Форма государства и ее элементы.




1. Понятие формы государства

2. Форма правления в современном государстве

3. Форма государственно-территориального устройства и его основные характеристики

4. Политический режим как содержательная основа формы государств.

Форма государства представляет собой совокупность базовых характеристик, присущих любому государству. Она связана с конституционным строем, поэтому не редко форма государства закрепляется в конституции страны. Так, например согласно части 1ст.1. конституции РФ, россия является правовым демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. На практике, между формой государства закрепленной конституцией и реальной формой может существовать большое различие.

Форма государства- это система взаимосвязанных формально юридических характеристик, определяющих характер организации верховной государственной власти в данной стране и взаимодействия между высшими органами государственной власти; характер территориальной организации и взаимодействие между центральными и местными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления; характер реализации политической власти в обществе и взаимодействия между обществом и государством. Т.е. данное определение включает 3 аспекта, из которых вытекают 3 элемента формы государства.

Элементами формы государства являются формы правления, форма государственного территориального устройства и политический режим. Форма государства представляет собой совокупность именно юридических характеристик, она обычно нормативно закреплена. Это нормативное закрепление отражает двоякую природу государства, которая с одной стороны является реальным социологическим феноменом или социальным институтом, с другой стороны государство- это правовой институт,т.е. комплекс взаимосвязанных норм, регулирующих общественные отношения на социологическом плане государство должно рассматриваться как совокупность этих общественных отношений. Именно в рамках общественных отношений проявляются структура и функции любого государства, а в юридическом плане государство должно рассматриваться как совокупность норм, регулирующих эти общественные отношения.

Форма государства связана с его основными признаками, и в частности с такими признаками как наличие территории и государственного аппарата. Изучение формы государства дает ответ на вопрос как организована государственная влсть в пределах данной территории, т.е. как взаимодействуют между собой высшие органы государственной власти, как взаимодействуют центральная и местная власть и как взаимодействуют государство и общество. Поэтому категория формы государства имеет значение для общей теории, а также для целого ряда отраслевых юридических дисциплин, и прежде всего для науки конституционного права.

Форма государства как и ее элементы имеет исторически изменчивый характер. Само внутреннее деление формы государства на 3 составляющих на форму правления, форму территориального устройства и политический режим есть результат теоретического обобщения эпохи нового времени, отражающей политическую ситуацию, характерную для данной эпохи. В более раннее периоды развития государства, его форма сводилась главным образом к форме правления или вообще отождествлялась с ней, причем форма правления понималась античными и средневековыми государствоведами предельно широко и охватывало собой и политический режим. Для платона и аристотеля равноправными формами правления были монархия и демократия. Не рассматривали никаких качественных характеристик формы правления и политического режима, а руководствовались только количественным критерием. Форма государственно-территориального устройства вообще не рассматривалась вплоть до конца 18 века, когда появилась первая работа, посвященная развернутой характеристики федеративного устройства «Федералист». Конкретные формы правления, формы государственно-территориального устройства и политические режимы в историческом плане также изменялись. Поэтому надо различать формы, характерные для современного государства и формы традиционных государств древности средних веков и раннего нового времени.

Форма правления.

Форма правления получает свое рассмотрение в трудах античных государствоведов (платон, аристотель, цицерон).

Форма правления- совокупность юридически закрепленных характеристик, организации верховной власти в государстве. Форма правления определяет правовое положение высших органов гос власти, соотношение их полномочий и порядок их взаимодействий.

