Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
___ Кафедра государственного и муниципального управления
(наименование кафедры)
Утверждена Ученым советом филиала (в составе ОП ВО) Протокол № _____ от «__» _________ 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД. 4 Актуальные проблемы национальной и региональной безопасности
_____________________________________________________
(индекс и наименование дисциплины (модуля), в соответствии с учебным планом)
по направлению подготовки
38.04.04 Государственное и муниципальное управление п
(код и наименование направления подготовки)
Региональное и муниципальное управление
направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии))
_____________________магистр____________________
квалификация выпускника
Очная, заочная ___________________
форма(ы) обучения
Владимир, 2015
Автор–составитель:
доцент, д.э.н., профессор кафедры ГМУ ____________________________ _ В.В. Калмыков
(ученое звание, ученая степень, должность) (подпись) (Ф.И.О.)
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой государственного и муниципального управления ___________________________________
(наименование кафедры)
Протокол от «__ 26 _»__ марта 2015 г. № 7
Заведующий кафедрой _____ ГМУ _____ _____________________ В.А. Кретинин
(наименование кафедры) (подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Наименование дисциплины (модуля), цели и задачи ее изучения …….…………………….4 |
2. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…….............................5 |
3. | Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы…………………….8 |
4. | Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся………………………………...…………………………………………………..9 |
5. | Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий…………………………………………………………………………………………..10 |
6. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) ……………………………………………………………………...15 |
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)………….……………………………………………………………….16 |
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы………………………………………..........................................16 | |
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования…………………………………………………………………………………..18 | |
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы…………………………..25 | |
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций…………………………………………………………………………………….28 | |
8. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модулю)……………………….…………………………………………………30 |
8.1. Основная литература………………………………………….……..….............................30 | |
8.2. Дополнительная литература……………………………….…….………………………..30 | |
8.3. Нормативные правовые документы…………………………….…...……………………30 | |
9. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для изучения дисциплины (модуля)…….……………………………………31 |
10. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)..…………32 |
11. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем…………..………………………………………….33 |
12. | Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………33 |
Наименование дисциплины (МОДУЛЯ), цели и задачи ее изучения
Целью изучения учебной дисциплины «Актуальные проблемы национальной и региональной безопасности » является формирование у обучающихся теоретических знаний о системе безопасности на глобальном, национальном, региональном уровнях управления в эпоху глобализации и усиления международной конкуренции, о современных инструментах государственной политики обеспечения безопасности России, а также выработка практических навыков и умений реализации организационных, управленческих, нормотворческих функций в сфере обеспечения национальной и региональной безопасности.
В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами на основе системного подхода к обучению достигаются так же следующие цели:
-практическая - умение применять полученные знания о системе государственной политики обеспечения национальной безопасности в практической деятельности;
-воспитательная - формирование у будущих специалистов ценностных ориентиров патриотизма, гражданственности, нравственности, готовности к защите Отечества, отстаивании национальных интересов государства на основе изучения ими теории национальной безопасности и практики реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.
Основными задачами дисциплины являются:
изучение системы обеспечения национальной безопасности, методологических принципов и общенаучных методов ее исследования;
раскрытие сущности, принципов и особенностей системы национальной и региональной безопасности Российской Федерации;
исследование теоретических и организационно - правовых основ государственной политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
исследование основных тенденций развития системы международных отношений и современной системы обеспечения международной безопасности;
изучение содержания основных международных и российских концептуальных документов по проблемам национальной и региональной безопасности;
анализ системы безопасности на глобальном, региональном и национальном уровнях управления;
анализ современного состояния национальной безопасности России и тенденций ее укрепления в соответствии с имеющимися геополитическими, внешними и внутренними угрозами;
исследование геополитических социальных, экономических и др. рисков, ослабляющих систему национальной безопасности России.
исследование внутренних и внешних угроз безопасности государства, национальных и геополитических интересов России в условиях глобализации и усиления международной конкуренции;
изучение системы управления обеспечением национальной безопасности, раскрытие сущности, принципов и особенностей системы национальной безопасности Российской Федерации;
изучение системы обеспечения безопасности на региональном (субъект Федерации) и муниципальном уровнях;
выработка у обучающихся умений и навыков применения правовых норм профессиональной деятельности в органах государственного и муниципального управления по обеспечению национальной безопасности;
формирование практической готовности и способности осуществлять управленческую деятельность по обеспечению безопасности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
формирование практических навыков по разработке и принятию решений по предотвращению угроз национальной безопасности России, по обеспечению региональной безопасности и безопасности муниципальных образований.
овладение навыками самостоятельного анализа современных тенденций государственной политики обеспечения национальной безопасности, различных подходов и точек зрения экспертов, специалистов и политиков из разных стран по многочисленным спорным вопросам сложнейшей и крайне масштабной проблематики обеспечения национальной безопасности.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (МОДУЛЮ), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины «Актуальные проблемы национальной и региональной безопасности » направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных компетенций (ОК):
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
общепрофессиональных компетенций (ОПК):
ОПК -3 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
профессиональных компетенций (ПК):
ПК-6 способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции;
ПК-10 способность вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу;
ПК-14 способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления.
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
«Актуальные проблемы национальной и региональной безопасности»
Коды компетенции | Результаты освоения ООП Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-2 | готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | Знать: З.1- состояние системы обеспечения безопасности на глобальном, национальном, региональном уровнях, национальные и геополитические интересы России, поддержания правопорядка и обеспечения безопасности общества, государства, личности З.2 - систему государственного управления национальной и региональной безопасностью, полномочия органов государственного управления безопасностью, в том числе и в нестандартных и критических ситуациях Уметь: У.1 - действовать в критических и нестандартных ситуациях при обеспечении национальной и региональной безопасности, и нести социальную и этическую ответственность за принимаемые решения У.2- анализировать состояние экономической, социальной, политической среды, в том числе и в нестандартных, критических и чрезвычайных ситуациях, и применять полученные знания в профессиональной деятельности Владеть: В.1 - навыками системного анализа теории национальной безопасности и практики государственной политики обеспечения национальной безопасности В.2 - навыками разработки и реализации решений по обеспечению национальной и региональной безопасности, в том числе в критических, нестандартных и чрезвычайных ситуациях |
ОПК-3 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать: З.1.-основные направления государственной политики Российской Федерации по управлению социальными, экономическими и политическими рисками, снижающими уровень национальной и региональной безопасности З.2.- основные направления деятельности органов государственного и муниципального управления по гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений, предотвращению внешних и внутренних угроз национальной и региональной безопасности Уметь: У.1.- осуществлять профессиональную деятельность, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные, культурные и другие различия между социальными группами У.2. - использоватьзнания о межкультурных, межэтнических, межконфессиональных, социальных различиях в обществе, государстве, межгосударственных отношениях в профессиональнойдеятельности Владеть: В.1.- навыками анализа межконфессиональных, социальных различий в обществе, государстве, межгосударственных отношениях В.2.- технологиями и механизмами организации профессиональной деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности с учетом межкультурных, межэтнических, межконфессиональных, социальных различиях в обществе, государстве, межгосударственных отношениях |
ПК-6 | способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции | Знать: З.1 – современные тенденции развития процессов глобализации и регионализации, геополитических процессов в мире З.2- тенденции развития мировой экономки и международной конкуренции, внешние и внутренние угрозы, риски, ослабляющие национальную безопасность России в условиях глобализации и усиления международной конкуренции. Уметь: У.1 – анализировать современное состояние глобальной, региональной и национальной безопасности с учетом современных тенденций глобализации и регионализации, развития международной конкуренции У.2 - анализировать государственную политику России в области обеспечения национальной безопасности, определять структуру компонентов государственной системы обеспечения национальной безопасности, анализировать риски и угрозы национальной безопасности страны Владеть: В.1 - навыками анализа современных тенденций процессов глобализации и регионализации, развития геополитических процессов в мире В.2 - навыками анализа состояния мировой экономки и международной конкуренции, инструментарием оценки эффективности государственного управления по обеспечению конкурентоспособности российской экономики, как основы национальной безопасности |
ПК -10 | способность вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу | Знать: З.1. – положения международных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности, конституционно - правовые основы государственной политики обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации З.2. – систему полномочий органов государственного и муниципального управления в сфере обеспечения национальной безопасности, предотвращение угроз и рисков, поддержания правопорядка и обеспечения национальной безопасности Уметь: У.1. - самостоятельно и профессионально ориентироваться в содержании нормативно-правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере обеспечения национальной и региональной безопасности У.2.- анализировать государственную политику в области обеспечения национальной безопасности, определять структуру компонентов государственной системы обеспечения национальной безопасности, анализировать риски и угрозы национальной и региональной безопасности страны Владеть: В.1. – навыками работы с основными нормативными правовыми актами по проблемам обеспечения национальной и региональной безопасности В.2. – способностью использовать приобретенные навыки работы с нормативными правовыми актами в практике профессиональной деятельности по обеспечению безопасности |
ПК-14 | способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления | Знать: З.1. – аналитическую и статистическую информацию о состоянии национальной и региональной безопасности России, внутренних и внешних угрозах, рисках З.2. – нормы и инструментарий к сбору, систематизации и обобщению информации по вопросам обеспечения безопасности на национальном, региональном и муниципальном уровнях Уметь: У.1. – использовать информацию по вопросам обеспечения безопасности на национальном, региональном и муниципальном уровнях в профессиональной деятельности У.2.- разрабатывать предложения по обеспечению социальной, общественной, политической, экономической стабильности развития государства, общества, личности Владеть: В.1 – навыками сбора, обработки информации о состоянии национальной и региональной безопасности В.2 – навыками анализа полученной информации для разработки предложений по совершенствованию системы государственного управления в сфере национальной и региональной безопасности |