Законы Лициния — Секстия (376–367 гг. до н.э.)




 

Законы Лициния — Секстия стали точкой перелома в борьбе сословий и вызвали острый политический кризис, продлившийся, по преданию, десять лет. Согласно Ливию, в 375–371 гг. до н.э. трибуны не давали проводить выборы патрицианских магистратов, а плебеи неизменно выбирали Лициния и Секстия. В 368 г. до н.э. дважды назначались диктаторы и только в 367 г. до н.э. был избран первый консул-плебей. Ливий (VI, 34, 3–42, 4) подробно описывает перипетии этой борьбы. Приведем лишь небольшие отрывки.

 

Тит Ливий. «История Рима от основания Города»

(VI, 35, 4–5. 10; 42, 9–11)

 

(35, 4) И вот, избранные трибунами, Гай Лициний и Луций Секстий (375 г. до н.э.) предложили законы — все против могущества патрициев и на благо плебеям. Первый закон — о долгах: чтобы, вычтя из суммы долга то, что начислялось как проценты, остаток погашать равными долями три года. (5) Второй — о земельном ограничении: чтобы никто не имел во владении сверх пятисот югеров поля; третий — чтобы не быть выборам военных трибунов и чтобы по крайней мере второй консул избирался из плебеев. Все вместе было огромно, и без ожесточеннейшей борьбы добиться этого было немыслимо…

(10) Не напрасно была брошена такая угроза. Состоялись лишь выборы эдилов и народных трибунов — и никакие другие; Лициний и Секстий, став снова народными трибунами, не допустили, чтобы кто-нибудь избран был на курульные должности. Отсутствие должностных лиц длилось целое пятилетие. Плебеи неизменно избирали тех же двух народных трибунов, а они запрещали выборы военных трибунов.

(42, 9) Только он[14] справился с этой войной, как начался мятеж в Городе, еще грознее войны: ожесточеннейшая война вынудила диктатора и сенат принять требования народных трибунов. И вот, вопреки знати, проведены были консульские выборы, на которых Луций Секстий первым из плебеев был избран в консулы. (10) Но и этим борьба еще не закончилась, так как патриции заявили, что не утвердят избрания; и дело дошло почти до ухода плебеев из Города и прочих пугающих предвестий гражданской войны, (11) когда наконец удалось благодаря диктатору унять разногласия на таких условиях: знать уступила простому народу, согласившись на избрание плебейского консула, а простой народ — знати, согласившись на избрание одного патрицианского претора, чтобы тот вершил суд в городе[15].

 

Перевод Н.Н. Казанского.

Ливий, Тит. История Рима от основания Города / Пер. под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I. М., 1989. С. 314–315, 322.

 

 

Завершение конфликта сословий и создание новой социальной системы

(середина IV–III в. до н.э.)

 

Долговое право

 

Важнейшим достижением был закон Петелия — Папирия об отмене долгового рабства. Ливий датирует его 326 г. до н.э., а Фест — 313 г. до н.э.

 

Долговое право по Законам XII таблиц

 

Таблица III

 

1. Пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения.

2. По истечении указанного срока пусть истец наложит руку на должника. Пусть ведет его на судоговорение для исполнения решения.

3. Если должник не выполнил добровольно судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть истец ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более пятнадцати фунтов.

4. Во время пребывания в заточении должник, если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть тот, кто держит его в заточении, выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

5. Авл Гелий, Аттические ночи, XX, 1, 46: Тем временем, он имел право помириться с истцом, но если стороны не мирились, то такие должники оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни[16] приводили к претору на комициум и при этом объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр[17].

 

Текст приводится по изданию:

Хрестоматия по истории древнего Рима / Под. ред. С.Л. Утченко. М., 1962. С. 63.

 

Закон Петелия и Папирия

 

Тит Ливий «История Рима от основания Города»

(VIII, 28)

 

28. Для римских плебеев этот год был как бы новым началом свободы, потому что уничтожено было рабство за долги; эта перемена в законах объясняется как необычайной жестокостью, так и сладострастием одного ростовщика, Луция Папирия, к которому за отцовские долги попал в кабалу Гай Публилий. Хотя возраст и красота последнего могли бы вызвать только сострадание, однако они воспламенили душу ростовщика к сладострастию и нанесению бесчестья… Но когда истерзанный таким образом юноша бросился на улицу и стал жаловаться на сладострастие и жестокость ростовщика, масса народа, негодуя на дурное с ним обращение, частью из сострадания к его возрасту, частию принимая во внимание свое собственное положение и положение своих детей, устремились на форум, а оттуда толпою в курию. Внезапная суматоха заставила консулов созвать сенат, и народ, падая к ногам каждого из сенаторов, по мере того, как они входили в курию, показывали им истерзанную спину юноши. В этот день, вследствие насилия одного человека были уничтожены крепкие цепи кабалы, и консулам было приказано предложить народу, чтобы никто не содержался в колодках или оковах, кроме действительных преступников, пока они не подвергнуться наказанию; за долги же должно отвечать имущество должника, а не его тело. Таким образом, закабаленные были освобождены, и запрещено на будущее время брать должников в кабалу.

 

Текст приводится по изданию:

Хрестоматия по истории древнего Рима / Под. ред. С.Л. Утченко. М., 1962. С. 79–80.

 

Римские законы о провокации

 

Тит Ливий «История Рима от основания Города»

(I, 2б, 8. 12; II, 8, 2)

 

(26, 8) Тут Гораций, по совету Тулла, снисходительного толкователя закона, сказал: «Обращаюсь к народу»... (12) Народ не вынес ни слез отца, ни равного перед любою опасностью спокойствия духа самого Горация — его оправдали скорее из восхищения доблестью, нежели по справедливости.

(8, 2) С наибольшей благодарностью приняты были законы о праве жаловаться народу на магистратов…(509 г. до н.э. — закон Валерия о провокации).

 

Перевод В.М. Смирина.

Ливий, Тит. История Рима от основания Города / Пер. под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I. М., 1989. С. 33–34, 70.

 

Цицерон «О законах» (III, 19, 44)

 

Преславные Законы XII таблиц содержали два постановления, из которых одно уничтожало всякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, а другое запрещало выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях.

 

Текст приводится по изданию:

Хрестоматия по истории древнего Рима / Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962. С. 70.

 

Тит Ливий «История Рима от основания Города»

(X, 9, 3–6)

 

(9, 3) В этом же году Марк Валерий предложил ввести более строгие меры по закону о провокации. После изгнания царей это было третье предложение по данному закону, причем оно всегда исходило от одной и той же семьи[18]. (4) По-моему, это повторялось столь часто оттого, что богатство и влияние немногих имели больший вес, чем свобода народа… (5) Валериев закон, запрещавший и сечь и отрубать голову, если виновный обратился с обжалованием к народу, предписывал считать нарушение запрета всего лишь «дурным деянием». (6) При тогдашней совестливости такая узда, должно быть, казалась достаточно крепкой; ныне же едва ли на кого-то и впрямь подействует подобная угроза.

 

Перевод Н.В. Брагинской.

Ливий, Тит. История Рима от основания Города / Пер. под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I. М., 1989. С. 464.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: