Учебно- позновательное развитие




Основные цели: формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка. В этой области дошкольного образования происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие у него вопросы, опробовании разных способов действия, разрешении проблемных ситуаций. Формируются общие представления ребенка об окружающем его мире и природе, о себе, семье, обществе, государстве, религии. На протяжении дошкольного воспитания совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из основных условий познания.

Отечественные исследователи 60-90-х гг. XX в. рассматривают дидактическую игру как стимул познавательной деятельности, мотив решения дидактической задачи. Главным орудием управления педагогом познавательной деятельностью детей являются игровые правила, которые организуют детскую деятельность, развивая их самостоятельность. Дидактические игры характеризуются своеобразным способом организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Важным в процессе обучения дошкольников является организация развивающей среды. Проблема организации «реального пространства» получило широкое развитие в современных исследованиях, связанных в том числе с внедрением в работу отечественных детских садов «метода М. Монтессори» и вальдорфской педагогики (антропософская концепция Р.Штейнера). Именно эти теоретические концепции построены на создании среды, развивающей и воспитывающей ребенка, служащей фоном и посредником активного взаимодействия детей и взрослых, базирующихся на претворении в жизнь личностно-ориентированной модели обучения. Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова выделили принципы, на которых выстроено это пространство: дистантность, обеспечивающая субъект-субъектную позицию при взаимодействии; активность; самостоятельность; стабильность - динамичность; эмоциогенность; индивидуальная комфортность; насыщенность; структурированность; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытость - закрытость; учет половых и возрастных различий детей.

 

Билет 21 Формирование школьной готовности как одна из важнейших задач современной системы предшкольного образования. Сущность и содержание готовности к школе. Диагностика готовности к обучению в школе, причины осложненной адаптации, пути ее преодоления.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенку начинает от-крываться мир человеческих отношений, появляются этические инстанции, на основе которых ребенок начинает делать свои первые нравственные выборы. Дошкольный возраст – это тот период, который является весьма чув-ствительным, сензитивным к социокультурному становлению. От того, как будет построено образование и воспитание детей в этом возрасте: насколько оно будет ориентировано на социокультурное развитие; насколько его орга-низация будет учитывать специфику этого периода развития, зависит ста-новление самосознания дошкольника, его первые нравственные самоопреде-ления и основы его мировоззрения (образа мира).

Но социокультурное развитие не тождественно социальному. Осваивая социальные роли ребенок учится подчиняться правилам данного общества, соответствовать его ожиданиям, выполнять необходимые функции (трудовые, учебные и т. д.) и подчинять свои действия требованиям взрослых, принимает определенную позицию, например, позицию школьника. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые пред-ставляют собой композицию ценностей (истины, правды, добра, красоты, свойственную определенному типу культуры.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Проведенные исследования (АИ. Захаров, Р.Ж. Мухамедрахимов) доказывают, что новый тип общения, взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.

Сотрудничество -этообщениена«равных»,гденикомунепринадлежит привилегияуказывать,контролировать,оценивать.

Взаимодействие -представляетсобойспособорганизациисовместной деятельности,котораяосуществляетсянаоснованиисоциальнойперцепцииис помощьюобщения

 

Билет 22 Характеристика современной системы дошкольного образования РФ. Принципы государственной образовательной политики. Типы и виды дошкольных учреждений. Дошкольное образование как система вариативных образовательных услуг.

 

Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального звеньев непрерывного образования становится всё более актуальной. Чаще всего подготовка в детском саду направлена на обучение детей чтению, письму и счёту, тогда как у них бывают не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально- волевая. Отсюда вытекает необходимость построения целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, усечения неспецифических для дошкольного образования форм деятельности, разработки коррекционно- развивающего подхода для преодоления «школьного стресса».

Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества, была выделена наиболее приемлемая для развития наших образовательных учреждений основополагающую цель.

Цель: построение единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.

Задачи:

· Реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

· Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.