форма современного государства

Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим
1. Монархия: · абсолютная (такой государственный строй, при котором вся полнота власти находится в руках единоличного правителя или монарха. Монарх, как правило, есть лицо пожизненное, не сменяемое, власть монарха передается по наследству, причем порядок престолонаследия определяется законом или обычаем. Власть монарха не ограничена какими-либо формально-юридическими актами. Абсолютный монарх сосредотачивает в своих руках законодательные, исполнительные и судебные полномочия. Он не отвечает ни перед кем за свои действия. Является единственным источником или носителем верховной власти. Вся система государственных органов подотчетна монарху и подчиняется ему. В абсолютных монархиях отсутствуют обычно законодательные органы, а должностные лица, осуществляющие исполнительную и судебную власть назначаются и смещаются монархом по своему усмотрению и ограниченная –конституционная (монарх осуществляет свои полномочия на основе закона- контитуции. Бывают 2 видов ü дуалистические (англия 1689-1750, франция 1790-1792 и 1814-1848) ü парламентские. В дуалистической власть распределяется между монархом и народом в лице выборного законодательного органа – парламента. При этом монарху принадлежит исполнительная власть, а народу законодательная. При этом соотношение полномочия между монархом и парламентом различается, в некоторых дуалистических монархия функции парламента ограничены, а в других наоборот. Но обычно монарх является главой государства и главой исполнительной власти, правительство формируется монархом, подотчетно ему и подчиняется только ему. Парламентские монархии сейчас это наиболее распространенный вид государства с монархической формой правления. Формально в руках монарха сосредоточены широкие полномочия в области исполнительной власти, эти полномочия осуществляет правительство, оно формируется парламенту и подотчетно только ему, монарх лишь утверждает списочный восстав правительства по представлению премьер-министра может распустить парламент или отправить в отставку правительство, если ему будет высказано недоверие 2. Республика. В ней источником власти и носителем суверенитета является народ, власть народа юридически оформляется в основном законе страны, т.е. в конституции. Высшие органы гос власти избираются народом на определенный срок и подотчетны ему. Верховная власть в государстве строится на основании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом такие характеристики являются идеально-типическими, они присущи исключительно современным правовым демократическим государствам. Республики, в которых существуют тоталитарный или авторитарный демократический режимы могут весьма существенно отличаться от идеального образца, в таких республиках народ отстранен от власти значительно в большей степени, чем в современных парламентских монархиях. Республики делятся на виды, в зависимости от соотношения полномочий законодательных исполнительных органов: · парламентские (глава государства избирается парламентом, он осуществляет в основном представительские и контрольные функции и не принимает участие в осуществлении исполнительной власти. Вся полнота исполнительной власти пренадлежит правительству, которое формируется парламентом и подотчетна ему. ФРГ, италия, турция, израиль, латвия, эстония), · смешанные (функции осуществления исполнительной власти распределяются между президентом и правительством, возглавляемым премьер-министром. При этом полномочия президента могут быть достаточно широкими, как например во франции или польше. Правительства подотчетно одновременно и главе государства и парламенту. Правительство чаще всего формируется президентом, но на основе принципа парламентского большинства. Парламент имеет право выразить правительству недоверие, при этом президент может либо отправить правительство в отставку или распустить парламент. Президенту пренадлежит право законодательной инициативы и праов вето, в парламентсокй республике у президента это тоже имеется, но в смешанных республиках президент осуществляет эти полномочия самостоятельно. Президент осуществляет высшую исполнительную власть, иногда является и главой правительства, верховным главнокомандующим, правом роспуска парламента) и · президентские (США, мексика, бразилия. В некоторых президент избирается неограниченное число раз, и иногда не на основе прямых выборов. Правительство формируется президентом по собственному усмотрению, подотчетно и прдконтрольно только президенту. Обычно является государсвом, в котором отсутствует демократический политический режим) Всякое государсвто обладает территоральной основой, и всякое современное государство каким-то образом организованно по территориальному признаку. И имеет форму государственно-территориального устройства. Форма государственно-территориального устройства- совокупность юридических характеристик, определяющих порядок взаимоотношений между центром (государством в целом) и его территориальными единицами. Форма государсвтенно территориального устройства определяет характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти. Основной вопрос, на который отвечает форма гос тер устройства состоит в том, обладают ли территориальные единицы данного государства политической автономией, и если обладают, то в каких пределах. В зависимости от ответа на этот вопрос различаются 1. простые (унитарные) – государства, территориальные единицы которых не обладают элементами государственности. Обычно действует единая система органов власти и управления. Но неправильно думать, что единство управления даже в унитарном государстве означает, что центральная власть формирует власть на местах. В современных демократических правовых унитарных государствах местные органы власти также могут избираться населением как и центральные органы. Речь идет о том, что в унитарном государстве не существует таких вопросов, которые были бы отнесены к исключительному ведению территориального образования. В них действует единое законодательство, единое финансовая, налоговая, бюджетная системы. Нижестоящие органы власти и управления, т.е. органы управления на местах подчиняются центральным органам власти и управления, они подотчетны и подконтрольны им. Унитарная форма территориального гос устройства формируется во многом за счет действия конкретно исторических фактов. Оформлению государству в качетсве унитарного способствует относительно небольшая территория; природное единообразие территорий; равномерность социально-экономического развития территории, входящих в состав государства; национальное культурное и языковая однородность. · Централизованные- те, в которых нет автономных единиц (франция, нидерланды, португалия) · децентрализованные. В существуют отдельные автономные территориальные единицы, призванные отразить национальное, языковое или культурное своеобразие населения этой территории (великобритания, испания). 2. сложные государства · федерации- государство, территориальные единицы которого обладают элементами суверенитета. Для них характерно: взаимоотношения между федерацией и ее субъектами строятся на основе разделения властей по вертикале (означает разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, в РФ указанный принцип закреплен в ст.71, 72, 73 конституции РФ. Где различаются 3 категориии предметов ведения: предметы ведения РФ, по которым субъекты не могут принимать решения; предметы совместного ведения, по которым законодательство субъектов не может противоречить федеральному законодательству; предметы исключительного ведения субъектов, по которым федеральное законодательство не должно противоречить законодательству субъекта). Исходя из этого в федерациях субъекты имеют собственные конституции и собственные законы, действующие на территории данных субъектов. Субъекты федерации имеют свои собственные финансвовую, бюджетную, налогивую системы, собственные законодательные и исполнительные органы власти, которые если данное государство является демократическим избирается населением. Субъекты имеют свои атрибуты государственности. Субъекты в ряде случаев имеют представительство в … верхняя палата парламента целого ряда государств призвано представлять интересы субъектов, в частности ФРГ, швейцарии, автстрии. В США федеральный парламент не связан функциями представительства штатов. Федерации можно разделить на виды по целому ряду критериев, в частности в зависимости от того, на какой основе выделяются субъекты федерации, они делятся на: ü территориальные- территории не имеющие определенной специфики (США, ФРГ, австрия) ü национально территориальные- 2 категории субъектов, одни из которых организуются по чисто территориальному признаку и не отражают каких-либо национальных особенностей, проживающих какого-либо населения, а другие субъекты выражают политическую автономию наций, входящих в состав наций данного государства (РФ) ü национальные- субъекты организованы по национальному признаку (швейцария, индия, СССР, югославия) · конфедерации- предполагает большую степень самостоятельности ее субъектов. Основная часть предметов ведения отдана субъектам. Конфедеративные центральные органы власти осуществляют сравнительно узкий круг полномочий по относительно ограниченному числу вопросов. В частности в функции..входят вопросы внешней политики, обороны страны, обеспечение безопасности, охрана правопорядка. В то время как большинство вопросов решается субъектами конфедерации самостоятельно. Конфедерация- также относительно редкая форма гос тер устройства в современном мире. По мнению некоторых юристов (чиркина) конфедерация представляет собой промежуточную форму между федерацией и международным союзом государств. Но эта точка зрения не учитывает устойчивости некоторых конфедеративных государств (малайзия, оаэ). Поэтому представляет не промежуточную, а самостоятельную форма го тер устройства. Важной задачей является ограничение конфедерации от международного союза государств. Основной критерий в следующем: в отличие от международно-правового союза государств конфедерация создается на основе единого правового пространства, имеет единое законодательство, в том числе и конституционное   Наиболее важной содержательной характеристикой формы государства. Все остальные элементы приобретают свое значение только в свете политического режима. Политический режим- совокупность характеристик, определяющих взаимоотношения между государством и общством и порядок реализации гос власти в стране. В современном мире существует 3 политических режима: 1. демократический 2. авторитарный 3. тоталитарный  

 

Для древних государств также были характерны такие виды монархий как: сословно-представительная; патриархальная, деспотическая, сеньориальная.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: