Классификация психопатий




Крепелин, не следуя единому критерию, выделил следующие варианты:

  • · Возбудимые
  • · неустойчивые
  • · Лгуны
  • · Фантасты
  • · Враги общества
  • · Чудаки
  • П.Б. Ганнушкин (30-е годы XX века):

В работе «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» П.Б. Ганнушкин исходит из представления, что психопатическими личностями следует называть тех, у кого с юности отмечаются такие особенности поведения, которые отличают их от так называемых нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде. Классификация Ганнушкина отличается широтой описываемых типов, яркостью их портретов, но отсутствием четких диагностических критериев. Для Ганнушкина появление психопатии обусловлено конституцией человека, из этого следует его предположение о фатальности психопатии.

Ганнушкин выделял следующие группы психопатий:

1. 1. Циклоиды – люди настроения. Среди них встречаются:

  • · Конституционально-депрессивные;
  • · Конституционально-возбужденные;
  • · Циклотимики

Для последних характерно наличие описанной Кречмером диатетической пропорции: в состоянии одной фазы настроения у них всегда присутствуют элементы состояний противоположной фазы.

1. 2. Астеники – люди со слабой личностной структурой. Различают:

  • · Неврастеников (отличительные особенности – раздражительность и слабость);
  • · Психастеников (отличительные черты – мнительность и тревожность)

3. Шизоидные психопаты. Критерием выделения данной группы является стремление личности избавится от мира, отгородиться от него, уйти от социальных отношений, желание избавиться от необходимости встраиваться в пространство межличностных и общественных отношений.

Ганнушкин красочно описывает такие типы шизоидов, как:

  • Экспансивные шизоиды (стремящиеся перестроить мир, который их не устраивает);
  • Сенситивные шизоиды (убегающие от пугающего, невыносимого для них мира)

Диагностическим параметром для группы шизоидных психопатов является описанная Кречмером психэстетическая пропорция: сочетание в личности повышенной ранимости, хрупкости и эмоциональной тупости, грубости; выражаясь метафорически, это соединение дерева и стекла.

4. Параноидные психопаты – лица, склонные к образованию сверхценных идей. Их отличают такие черты, как злобность, подозрительность, фанатичность, грандиозность, понимаемая как потребность в автономии и самоутверждении.

5. Эпилептоидные психопаты – крайне раздражительные лица, склонные к приступам расстройства настроения и с определенно выраженными моральными дефектами (антисоциальным установками).

6. Истерические психопаты – лица, главными особенностями психики которых являются стремление во чтобы то ни стало обратить на себя внимание окружающих и отсутствие объективной правды как по отношению к другим, так и к самим себе (искажение реальных отношений).

7. Патологические лгуны – сообразительные, находчивые люди с сильно развитым воображением, с чрезмерно возбудимой, богатой и незрелой фантазией и выраженными моральными дефектами.

8. Группа неустойчивых психопатов объединяет слабохарактерных людей, которые легко попадают под дурное влияние, легко увлекаемы своими яркими приятелями.

9. Группа антисоциальных психопатов объединяет людей с ярко выраженными моральными дефектами: эмоциональной тупостью, отсутствием симпатии к окружающим, чести и стыда.

10. Группа конституционально-глупых находится на границе между психическим здоровьем и психической болезнью. Это люди от рождения неумные, хотя часто они хорошо учатся в школе, отличаются отменной памятью. Они умеют преподнести себя в обществе, но при этом говорят исключительно шаблонные вещи, не проявляя никакой оригинальности.

 

Кан (20-30-е годы XX века):

Критерий классификации: отклонение в различных структурах личности:

  • Темперамент: гипотимные/ гипертимные/ политимные
  • Самооценка: переоценка/недооценка/амбивалентные
  • Влечения: импульсивные/ …

Кан также выделял сложные комплексные типы.

 

Краснушкин, Кербиков (70-е годы XX века):

Говорят о возможности прижизненного формирования психопатии. Выделяют:

ü Ядерные психопатии (генез: наследственность, врожденные факторы, мозговая недостаточность)

ü Краевые психопатии (генез: образуются вследствии социокультурного воздействия)

Кербиков выделял следующие типы психопатий:

  • Возбудимые
  • Неустойчивые
  • Тормозимые
  • Психоастеничные
  • Истерии
  • Шизоиды
  • Мозаичные

 

 

  • Постнозологический

Психопатии рассматриваются как стабильные дисгармонии характера, личности, которые проявляют себя в обыденной жизни, социальной жизни состояниями дезадаптации, подчеркивается тотальность дисгармоний.

На рубеже 80-90-ых годов была введена МКБ-10, которая внеса новое о представлении о личностных расстройств:

  • · Ушел из употребления термин психопатии, вместо этого используется другая рубрика – расстройства зрелой личности, и поведения у взрослых.
  • · Исключается представления о психопатиях как одной из пограничных форм патологии
  • · Эти расстройства зрелой личности исключают наличие органической патологии мозга любой степени выраженности. То есть это расстройство рассматривается как полностью социогенное. Для этих расстройств характерно от культурно-ожидаемого и принимаемого диапазона нормы, аномалия только в контексте усвоенных прежизненных норм и стереотипов. Эти отклонения выражаются в ряде признаков: отсутствие гибкости поведенческих программ, гибкости проявления программ в самом широком диапазоне; выражаются в эмоциональной неустойчиовсти (проявления этих проявлений стабильно в течение всей жизни).

Обе построены по синдромологическому принципу. Синдром требует наличия определенного количества симптомов, которые понимаются как поведенческие признаки. Таким образом, синдромный подход отличается большей наглядностью, чем нозологический: синдром не требует такого тонкого психиатрического анализа, как при диагностике болезни, достаточно быстро устанавливается. Синдромный подход также позволяет ставить более дифференцированные диагнозы. Резюмируя, можно сказать, что и МКБ-10, и DSM-IV реализуют операциональную диагностику, то есть диагноз определяется по каталогу критериев с правилами их объединения в синдромы.

В современных классификациях выделяют следующие виды расстройств личности (по DSM-IV):

  • · Параноидное расстройство личности;
  • · Шизоидное и шизотипическое расстройства;
  • · Антисоциальное расстройство личности;
  • · Пограничное расстройство личности;
  • · Гистрионное расстройство личности;
  • · Нарциссическое расстройство личности;
  • · Избегающее расстройство личности;
  • · Зависимое расстройство личности;
  • · Обсессивно-компульсивное расстройство личности;
  • · Пассивно-агрессивное расстройство личности.

 

Психологическая характеристика личностных дисгармоний.

Характеристики нескольких психологических феноменов, которые были выявлены при исследвоании этих пациентов на протяжение последних этих десятилетий. Лица с дисгармониями в поле зрения психологов попадают чаще всего в ситуации судебно-мед. экспертиз.

Феномены:

1. Особенности становления, формирования и образования прошлого опыта и регулирующая роль прошлого опыта в поведении. Лица с расстройствами без псих. болезни не обнаруживают когнитивных нарушений, нарушений памяти, мышления, часто это способные лица к выполнению сложных интеллектуальных заданий, сложных операций трудовых и т.д. но в тоже время, как показывают наблюдения и клин. описания, пациенты часто оказываются в невыйграшных для себя ситуациях с другими людьми, в которые они хронически попадают, не обнаруживая способности учитывать опыт прошлых ошибок.

Исследование Гульдана (выпускник факультета, ученик Зейгарник): в опыте множество наблюдений за лицами с такими формами расстройств. Проанализировал большое количество биографий пациентов и обнаружил факт повторения однотипных форм поведения, которые приводят больных к неприятным ситуациям. Чтобы подтвердить биографические данные экспериментальными, организовал эксперимент, где моделировалось образование фрагмента прошлого опыта и анализировалось как ведет себя испытуемый.

Испытуемые: люди с разными видами личностных расстройств + здоровая группа.

Суть эксперимента: испытуемый помещается перед очень простым техническим аппаратом, где на экране высвечиваются два числа (2 и 3). Первая серия: как только сигнал появился, нужно сигнал выключать и делать как можно быстрее. 2 серия: обратите внимание на тот сигнал, котоый чаще высвечивается на экране (именно на нем надо быть точным) – одинаково успешно справлялись 2 группы. 3 серия: давалась установка на значимость редкого сигнала, различия между здоровыми испытуемыми и пациентами обнаружились в этой серии (пациенты в этой серии эксперимента в два раза чаще, чем в норме допускали ошибки, у них в этой серии эксперимента не вырабатывалась стратегия действий, соответствующая определенному ритму появления сигнала). Испытуемые с расстройствами опираются на укороченные отрезки прошлого опыта, не используют весь накопленный опыт даже в пределах данной ситуации. Действительно в различных и сложных жизненных ситуациях пациенты опираются на короткий отрезок своего опыта, таким образом оказываются неуспешными, провоцируют сами конфликтные и стрессовые ситуации, оставаясь эмоционально неустойчивыми в данных ситуациях.

Частый сигнал входит в короткий отрезок опыта, а вот редкий нет.

Ригидность поведенческих стратегий – можно и так.

1. Мотивация достижения успеха, одобрения, экспертная мотивация в любом диагностическом обследовании выражена. Данная группа больных полярна больным с шизофрений.

2. Дефицитарность в системе целепологания и целидостижения. Уровень притязания у лиц с дисгармониями:

  • · сложность тех задач, на которые ориентируются пациенты: норма выбирает на начальных этапах выбирают средние или чуть средние, а пациенты притязают на сложные задачи и цели, или они могут быть занижены: слишком легкие задачи выбирают.
  • · Устойчивость. Крайняя неустойчивость в выборе цели у больных.
  • · Ригидность целипологания: успел, не успел, выполнил, не выполнил – ригидно следует своей стратегии, работает только со сложным материалом.
  • · Адекватность. чаще по сравнению с нормой дают неадекватную стратегию целепологания.
  • · Самооценка: в методике Дембо-Рубинштейн наблюдаются две тенденции: теденции к полюсам, либо завышенная, либо заниженная, поляризация возможны инверсии самооценок, испытуемого просят отметить как он оценивает себя по параметру ум, потом отмечает идеал (в норме чуть получше, но не сильно высоко). А пациенты в реале: самый лучший, а в идеале – пусть будет немножко похуже.
  • · Феномен слипания идеальной и реальной самооценки: идеальная где-то совсем рядом с реальной. У невротиков – гипер разведение идеальной и реальной самооценки.
  • · Соотношения уровня притязания и самооценки. При высокой самооценки низкий уровень притязаний.
  • · Изучение психологических механизмов противоправного поведения этих пациентов. Гульдан один из многих работающих в ситуациях экспертизы высказывает, что агрессивные формы поведения этих пациентов не являются врожденными, а прижизненно сформировавшиеся. Исследовал более 1000 человек, анализировал материалы судебного дела.

1. Нарушения опосредования потребностей, нарушение в системе целепологания. В поведение аффектогенного характера, человек в этом случае, испытывая сильное эмоциональное возбуждение не может управлять им, действует непосредственно под влиянием аффективного состояния

2. Ситуационно-импульсивное поведение – поведение разворачивается по типу полевого поведения, не управляемого сознательно поставленной целью, нарушение наблюдается в звене осознания, в постановке осознанной цели, в какой-то жизненной ситуации

3. Асоциальное поведение – анатическое поведение, которое неопосредованно системой социальных норм в силу неосвоенности человеком этих норм, в силу неблагоприятных воспитательных ситуаций, игнорирование этих норм, что приводит к криминальным формам поведения.

4. Нарушение опредмечивания потребности. Эот процесс искажения опредмечивания потрености связывается с ранними этапами онтогенеза, на котором чаще всего возникают отклонения. Типы поведения, которые могут развиваться:

  • · Поведение под действием мотивов сурагатов – поведение связанные с высокой директивностью влечений, которыми субъект не имеет возможности управлять (клептомания, педофилия)
  • · Поведение, которое диктуется мотивами психопатической самоактуализации – поведение, которое диктуется безудержным эгоцентризмом, желанием утвердить себя за счет других, манипуляций других людей.

Берток: диссертация посвящена манипулятивных форм поведения различных психопатий, такие люди обнаруживают такие манипулятивной теденции по отношению ко всем людям на всем жизненном пути. Эти пациенты обладают рядом качеств, дисгармоничных в своем сочетании, которые создают высокую вероятность провоцировании. Дефицит произвольной регуляции один из факторов, вызывающее эти дезадаптивные формы поведения.

Резюме:

Несколько черт характерных для всех психопатов:

  • · Отдельные личностные черты, выраженные у этих пациентов, можем обнаружить и в норме, но у пациентов они ярко выражены. Поэтому они могут открыть путь к понимаю здоровых людей
  • · У всех этих пациентов обнаруживается инфантильность и эта зафиксировано в расхожей формуле, которую используют клинические психологи и психиатры. Проявления инфантильности:

-неучет жизненного опыта, неспособность его учесть

- неоформленности, несформированности мотивационной иерархии, чрезмерной ее жесткости.

- недостаточность регулирующeй функции цели.

- неадекватность самооценки, в следствие чего самосознание пациентов искажено

- повышенная конфликтность в ситуации общения

-диссоциация интеллекта и аффекта, интеллект не снижен, диссоциация в сторону преобладания аффекта

- аффективно искаженный образ мира, чрезмерная пристрастность оценок в отношение всего окружающего, преобладание кривой аффективной логики.

  • · Демонстративность, конечно в наибольшей степени при истерии, даже при психастении есть.
  • · Преобладание психологических защит над произвольными формами регуляции, ущербность дефицитарных форм регуляции
  • · Патопсихологический синдром пока не описан

_________________________________________________

 

Первый кластер (А) - параноидные, шизоидные и шизотипальныерасстройства.

Субъекты с этими расстройствами часто кажутся странными и эксцентричными.

Второй кластер (Б) - истерические, нарциссические, антисоциальные и пограничные личностные расстройства.

Субъекты с этими расстройствами часто производят впечатление театральных, эмоциональных и сумасбродных.

Третий кластер (В) - расстройства в виде избегания, зависимости, обсессивно-компульсивные и пассивно-агрессивные.

Лица с этими расстройствами часто бывают тревожными и испытывают страх.

 

Методики исследования нарушения умственной работоспособности

В патопсихологическом исследовании у больного мы не находим изменений системы понятий, грубого снижения обобщений, неадекватности ассоциаций, не было изменено и отношение больного к ситуации эксперимента. Вместе с тем такие больные не могут в конкретной работе длительное время удерживать правильный способ действия, допускают ошибки. В этих случаях можно говорить о нарушении умственной работоспособности (УР) больных.

Коган: Основной фактор, снижающий работоспособность – сужение объема внимания, невозможность одновременного учета нескольких воздействий среды, при сохранности навыков, умений и т.п., т.е. операциональной стороны.

Коробкова: Работоспособность – это возможность длительной систематической общественно полезной деятельности. Классификация проявлений нарушенной работоспособности:

  • ·Нарушение целенаправленности
  • ·Нарушение произвольности
  • ·Нарушение объема и регуляции усилий
  • ·Нарушение динамики деятельности.

Нарушения УР = нарушение динамики деятельности по Коробковой.

Нарушения УР специфически проявляются в изменении всей психической сферы.

1. Внимание. Нарушения УР проявляются в виде колебаний внимания. Пробы:

1) Корректурная проба (тест Бурдона). Задача больного в бланке вычеркнуть все буквы «К» и «Р». Каждую минуту, ровно по секундомеру, экспериментатор ставит штрих там, где в данный момент больной держит карандаш. Данные сверяются с ключом и обрабатываются: строится графики, где совмещены 2 кривые: изменение скорости работы (по количеству знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы). Психически здоровые молодые люди при десятиминутной работе допускали 1-13 ошибок, а больные с диффузными поражениями мозга – 40-60 ошибок. Число ошибок нарастает к концу работы по мере утомления!

2) Модификации корректурной пробы. Пр.: 1) Надо букву «К» обводить в кружок, букву «О» зачеркивать слева направо, а букву «Д» справа налево. 2) Тест колец Ландольта: нужно зачёркивать маленькие подковки, обращенные в ту или иную сторону.

3) Таблицы Шульте. 5 таблиц, разбитых на 25 ячеек, в каждой ячейке хаотично вписаны числа от 1 до 25. Больной должен найти и назвать все числа последовательно. Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу в среднем около 40 секунд, а больные с диффузными поражениями мозга – 2-3 мин. Но дело не в том, что больные очень медленно выполняют задание, а в том, что у них происходят задержки (в упор не видят какого-то числа), вызванные охранительным торможением в нейронах коркового конца зрительного анализатора. Но равномерная замедленность выполнения задания так же встречается в клинике (эпилепсия).

4) Счет по Крепелину. Больному предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток (5+7=12, пишем 2). Такая деятельность больного должна протекать до тех пор, пока экспериментатор не скажет «стоп!» (15 сек после начала).График работоспособности: сколько сложений выполнил больной за каждые 15 сек правильно и сколько допустил ошибок.

5) Отсчитывание. 100-7=… О нарушении работоспособности свидетельствуют замедление темпа при переходе через десяток, замедление темпа к концу, ошибки с пропуском десятков. О грубой патологии внимания свидетельствует следующее: 1) 100-7=93…86…76…66…56… (лобный синдром); 2) 30-3=27…24…11…14…17…21…18…15…12…9.

2. П амять. Заучивание 10 слов – ломаная кривая.

3. Мышление. Снижения уровня обобщения нет, но адекватный характер суждения больных не был устойчивым. В методике «Классификация предметов» больные могут создавать одинаковые группы (забывчивость), включать предметы в неадекватные группы, но все эти нарушения корригировались экспериментатором.

Подобные нарушения возникают и в других сферах психического: фрагментарность восприятия, обеднение воображения, эмоциональные колебания. Нарушения УР наблюдаются во всех патопсихологических функциональных пробах, отличающихся сложностью, многоэтапностью, континуальностью (напр., проба «толкование смысла пословицы» не может этим похвастаться, однако если мы предъявим 100 пословиц, УР нарушитсяJ).

Истощаемость: если в норме изменятся лишь количественная сторона деятельности (делаем медленно, но верно), то в патологии умственная деятельность искажается качественно!

 

Пресыщение: связано не с утомляемостью или истощаемостью, а с личностью! Эксперименты К. Левина и А. Карстен: надо было рисовать кружочки, через некоторые время, в процессе скучной монотонной работы возникало пресыщение, проявляющиеся в вариациях русинка кружочков и сопутствующих действиях (свист, пение и проч.). У больных (невротики, больные с прогрессивным параличом и астеническими состояниями) эффект пресыщения возникал в 2 раза раньше, чем у здоровых испытуемых.

Тенденции к чрезмерному опосредованию так же вызывают нарушение УР. Колебания УР → поиск «костылей», т.е. опосредование занимает всю деятельность → нарушения УР.

 

Теоретические проблемы патопсихологии

Патопсихология является разделом психологии.

Предмет патопсихологии. Ориентируется на предмет психологии.

Предмет психологии.

Психология- наука о порождение

Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения или даже распада психики (психической деятельности)при различных психических заболеваниях в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме.

Ход рассуждения при патопсихологическом анализе:

1. От клинического описания (психиатрического) псих. нарушений следующий шаг к психологической квалификаций этих нарушений в системе псих. знаний

2. Раскрытие механизмов возникновения этих нарушений

3. Установление общих закономерностей функционирования психики при той или иной форме патологии.

Патопсихология как психологическая дисциплина – имея дела с клиническим описанием феномена переводит это описание первоначально на псих. язык, дает характеристику в системе псих. знания и это позволят в дальнейшем подойти к изучению псих. механизмов возникновения болезней.

В итоге в патопсихологии:

  • · Предмет психологический
  • · Понятийный аппарат – психологический
  • · Методы исследования – психиологические (и тесты, и эксперимент).

Психика – формирующаяся прижизненно путем освоения человеческого опыта, усложняется ее структура, псих. процессы становятся опосредствованы – ВПФ.

  • · Источником развития является окружающий мир, социокультурная реальность, в в которую погружен человек,
  • · важнейшим условием человека является – мозг человека.
  • · Основной механизм – механизм присвоение, предполагающий активность человека для усвоения.

Иных общих основных закономерностей возникновения и развития психического отражения – не существует, если работать в рамках данной школы. Также как и в патологии, так и в норме – все эти вышеперечисленные принципы.

 

Болезнь повреждает нервную систему, но человек с такой поврежденной системой человек продолжает жить: познавать, действовать, общаться с другими людьми, в процессе этой деятельности больного и образуются психопатологические явления. Говорила, что не вся психическая деятельность детерминирована мозгом, она детерминирована образом жизни человека.

 

Теоретические проблемы исследовании патопсихологии:

  • · Изучение психологических механизмов возникновение сложных патологических явлений (бреда, галлюцинация, расстройств сознания).

Решена ли проблема генеза сложных патологических явлений в работах Бехтерева и Рубинштейн: нет, она только поставлена в них.

  • · Требование к методу исследования:

Метод должен создавать условия провоцирующие возникновение патологических явлений, метод должен создавать условиях для вариации и контроля за поведением, деятельностью пациента, этих условий, важный всегдашний ограничительный тезис: не навредить.

Распад не есть негатив развития – есть ряд отличий между психикой ребенка и больного взрослого.

Некоторые стороны психической жизни приобретают чрезмерность в патологии. Распад не есть повторение в обратном порядке хода онтогенеза.

Психика человека имеет сложное системное строение. Возникающий в условиях психической болезни дефект имеет сложное системное строение. Нескольки основных признаков сложного строения:

Если нарушена какая- то одна сторона псих. деятельности, какой-то один признак этой деятельности то страдают все иные стороны псих. деятельности, те которые, это нарушенное звено включено. Пример: при различных ормах органической патологии мозга (не локальная,а диффузная – инфекционное поражение мозга, при интоксикации, массивных травмах), главный признак – повышенная истощаемость психической деятельности – невыносливость к нагрузкам как к психическим, так и физическим. Это отразиться на мотивации: быстрая истощаемость побуждений к деятельности; отразиться на процесс запоминания и воспроизведения: продуктивность эти процессов будет падать на фоне истощения; тоже самое о мышление и эмоции. Сложность системного строения дефекта состоит в том, что дефект имеет не только негативные, но и позитивные характеристики: дефект актуализирует процессы адаптации к нему и компенсации дефекта. Адаптация к дефекту – это как вариант развития в этих измененных болезнью условиях, эти эффекты адаптации (психические новообразования могут встраиваться в общую структуру, придавая дефекту сложную конфигурацию).

Сложность строения дефекта связана с тем, что больной человек начинает занимать в обществе иную позицию. Дефект вызывает социальный вывих, для пациента позиция ущербности, ожидание негативной оценки со стороны других людей – это вносить свой вклад в общую картину дефекта.

Проблемой патопсихологии становится: изучение компенсаторной адаптивной активности пациента в условиях болезни, с анализом оценкой той новой социальной позиции, которую начинает занимать пациент в обществе.

Требование к методу исследования при таком понимании проблемы:

Метод исследования должен позволять диагностику вот этой особой компенсаторной активности пациента, метод должен позволить оценить насколько способен человек адаптироваться к дефекту. Метод исследования должен нацеливать на диагностику зоны ближайшего развития пациента. Метод должен открывать нам возможность оценить больного в сотрудничестве с другими людьми, таким методом может быть формирующий (обучающий) эксперимент.

1. Адаптация к условиям болезни и компенсация признаков дефекта может быть успешной и может быть и неуспешной. Позитивной и негативной. Если адаптационные механизмы больного не приводят к положительному эффекту, она может породить новые симптомы болезни. Это симптомы в отношении которых сам пациент выступает в качестве автора и творца, они психологические по генезу. В этой системной и сложной картине дефекта могут быть сочетания тех симптомов, которые порождает сам пациент и сама болезнь. В структуре дефекта симптомы разного генеза: первичные, которые корнями уходят в саму природу патологии, и вторичные – возникшие по механизму адаптации к болезни. Пример: грубое нарушение памяти, при многих формах патологии (эпилепсия, алкоголизм и т.д.), характеризуется таким дефектом как конфабуляции. В патологии нет ничего такого, чего бы не было в норме – это не так – фасад то другой. Конфабуляции компенсаторный феномен, призванный завуалировать реальное нарушение памяти, которые могут быть травматичны для больного при их осознании. Эти компенсаторно возникшие симптомы производное от собственной активности пациенте и его отношение к своему дефекту, проблемой исследования в этих условиях становится: изучение психологических механизмов, возникновение вторичного по генезу симптомокомлпекса. Требование к методу: метод должен создавать основу для дифференциации первичных и вторичных нарушений.

 

+ проблемы (кратко)

 

1. Изучение условий и психологических механизмов возникновения сложных патологических явлений. Требования к методу: он должен создавать условия, провоцирующие возникновение тех или иных патологических феноменов + варьирование условий и контроль за ними. Провоцируя патологические феномены, надо соблюдать основное деонтологическое правило – «не навреди!». Методологическая основа проблемы: Положение о социокультурной детерминации и прижизненном формировании ВПФ.

2. Изучение той новой структуры психической деятельности, которая возникает у больных с различными формами патологии. Требования к методу: не только создавать условия, провоцирующие нарушения, которые далее оцениваются количественно, но и проводит качественный анализ. Методологическая основа проблемы: Распад психики не есть негатив её развития, но всегда некое новое качество её развития (Выготский).

3. Изучение соотношений этих двух линий в структуре дефекта; изучение компенсаторного потенциала, который сохранен и содержится в психике больного. Требование к методу: он должен создавать условия для выявления, как распада, так и развития. Изучение обучаемости больного – ЗБР. Методологическая основа проблемы: Психика человека имеет сложное системное строение.

4. Изучение механизмов формирования вторичного симптомокомплекса. Требования к методу: создание условий для дифференциации первичных и вторичных нарушений. Методологическая основа проблемы: В структуре дефекта могут быть выделены как первичные, так и вторичные нарушения; природа их различна.

 

Нарушение мотивациоонного компонента мышления

Мышление – сложная саморегулирующаяся деятельность. Оно определяется целью, поставленной задачей. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека.

Источник человеческого действия – осознанные потребности, возникшие в результате общественно-трудовой деятельности человека. Потребность выступает для него в виде конкретных желаний и задач. Реальная деятельность человека, направленная на достижение этих целей и разрешения данных задач, регулируется мышлением. Соответственно мышление должно быть целенаправленным, критичным, личностно мотивированным. Не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений, чувств человека, т.е. от личности в целом (С.Л.Рубинштейн). Нарушения мышления в связи с изменением мотивационной сферы наблюдается при разных формах душевных болезней. Влияние мотивационной сферы проявляется при «искажении мышления», когда больные опираются в своих суждениях на признаки, не отражающие реальные и значимые свойства предметов. Значимым, существенным для человека является то, что приобрело смысл в его жизнедеятельности. Несмотря на то, что личностная направленность и содержание мотивов могут оказаться различными, основная практическая деятельность формирует устойчивость предметного значения вещей.

 

Нарушения мышления:

 

•нарушение операциональной стороны мышления;

Снижение уровня обобщений, искажение процесса обобщения

•нарушение динамики мышления

Ускорение мышления («скачка идей»), инертность, непоследовательность суждений, откликаемость, соскальзывание

нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления;

Разноплановость, резонерство, некритичность

 

Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение. Пример: ответы ОДНОГО больного. Рыба, лебедь, лиса ® «Лебедь пятится назад, нет, кажется наоборот» Присоединяет лису: «Ведь щука – хищник среди рыб». Часы, термометр, глобус ® «Это для научного обоснования ракетостроения. Все это божественная сила». Стол, шкаф, кровать ® «мебель». Стакан, чашка, кастрюля ® «посуда». Больные подходили не с позиций, обусловленных конкретной ситуацией, а руководствовались измененным отношением, измененными жизненными установками, бредовыми идеями.

 

Разорванность мышления. Наблюдается при шизофрении. Сочетается с нелепым поведением больных. Оценка разорванности проводится по признаку отсутствия понятных экспериментатору связей между отдельными элементами высказываний больного. В довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; нет связей между предметами и явлениями. В речи нельзя обнаружить определенный объект мысли. Не заинтересованы во внимании собеседника; не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. Разорванная речь больных не регулирует их поведение. Обильный и многословный характер ассоциаций. Многочисленные соскальзывания по созвучию, по внешним наглядным признакам, по сходству переживаний. Ослабление обычных, привычных ассоциаций. Разорванность – крайняя степень разноплановости.

 

Резонерство – «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И.П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией).

 

Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И. Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»). Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций).

Типы резонерства при различной психической патологии:

 

1. Шизофреническое (классическое) резонерство. Аффективно насыщено, есть потребность «что-то поведать миру». Склонность больного к выражению абстракции по отношению к мелкому объекту суждения; претенциозно-оценочная позиция. Больной вещает! Особый пафос, особая лексика, особые обороты, особая позиция говорящего, особая пафосная интонация при… При «мелкотемье». Больные-резонеры склонны писать трактаты J. В патопсихологическом обследовании. Пр.: объяснение пословиц. "Не все то золото, что блестит". Больная: "Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание", и тут же добавляет: "Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: