СИЛЛАБУС
«Роль почек в клинике внутренних болезней »
Алматы, 2012
Силлабус элективной дисциплины «Роль почек в клинике внутренних болезней» для студентов 2 курса ОМ составлен заведующей курсом нефрологии д.м.н., профессором Канатбаевой А.Б. с ассистентами курса нефрологии на основании Типовой программы по «Общей врачебной практике», разработанной Республиканским центром инновационных технологий медицинского образования и науки, г.Астана, АО «Медицинский университет Астана», Карагандинским государственным медицинским университетом, Государственным медицинским университетом г.Семей, Западно-Казахстанским Государственным медицинским университетом им. М. Оспанова, утвержденной директором Департамента науки и человеческих ресурсов МЗ РК Хамзиной Н.К., рассмотрен и утвержден на заседании курса нефрологии
от «_ 08 __» _ февраль _2012 г., протокол №_ 8 _
Зав. курсом, д.м.н., профессор
Канатбаева А.Б.
___________________________
1. Общие сведения.
1.1 Наименование ВУЗа: Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
1.2 Кафедра: курс нефрологии
1.3 Элективный цикл: «Роль почек в клинике внутренних болезней»
1.4 Специальность: 051301 «Общая медицина»
1.5 Объем учебных часов: 36 часов
1.6 Курс и семестры изучения: 2 курс, 3, 4 семестры
1.7 Сведения о преподавателях:
1 Канатбаева Асия Бакишевна, степень – профессор, должность – профессор. Научные интересы: нефрология, детская нефрология. Председатель Ассоциации нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций нефрологов (Европа, Россия).
2 Кабулбаев Кайрат Абдуллаевич, степень – доктор медицинских наук, должность – доцент. Научные интересы: нефрология, внутренние болезни, трансплантология. Секретарь Ассоциаций нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций нефрологов (США, Европа, Россия), стажировки в Швейцарии, Германии.
3 Наушабаева Асия Еркиновна, степень – доктор медицинских наук, должность – доцент. Научные интересы: нефрология, нефроморфология, детские болезни. Член Ассоциации нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций детских нефрологов (США, Европа, Россия).
4 Чингаева Гульнар Нуртасовна, степень – доктор медицинских наук, должность – доцент. Научные интересы: нефрология, гемодиализ, детские болезни. Член Ассоциации нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций детских нефрологов (США, Европа, Россия).
5 Досым Сауле Мухамеджаровна, степень – кандидат медицинских наук, должность – доцент. Научные интересы: нефрология, педиатрия. Член Ассоциации нефрологов России и Казахстана.
6 Шепетов Абай Мусаевич, степень – доктор медицинских наук, должность – ассистент. Научные интересы: нефрология, диализная терапия, ангиохирургия. Член Ассоциации нефрологов Европы и Казахстана.
7 Карибаев Еркебулан Абильбаевич, ассистент. Научные интересы: нефрология, диализ, терапия, реанимация и интенсивная терапия, детские болезни. Член Ассоциации нефрологов Казахстана, Российского диализного общества.
8 Баякова Карлыгаш Темирбековна, ассистент. Научные интересы: нефрология, педиатрия. Член Ассоциации нефрологов России и Казахстана.
9 Бисекен Айжан, ассистент. Научные интересы: нефрология, педиатрия. Член Ассоциации нефрологов России и Казахстана.
1.8 Контактная информация:
Адрес: РДКБ «Аксай», отделение нефрологии, тел. 297-09-34, отделение экстракорпоральной детоксикации, тел. 297-09-37, е-mail: kairatkabulbayev@yahoo.com
№ | Ф.И.О. | Должность, степень, ка-тегория, академ. звание | Адрес | Телефон |
Канатбаева Асия Бакишевна | Зав. Курсом, д.м.н., профессор, врач высшей категории | Алматинская область, п. Тастыбулак, РДКБ «Аксай», тел. 2970934 НЦ урологии, ул. Басенова 2, тел. 278-33-11 | Дом: 382-44-08 Моб. 8701-375-5559 E-mail: kanatbayeva@mail.ru | |
Чингаева Гульнар Нуртасовна | Доцент, д.м.н., врач высшей категории Сертификат нефролога | Дом. 269-87-05 Моб. 8701-741-9079 E-mail: gulnarn@mail.ru | ||
Наушабаева Асия Еркиновна | Доцент, д.м.н., врач первой категории Сертификат нефролога | Дом. 274-91-91 Моб. 8701-764-0037 E-mail: assiyaandsucces@gmail.com | ||
Кабулбаев Кайрат Абдуллаевич | Доцент, д.м.н., Сертификат нефролога | Моб. 8701-725-2640 E-mail: kairatkabulbayev@yahoo.com | ||
Шепетов Абай Мусаевич | Ассистент, Сертификат нефролога | shepetov@mail.ru | ||
Досым Сауле Мухамеджаровна | Доцент, к.м.н. Сертификат нефролога | НЦ урологии, ул. Басенова 2, тел. 249-87-33 | Моб. 8701-730-3337 E-mail: bayakova_73@mail.ru | |
Баякова Карлыгаш Темирбековна | Ассистент, Сертификат нефролога | Моб. 8701-932-2420 | ||
Карибаев Еркебулан Абильбаевич | Ассистент, Сертификат нефролога | НЦ Сызганова, тел. 279-58-59 (внутр 211) | Дом. 224-62-53 Моб. 8702-547-7371 E-mail: erke_karibaev@mail.ru | |
Бисекен Айжан | Ассистент, Сертификат нефролога | Алматинская область, п. Тастыбулак, РДКБ «Аксай», тел. 2970937 | biseken@mail.ru |
1.9 Политика дисциплины: общие требования кафедры, предъявляемые к студентам в процессе обучения заключаются в последовательном и целенаправленном осууществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.
Общие требования кафедры:
1. Обязательное посещение практических занятий
2. Быть в учебной комнате за 5 минут до начала занятий
3. Прийти подготовленным уже к первому занятию
4. К началу занятий каждый студент должен при себе иметь: санитарную книжку, медицинский халат, колпак, индивидуальную марлевую маску, сменную обувь.
5. Студент должен принимать активное участие в учебном процессе; знать теоретический материал, решать ситуационные задачи, тестовые задания, освоить и уметь применить объективные методы обследования больных: пальпацию почки, измерение артериального давления, определение отеков
6. Обязательное выполнение СРС по теме.
7. Срок сдачи материалов СРС и защита темы СРС осуществляется в установленное время согласно тематическому плану, не позже 8 дня практических занятий.
8. Корректное отношение студентов к пациентам и сотрудникам клинических баз.
9. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием зав. курсом.
10. Выключать мобильный телефон на весь период занятия.
2. Программа
2.1 Введение
XXI век ознаменовано введением в медицину нового термина «хроническая болезнь почек». Установлен неуклонный рост хронических прогрессирующих заболеваний почек, приводящих к инвалидизации детей и взрослых. Причинами их являются многие внутренние и детские болезни, поражение почек у них до сих пор не диагностируется во время из-за недостатка нефрологических знаний. Поэтому врач-нефролог на сегодня – востребованный специалист, обладающий широкими знаниями, владеющий методами диагностики, профилактики, лечения не только болезней почек, но и многих внутренних болезней. Студенты ознакомятся с данными о распространенности болезней почек (мировые и наши собственные данные), научатся методам функциональной оценки почек у конкретных больных. Ознакомятся с историями болезней известных людей и успехами современной заместительной почечной терапии. Получат руководства по поиску специальной литературы, правилами рациональной работы в Интернете.
2.2.Цель электива
Показать роль, возможности и перспективы врача-нефролога в клинике внутренних болезней, возможность этих знаний для врача общей практики и врачей других специальностей. Формировать представление о хронической болезни почек.
2.3.Задачи обучения
1. Ознакомить студентов с данными последних лет о неуклонном росте хронических болезней почек, с причинами роста и новой классификацией.
2. Научить оценивать функции почек расчетными методами.
3. Ознакомить с историями болезни известных людей и успехами современной нефрологии, в т.ч. в Казахстане.
Конечные результаты обучения: формировать
Знания:
· Основным функциям почек: фильтрационной, концентрационной, эндокринной
· Важности раннего выявления хронической болезни почек, ее коварству
· Определению термина «Почему креатинин – холестерин XXI века?»;
· Частоте распространенности ХБП, в т.ч. в Казахстане.
Умения:
· Определить роль и место врача-нефролога при хронических заболеваниях почек;
· знать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования при заболеваниях почек;
· Рассчитать скорость клубочковой фильтрации у взрослых и детей
· Определить стадию ХБП по рассчитанной скорости клубочковой фильтрации
навыки:
· Доложить подготовленный доклад, реферат, презентацию
· Уметь связно работать в команде (малые группы, работа в парах), выслушать, оценить и уважать мнение коллег (сокурсников).
· Вступать в дебаты, только опираясь на данные доказательной медицины.
Правовые навыки:
· изучение кодекса здоровья РК
· изучение основных приказов МЗ РК и МинОбр. РК
· изучение основных положений организации службы нефрологии и диализа
саморазвитие:
· портфолио (индивидуальные образовательные достижения студента) оцениваются на каждом занятии следующими видами деятельности: курация больного, ролевые игры, решение и составление ситуационных задач, составление алгоритмов диагностики и лечения, презентация, написание реферата.
2.5. Пререквизиты: Анатомия 1, физиология 1.
Смежные дисциплины: биохимия, патофизиология 1.
2.5. Постреквизиты: патофизиология 2, патологическая анатомия 2, пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, детские болезни, общая врачебная практика.
2.6. Краткое содержание дисциплины.
В последние 5-6 лет появилось новое понятие о «хронической болезни почек». На занятиях студенты ознакомятся с историей вопроса (США, 2002г), методами раннего выявления, причинами, классификацией хронических прогрессирующих заболеваний почек. У них должно формироваться убеждение об особой значимости концепции о хронической болезни почек и роли врача-нефролога-интерниста в предупреждении прогрессирования болезни и продлении жизни больных. Студенты ознакомятся историями болезни известных людей и научатся оценивать функции почек расчетными способами. Будут прививаться им навыки особенностей осмотра, обхода терапевтических и педиатрических больных (ревматологических, кардиологических, эндокринологических и т.д.) с почечной патологией. Кроме того, получат руководства по поиску специальной литературы, правилам рациональной работы в Интернете.
2.7.Тематический план практических занятий
Практические занятия
№ | Темы | Форма проведения | Продолж-ть, часы |
Основные функции почек: фильтрационная, концентрационная, эндокринная. Предмет изучения нефрологии. | устный опрос, тестирование; заполнение таблиц и схем. | 2ч | |
Многогранность нефрологии. Роль врача-нефролога в клинике внутренних, детских болезней, в общей практике. | устный опрос, тестирование; дискуссия. | 2ч | |
Термин «хроническая болезнь почек». История вопроса: национальный Почечный фонд США. Расчетные формулы для определения скорости клубочковой фильтрации: Кокрофта-Голта, Шварца. Определение стадий ХБП. | устный опрос, тестирование; «мозговой штурм». | 2ч | |
Скрининг по раннему выявлению хронической болезни почек в Казахстане, распространенность ее в сравнении с другими странами, методы раннего выявления. | устный опрос, тестирование; обсуждение темы - работа в малых группах. | 2ч | |
Разбор клинических случаев: истории болезней известных людей как пример хронической болезни почек вследствие артериальной гипертонии, сахарного диабета | устный опрос, тестирование; «мозговой штурм»; обсуждение темы - работа в малых группах. | 2ч | |
Клинический обход в отделении нефрологии и отделении гемодиализа, осмотр больных после трансплантации. Нефрология в Казахстане, перспективы и возможности врачей, роль Ассоциации, связь с Международными организациями. | устный опрос, тестирование; работа в малых группах, дискуссия. | 1ч | |
Рубежный контроль | Устный опрос, тестирование, практические навыки | 1ч | |
Итого | 12ч |
тематическеий план СРСП
№ | Наименование тем СРСП | Краткое содержание | Форма проведения и контроля | Продолжительность, ч |
Основные функции почек: фильтрационная, концентрационная, эндокринная. Предмет изучения нефрологии. | Составить и описать схему строения нефрона, АФО почки. | Оценка письменного и устного задания педагогом по балльной системе | ||
2. | Многогранность нефрологии. Роль врача-нефролога в клинике внутренних, детских болезней, в общей практике. | Составить схему взаимосвязи нефрологии с терапевтическими дисциплинами. | Оценка письменного и устного задания педагогом по балльной системе | |
3. | Работа с расчетными формулами для определения скорости клубочковой фильтрации: Кокрофта-Голта, Шварца. Определение стадий ХБП. | 1. Составить таблицу с формулами расчета СКФ (привести примеры). | Оценка письменного и устного задания педагогом по балльной системе | |
4. | Менеджмент раннего выявления хронической болезни почек в Казахстане. | 1. Составить алгоритм диагностики ХБП. 2. подготовить доклад по распространенности ХБП в РК | Оценка письменного и устного задания педагогом по балльной системе | |
5. | Менеджмент болезней почек вследствие артериальной гипертонии, сахарного диабета | 1. разбор клинических случаев: знаменитости с ХБП, выяснить причину на основе доказательной медицины | Оценка письменного и устного задания педагогом по балльной системе | |
Клинический обход в отделении, осмотр больных. Нефрология в Казахстане. | 1. Подготовить доклад о состоянии нефрологической службы в РК | Оценка письменного и устного задания педагогом по балльной системе | ||
Итого |