· Проанализировать общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии ФГОС.

· Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.

· Обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.

· Поднять престиж школы.

Содержание разработки

Наша работа начнется с заключения Соглашения о сотрудничестве между детским садом и школой №4, с опорой на современные нормативно-правовые документы в области образования.

Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня характеризуется более широко - как «непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода», обозначены важнейшиеаспекты проблемы преемственности:

· Целевой

· Содержательный

· Технологический

· Психологический

· Работа с родителями

· Управленческий и структурно-организационный

 

Билет 23 Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ: сущность, значение, содержание. Принципы и основные требования к организации и содержанию РППС (безопасность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность и др.).

 

Совpеменное начальное обучение пpедъявляет высокие тpебования к дошкольной подготовке детей. Hасыщенность учебных пpогpамм и высокий темп пpохождения матеpиала тpебуют, чтобы pебенок, поступающий в школу, уже владел элементаpными фоpмами учебной деятельности, знаниями и умениями, котоpые pаньше относились к собственно школьному обучению, имел высокий уpовень психического, социального и физиологического pазвития. Вместе с тем, начало школьного обучения - это закономеpный этап в психическом pазвитии pебенка, каждый дошкольник, достигнув опpеделенного возpаста, становится школьником. Поэтому подготовка к систематическому школьному обучению должна стать одной из основных задач всех специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей дошкольного возpаста, главной целью учебно-воспитательной pаботы детских дошкольных учpеждений.

О школьной готовности в последние годы написано и сказано много, но, несмотpя на большое количество публикаций и активный интеpес специалистов,педагогов и pодителей, следует пpизнать теоpетическую и методическую неpазpаботанность вопpосов, связанных с подготовкой детей к систематическому школьному обучению: отсутствует единое четкое опpеделение понятия " готовность к обучению в школе ", не установлены надежные кpитеpии готовности pебенка к систематическому обучению по pазличным обpазовательным пpогpаммам, pекомендации о подготовке к школе носят общий хаpактеp и не адаптиpованы к учебно-воспитательному пpоцессу в детском саду, пpедставления пpактических pаботников обpазования о школьной готовности зачастую повеpхностны и опpеделяются их собственным житейским опытом.

Hачало школьного обучения - это закономеpный пеpеход pебенка на более высокую ступень психического pазвития. Давно установлено, что на седьмом году жизни дошкольник утpачивает интеpес к pолевой игpе, его все более пpивлекают "взpослые", "сеpьезные" виды деятельности, фоpмиpуется интеpес к школе. Появление потpебности в новой общественно значимой деятельности - одна из важнейших закономеpностей психического pазвития стаpших дошкольников. Пpиходится пpизнать, что использование лишь игpовых фоpм и методов в pаботе с детьми этого возpаста и недооценка важности фоpмиpования у них учебной деятельности тоpмозят естественный ход психического pазвития.

Hеpедко пpиходится слышать, что дошкольников надо не обучать, а pазвивать. Такая точка зpения нам пpедставляется недостаточно учитывающей закономеpности pазвития детской психики и сущность пpоцесса обучения. Здесь уместно вспомнить слова Л.С. Выготского о том, что обучение pебенка начинается задолго до поступления в школу, "школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опиpается на опpеделенную стадию pазвития, пpоделанную pебенком до поступления в школу". К началу школьного обучения у pебенка уже должны быть сфоpмиpованы некотоpые элементаpные системы пpедставлений о пpиpоде и обществе, целостное отpажение окpужающего миpа.

Обучение и pазвитие пpедставляют собой неpазpывное целое. С одной стоpоны - обучение pебенка новым знаниям без pазвития его способностей и личности - это пpостое "натаскивание", дpессуpа. С дpугой - только в пpоцессе целенапpавленного и систематического обучения пpоисходит активное интеллектуальное pазвитие дошкольника, становление его самосознания (здесь мы можем сослаться на pаботы многих известных отечественных психологов и педагогов: А.В.Запоpожца, Г.И.Минской, Л.Ф.Обухо-вой, А.П.Усовой и дp.). А.П. Усова, в частности, отмечала, что оpиентация воспитательной pаботы детского сада лишь на pазвитие индивидуальности pебенка без целенапpавленного обучения и фоpмиpования учебной деятельности пpиводит к тому, что в стаpшем дошкольном возpасте pебенок оказывается неспособным усвоить обобщенные способы pешения учебных задач, такие дети "не слышат" воспитателя, на занятиях делают то, что им хочется, и то, что нpавится, а не то, что задает педагог. Иными словами - эти дети не готовы к выполнению учебной деятельности.

 

Билет 24 Дошкольное образование за рубежом. Характеристика системы дошкольного образования в Германии, Японии, Китае, США (на выбор).

 

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Основные принципы организации РППС ДОО

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка4. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и

творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во

взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей;

Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

 

 

Билет 25 Проблема адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям ДОУ: понятие, особенности, факторы, этапы протекания. Организация работы ДОУ с семьей в период адаптации ребенка к ДОУ. Подготовка к поступлению в ДОУ в семье.

 

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль,когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий.

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.

Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.

На процесс адаптации ребенка влияют:

· достигнутый уровень психического и физического развития,

· состояние здоровья,

· степень закаленности,

· сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,

· личностные особенности самого малыша,

· уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.

Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируются на психо-физиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определенной социальной ситуации развития.

Отход от собственно биологической адаптации ребенка как процесса пассивного приспособления к новым условиям окружающей среды позволяет обозначить другой подход к исследованиям организации процесса социальной адаптации ребенка средствами социально-педагогической деятельности, выходящей за рамки образовательного учреждения. Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей по адаптации ребенка к условиям ДОУ.

В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семьи в целом. Общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений.

Таким образом, выявленные потребности еще раз свидетельствуют о недостаточном уровне социальной поддержки и информирования детей этих возрастных категорий. Именно поэтому необходимо разрабатывать систему информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возраста еще на этапе подготовки к поступлению в детский сад и развитие дальнейшего тесного взаимодействия. Одна из проблем, которая решается в ДОУ – проблема адаптации детей при переходе из семьи в детское дошкольное учреждение. Для оптимального перехода необходимо сделать, по возможности, более плавный переход ребенка из семьи в детское учреждение.

Для решения этой проблемы была разработана Программа сопровождения семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка

включающая в себя первоначальный блок работы с родителями в течение года, предшествующего поступлению ребенка в сад.

Известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду.

Они одновременно начинают выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. ДОУ располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье поддерживать и укреплять межпоколенные связи, опереться на свое здоровое начало для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям.

 

Билет 26 Диагностика (мониторинг) в дошкольном образовании: понятие, значение, принципы осуществления. Содержание и методы педагогической диагностики. Требования к ее организации и содержанию.

 

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Педагогический мониторинг тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.

Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):

· Воспитатели;

· Руководитель;

· Родители.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.

Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.

Диагностика – есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.

Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

· При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

В ряде исследований А.Талых выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга:

1. Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

2. Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их;

3. Предупреждение негативных тенденций в системе образования;

4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;

5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:

· Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;

·Показатели должны по-возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

· Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;

· Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

Основной задачей для руководителя в координации педпроцесса остается контроль над работой воспитателя, а ключевым разделом работы выступает прогнозирование.

Педагогическая диагностика позволяет в интегрированном виде решить следующие задачи:

· Научное обоснование планирования и организация содержательной стороны педагогического процесса;

· Критическое апробирование и применение той или иной педагогической технологии;

· Достижение результативности и эффективности педпроцесса;

· Возможности прогнозирования развития личности дошкольника.

Владение педагогической диагностикой позволяет усилить профессиональную направленность работы каждого воспитателя и руководителя, повысить заинтересованность в научно-методическом осмыслении своей работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: