ВАСИЛЕНКО Иван Харитонович
Капитан на судах Мурманского тралового флота.
В конце 1950-х – 1960-е годы возглавлял команду РТ «Кострома». «Когда умение и опыт капитана подкрепляются слаженной и дружной работой экипажа, тогда на борту всегда порядок, а трюмы полны рыбы»*, – писала бассейновая газета.
Свои воспоминания оставил и Юрий Визбор, спев в 1965 году первый раз песню о траулере «Кострома» (на снимке):
То ли снег принесло с земли,
То ли дождь, не пойму сама.
И зовут меня корабли:
«Кострома», – кричат, – «Кострома»!
Лето мне – что зима для вас,
А зимою – опять зима,
Пляшут волны то твист, то вальс,
«Кострома», – стучат, – «Кострома»!
И немало жестоких ран
Оставляют на мне шторма,
Что ни рейс – на обшивке шрам.
«Кострома», – держись, – «Кострома»!
Но и в центре полярных вьюг,
Где, казалось, сойдешь с ума,
Я на север шла и на юг, –
«Кострома», вперед, «Кострома»!
Оставляю я след вдали,
Рыбой тяжки мои трюма,
И антенны зовут с земли:
«Кострома» моя, «Кострома»!
Привезу я ваших ребят
И два дня отдохну сама,
И товарищи мне трубят:
«Кострома» пришла, – «Кострома»!
Нашему РТ посвящена еще одна пеня знаменитого барда – «Три минуты тишины».В эпиграфе к стихотворению Визбора пишет: «Неласковое небо, – сказал капитан. – К непогоде. Снова нам норд-ост на переходе будет в зубы тыкать». Капитан думал о погоде и рыбе. Я думал о словах, в которые предстояло втиснуть все то, что увижу в Норвежском море, на борту рыболовного траулера «Кострома». Я хотел написать об этом песни...»
И дальше уже знакомое:
«По судну «Кострома»
Cтучит вода,
В сетях антенн
Качается звезда...»
ЗНАНИЕ РАЙОНА – ЗАЛОГ УСПЕХА
Из выступления капитана РТ «Кострома» И. Василенко
На радиосовещании в море по обмену передовым опытом
Первые дни работы на Зюйд-капском желобе успеха не принесли, а затем рыба совсем «отказала». Работавший здесь поисковый траулер «Кировабад» не смог обнаружить рыбы. Некоторые суда сразу ушли отсюда. Оставшиеся занимались поисками. Вместе с траулером «Могилев» мы продвигались на северо-восток Баренцева моря, вплоть до кромки льда. Здесь уловы стали увеличиваться.
Должен сказать, что работать в этой зоне надо только с буем. Этот район недостаточно изучен, в лоции совсем мало сказано о течениях. Поэтому, промышляя у буя, мы определяли направление течения, которое в этом районе достигает значительной скорости – до трех узлов, периодически меняя и скорость, и направление…
По нашим наблюдениям, рыба держится в местах стыка теплых и холодных вод. Это известно из опыта облова сельди. У кромки льда создается разность температур воды, и здесь концентрируется рыба. Чем ближе к кромке льда, тем лучше показания приборов и, соответственно, увеличиваются уловы… Время траления доходило до 3-х часов по хорошим глубинам, то есть от 80 до 110 метров, подтиранийтралового мешка не наблюдалось. Тралы у нас 25-метровые, кабели по 40 метров. Ваеров давали 200 сажен. На правом борту по центру подборы у нас стоят 500-миллиметровые бобинцы…
Находясь в одном районе с траулером «Кинешма», мы вызвали его экипаж на соревнование по выполнению рейсового задания. Он вызовпринял. Установив контакт, я и капитан тов. Бабин начали ежедневно беседовать в эфире, информировать друг друга о ходе промысла, о встречающихся трудностях, сообщая друг другу олучших концентрациях рыбы. Уловы доходили до 3-5 тонн за траление. Была поставлена задача – не допускать ни одной минуты простоя, ни одной минуты лежания в дрейфе из-за уборки рыбы, сохранить высокое качество рыбопродукции.
…Экипаж «Костромы» справился с рейсовым заданием, доставив в порт 110 тони рыбы, 12 000 банок консервов.
Газета «Рыбный Мурман» (№ 131 от 3 ноября 1959 года).
ОЧЕРК Ю. ВИЗБОРА О РЕЙСЕ НА «КОСТРОМЕ»
Из статьи Олега Химаныча
Очерк лишен возвышенной риторики, но в описании рыбацких будней автор остался поэтом. Скажем, начало пути – Кольский залив у него: «круглосуточный парад судов, дорога встреч, улица встреч, по которой идешь на работу...». И дальше от Мурманска: «Вода вдоль северных берегов Норвегии людна и оживленна, как субботний проспект»... «Справа море, слева море, впереди и сзади море, посередине – наша рубка. Со всех сторон горизонт», – это уже говорится о районе промысла. Здесь Визбор тоже находит любопытные образы: «мачты, воткнутые в серые низкие облака», «море, заросшее корабельными трубами», «вершины волн – казацкие гривы», «куски моря, падающие на палубу»...
В ту пору на «Костроме» капитанил Иван Харитонович Василенко. Визбор не пишет его портрет, но с самого начала представляет кратко и однозначно – замечательный человек. И дальше мы сами в том убеждаемся – как в будничных эпизодах путины, так и в часы на редкость свирепого шторма.
Рассказывая об экипаже, Визбор очень немногословен, говорит о нем как о команде профессионалов, опытных людей, которых накрепко объединила цель, восхищается ими: «Это большое наслаждение – смотреть, как работает слаженный коллектив»…
«Ох, как хочется поскорее узнать, что там, в первом вынутом из моря трале? Вся команда – на одном борту. Все ждут. Надрывается и хрипит брошенный всеми динамик, созывая капитанов на радиосовещание. Не до того! Трал поднимаем!... И вдруг в верхнем зелено-голубом слое воды я замечаю какую-то перемену. – Смотри, – кричит капитан, – смотри! Я смотрю. Море белеет и вспенивается, словно из его глубины собирается всплыть подводная лодка. И через секунду уже можно разобрать под толстым одеялом воды ячею трала и кумачовый цвет улова. Золотистый окунь – вот что мы ловим. Как торпеда, вытолкнутый из моря архимедовыми законами, всплывает трал, полный рыбы...».
Позднее - тяжелая, изнурительная и неустанная борьба за улов...
«...Ветер со снегом в лицо, капюшон смерзается с волосами, рядом у локтя, у плеча ревет море – противник, не знающий правил в игре... Ничего не слышно, крик стоит над кораблями, голос человека должен перекрыть голос моря. Ручьи воды стекают с плеч, подбородков, рук. Море, оно не любит слабых. Море – оно само отдел кадров. Отбирает только смелых. Слабые уходят сами. Нет, нелегкий это заработок – ловить рыбу... Все теперь смешалось на «Костроме». Дня нет. Ночи нет... Идет рыба! Некогда перекинуться парой слов, некогда смахнуть снег с бровей. Большая рыба – большая работа!»
Тогда же еще одной рыбацкой примете Визбор посвятил шутливый стих, в первых строках которого:
У рыбаков повсюду
Примета из примет:
Корреспондент на судно –
Улова нет как нет...
Нет, не сбылось это поверье. Из майского рейса 1965 года «Кострома» пришла хотя и покалеченная жестокими штормами, но с полными трюмами рыбы – таких уловов на Копытовской банке не помнили с дедовских времен. Капитан Василенко довольно улыбался, Визбор заметил: «Как будто выиграл в лотерею сборно-щитовой домик»...
Материал с сайта: https://old.vdvsn.ru/
* Газета «Рыбный Мурман» (№ 116 от 29 сентября 1965 года).