (обусловлен необходимостью использования теоретико-литературных знаний в деятельности читателя для полноценного восприятия художественного текста и в литературно-творческой деятельности школьника).

6. Принцип интеграции предметов гуманитарного цикла (способствует развитию личности и воспитанию у ученика потребности общения с искусством, облегчает понимание специфики литературы в сравнении с другими видами искусства).

7. Принцип сочетания логического и интуитивно-эмоционального постижения произведений словесного искусства (на уроке ученику должна быть предоставлена возможность осваивать материал удобным для себя способом, но в нужном направлении).

 

IV. Принципы отбора круга чтения и содержания литературного образования.

 

1. Принцип доступности (его смысл заключается в том, чтобы предоставить учащимся возможность адекватно воспринять своеобразие, неповторимость содержания и формы литературного произведения).

2. Принцип целесообразности изучения произведения для литературного развития школьников (при подборе и установления последовательности произведений учитывается мера сложности текста).

3. Принцип возможности сопоставления произведений с другими изучаемыми произведениями (постоянное обращение к уже изученным произведениям, нахождение в них близких тем, образов и настроений; введение этого принципа помогает преодолевать конкретность мышления учеников, развивает умение обобщать).

 

V. Принципы расположения литературного материала.

 

Программа выстроена как система роста читателя-школьника с учетом усложнения самого художественного текста, так и всех видов деятельности учащихся.

 

VI. Принципы организации деятельности учеников

 

1.Коммуникативная направленность литературного образовательного процесса (создание условий для коммуникации с литературным произведением, учителем и одноклассниками и стимулирование коммуникации).

2. Реализация деятельностного подхода к образовательному процессу (включение школьников в мотивированную для них предметную деятельность, обучение их приемам, обеспечивающим более глубокие эмоциональные переживания, и приемам организации собственной творческой деятельности).

3. Усложнение аналитической и литературно-художественной деятельности учащихся при изучении произведений (выстраивание учебного процесса с ориентацией на зону ближайшего и перспективного развития).

 

VII. Структура содержания литературного образования.

 

1. Круг программного чтения.

Соответствует Примерной основной образовательной программе. Количество часов на изучение каждого произведения может варьироваться.

2. Теоретико-литературные знания учащихся закладываются в начальной школе, в 5-8 классе формируются на уровне представлений, а в 9 – уже на уровне понятий, начинается процесс систематизации. В 10-11 работа по систематизации полученных знаний по теории литературы продолжается.

3. Читательские умения, необходимые для осмысления литературного произведения:

а) восприятие изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

б) воссоздание в воображении картин жизни, созданных писателем;

в) установление причинно-следственных связей в эпических действиях, динамике эмоций в лирике, движение конфликта в драме;

г) целостное восприятие образа персонажа в эпосе, образа переживания в лирике, характера в драме как элементов произведения;

д) выявление авторского отношения и авторской позиции во всех элементах произведения;

е) интерпретация произведения в соответствии с авторской идеей.

4. Виды деятельности учеников:

а) индивидуальная и коллективная;

б) аналитическая (требует активизации операций сравнения, оценки и пр.);

в) литературно-художественная (развивает творческие способности ученика литературного и эстетического порядка);

г) проектная (объединяет учащихся в группу для достижения конкретной цели; материальность результата проектной деятельности делает его событием в жизни класса и даже школы).

5. Элементы культурного пространства.

Каждое художественное произведение создает вокруг себя собственный культурный ореол: может быть назван конкретный фильм, имена художников или композиторов, жанр искусства и пр.

6. Произведения для самостоятельной работы.

Это небольшие по объему произведения, которые ученики читают и анализируют самостоятельно по отработанной на уроках схеме. Качество работы проверяется посредством письменных домашних или классных работ.

7. Произведения для внеклассного чтения знакомят школьников с творчеством изучаемых писателей, расширяют читательский кругозор ученика, дают ему возможность включиться в диалог писателей и в диалог эпох, знакомят с критическими и литературоведческими работами по изучаемому произведению.

8. Диагностические работы проводятся по самостоятельно прочитанным произведениям.

 

VIII. Характеристика содержания этапов литературного образования

 

Принципы построения программы литературного образования – 5-8 классы – сочетание проблемно-тематического и историко-хронологического; 9, 10-11 – линейный.

Логика построения курса.

5-9 классы – от образа мира в фольклоре и литературе – к образу человека, изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера, к целостному образу человека, неотделимого от окружающего мира и исторической эпохи.

5-8 классы – произведения систематизируются на основе проблемно-тематического принципа.

5 класс – «Открытие мира». Последовательность изучения произведений отражает специфику открытия мира ребенком. В процессе формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи постепенно усложняется эстетическая деятельность.

6 класс – «Открытие человека». Системообразующими элементами являются понятия авторское отношение, точка зрения, характер персонажа, способ изображения.

7 класс – «Герои и героическое». Категория «герой» изучается в различных аспектах: эпическом, лирическом, драматическом (родовой уровень); герой повести, рассказа (жанровый уровень); «негероический» герой, «странный» герой (аксиологический уровень). В изучении основных способов создания характеров эпического, драматического и лирического героев доминирует аналитический подход. Героическое рассматривается как этическая и эстетическая категория.

8 класс – «Вечные темы в искусстве». Курс выстраивается как движение ученика от одной «вечной темы» к другой, как тематическое и нравственное сопряжение произведений, созданных в разные исторические периоды в разных странах. Это «пробуждает» мотивацию для определения нравственной позиции ученика и для осознания им принципиальной возможности разных точек зрения проблему. Завершается формирование жанровых представлений и умений школьников.

9 класс - завершается формирование системы читательских умений и литературоведческих понятий. Центральными категориями в 9 классе становятся литературно-художественный метод и литературное направление.

 

IX. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

 

1. Воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии.

2. Формирование гуманистического мировоззрения.

3. Формирование основ гражданского самосознания.

4. Воспитание чувства патриотизма.

5. Развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности.

6. Приобщение к творческому труду.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: