Мотивация больных шизофренией




Е.Т. Соколова. Эксперимент: предъявлялись сложные сюжетные картинки (мать купает ребенка, группа чем-то взволнованных женщин и т.д.) и картинки с неясным сюжетом (нечеткие снимки цветов, мокрая мостовая, пятна Роршаха и т.д.) в условиях разной мотивации, которая создавалась, во-первых, с помощью различны инструкций, во-вторых, разной степенью неопределенности изображений.

Инструкция:

1. вариант А: «глухая» инструкция – опишите, что здесь изображено

2. вариант Б: сообщалось, что целью эксперимента является исследование воображения

3. вариант В: испытуемым сообщали, что задачей исследования является определение их умственных способностей

Неопределенность перцептивного материала выступала непосредственным побудителем деятельности, роль смыслообразующего мотива выполняла инструкция.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) Группа здоровых испытуемых:

  • Ø Инструкция А (процесс восприятия не обусловлен экспериментально заданной мотивацией) – деятельность испытуемых направлена на содержательную интерпретацию картинок
  • Ø При инструкции типа Б и В –выявилось изменение в отношении к эксперименту. Ответы испытуемых стали более развернутыми, эмоционально насыщенными

2) Группа больных шизофренией:

Больные шизофренией слабо реагировали на изменение инструкции. Больные не проявили интереса к заданию, не реагировали на оценку экспериментатора, не корригировали свои ошибки. Высказывания больных крайне лаконичны, малоэмоциональны и в основном лишь обобщенно констатируют некоторое сюжетное или предметное содержание картинок.

ИТОГ:

Этот эксперимент, по мнению Б.В. Зейгарник, доказывает, что главным фактором в нарушении восприятия больных шизофренией является мотивация, так как изменение мотивации обуславливает разную структуру деятельности, в соответствие с чем изменяется место и содержание процесса восприятия.

 

Больные психопатиями, в отличие от шизофреников, имеют иерархию мотивов.

 

 

Методики исследования нарушений мышления

Классификация нарушений мышления (по Зейгарник)

I. Нарушения мыслительных операций:

  • снижение уровня мыслительных операций
  • искажение мыслительных операций

II. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

ü лабильность мышления

ü инертность мышления

III. Нарушения мотивационного аспекта мылшения

  • некритичность
  • разноплановость
  • резонерство

Искажение мыслительных операций изучается через исследование процессов обобщения, которые более доступны для экспериментального изучения. Предполагается, что нарушения процессов обобщения отражает нарушение и других мыслительных операций.

Искажение процесса обобщения выражается в объединении предметов с опорой на их случайные, несущественные, "латентные" свойства.

Чаще всего встречается у больных шизофренией (галлюцинаторно-параноидная форма) и психопатов.

Основные методики, выявляющие искажение процессов обобщения:

1. Классификация предметов. Производится на основании:

- слишком общих признаков (жук, лопата - оба роют землю; вилка, стол, лопата - твердые)

- чисто внешних, несущественных (шкаф, кастрюля - наличие отверстия; цветок, ложка, лопата - вытянутые в длину)

- по составу слова (лошадь, лопата - на букву л)

Основной метод. Исследование процессов абстрагирования и обобщения, дает возможность анализа умозаключений, критичности, обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи. Предложен Гольдштейном, видоизменен Выготским и Зейгарник. Процедура: 68 карточек, на которых изображены разные предметы и живые существа. Подходит для работы с детьми и взрослыми. Этапы инструкции:

«глухой» этап. Выкладываются 6-7 карточек (например, овца, стол, груша, коза, шкаф, лошадь, яблоко), остальные лицом вверх отдаются испытуемому. «Разложите эти карточки на столе – что к чему подходит». Записываются все вопросы больного, ответы уклончивые. После того, как выложил 15-20 карточек ®

положительная или критическая оценка работы. Самый длинный этап. Заканчивается, когда на столе есть основные группы: мебель, посуда, одежда, инструменты, транспорт, люди, фрукты, овощи, птицы, животные, измерительные приборы, насекомые, учебные пособия. Нельзя давать просматривать всю колоду карточек, а потом выделять группы. Надо спрашивать об основаниях объединения.

Объединение групп в более крупные. Сведение всех групп к трем: растения, живые существа, неодушевленные предметы.

Все высказывания больного протоколируются. Экспериментатор может давать ему подсказки, направлять действия – это тоже фиксируется. Полученные данные анализируются в целом: характер процесса работы с карточками, высказывания, названия групп и пр.

2. Пиктограмма. Составление пиктограммы осуществляется легко, но она по смыслу не связана со словом-стимулом. Связь может быть по созвучию (сомнение-сом, разлука-лук) или совсем без связи изображаются символы (стрелки, кружки и т.д.). Т.е. происходит чрезмерное отвлечение от конкретного содержания понятия.

3. Ассоциативный эксперимент. Ассоциации по типу эхолалий, по созвучию, ответы типа речевых штампов. Т.о. происходит уход от содержательной стороны задания. Слово для больного с искажением процессов обобщения выступает в различных значениях и отбор адекватного смысла не происходит. Преобладают формальные, случайные ассоциации. Это является одной из причин возникновения феномена резонерства, тенденции к непродуктивным многоречивым рассуждениям (хотя основной причиной является нарушения личностного компонента мышления)

Выделяют четыре основных варианта.

1. на каждое слово первое, пришедшее в голову слово. Анализ содержания ассоциаций испытуемого, степень обобщения, скорость образования.

2. повторение первого варианта. Если испытуемый отвечает тем же словом, его просят найти другое. Анализ динамики протекания ассоциаций.

3. Анализ избирательности и направленности процесса ассоциаций. Например, надо называть слово, противоположное по значению, или видовое понятие в ответ на родовое, или часть предмета на называние предмета целиком.

4. Исследование свободного течения ассоциаций. Назвать быстро 30-40 любых слов.

4. Исключение предмета.

Исследование аналитико-синтетической деятельности больных, их умение строить обобщения. Набор карточек с изображением четырех предметов. Можно проградуировать от простых к сложным. Инструкция: Здесь на карточке изображены 4 предмета. Три из них сходны между собой, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать предмет, который не подходит, и сказать, как можно назвать оставшиеся три. Первая карточка может быть сделана вместе с больным.

Пример нарушения: объединение предметов происходит по несущественному по отношению к человеческой практике, латентному признаку - самолет, пчела, вентилятор, гвоздь- гвоздь, т.к. он монолитен.

5. Существенные признаки. Выявляет логичность суждений больного, его умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач. Стимульный материал: список слов с вариантами: Сад (растения, садовник, собака, забор, земля), Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода), Книга (рисунки, рассказ, оглавление, бумага, текст), Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба), Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек). Нет жесткой инструкции. Совместно делается первая задача: «Видите, здесь ряд слов, напечатанных жирным шрифтом, а рядом с каждым словом в скобках еще 5 слов на выбор. Из этих пяти слов только 2 – не больше, не меньше – два слова, обозначающих неотъемлемые признаки предмета, обозначенным первым крупным словом, т.е. то, без чего его не может быть. Например, сад. Все слова в скобках имеют в нему отношение. Все это в саду бывает. Но без чего сад не может быть садом? Без земли и растений. Без садовника, забора и собаки сад будет садом, хоть и плохим, а без земли и растений сада не бывает». Потом больной решает и объясняет свои решения самостоятельно, а экспериментатор все это фиксирует. Обсуждение может проводиться либо после каждого ответа, либо в конце.

Можно выявить:

некритичность и ненаправленность мышления

резонерство, аморфность и расплывчатость мышления

слабость абстрагирования

 

6. Опосредованное запоминание Для запоминания дают 15 слов. Чтобы облегчить задачу, предлагают к каждому слову подобрать картинку. Выбор надо объяснить. Понимание переносного смысла – соотношение пословиц, метафор и фраз. Два набора карточек. На одних – пословицы, на других – фразы. Часть фраз отражает смысл пословиц, а другая часть – похожа на них внешне по составу слов. Такой же набор есть для метафор. Инструкция: положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу. Не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице. После того, как испытуемый все разложил, его спрашивают о том, что общего он видит между фразами и пословицами. Выявляется конкретность и поверхностность суждений олигофренов, диффузность и неопределенность суждений больных с сосудистыми заболеваниями и органическими поражениями мозга, соскальзывания и паралогические рассуждения больных шизофренией.

7. Установление последовательности событий. Выявление сообразительности, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А.Н.Бернштейном. Материал: серии сюжетных картинок по 3-6 картин. Детские: «волки», «колодец», «лодки»; взрослые: «колесо», «пьяница», «охотник».

Испытуемому дают перемешанную пачку картинок и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобраться, с чего все началось, что было дальше, чем дело кончилось. Вот сюда положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда …., а сюда последнюю». Записывается последовательность. Просит рассказать, что же было. Если после третьей, совместной, попытки последовательность все-таки восстанавливается, то следует предложить еще одну серию, чтобы оценить возможность переноса рассуждений. При толковании результатов следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы, комментарии и критические замечания, подхватывает помощь или не принимает ее.

Выявляет:

некритичность мышления,

объем доступных для рассмотрения данных (сосудистый больной не справляется с серией в 6 картин, но делает серию из 3),

интеллектуальное недоразвитие, затруднения в осмыслении (олигофрены делают легкие серии, не делают сложные),

некоторые формы инертности психических процессов

особенности речи, способности строить связный рассказ

Сейчас часто используют серии картин-карикатур.

 

8. Методика Выготского-Сахарова. Исследование способности самостоятельно формировать понятия. Особенности эмоциональных реакций, подверженность аффективной дезорганизации суждений. Набор деревянных фигурок разной формы и цвета с подписанными названиями (бик, цев, гур, гацун). Фигурки выкладываются названием вниз, одна из фигурок открывается. Испытуемому предлагают найти все фигурки такого же типа, предупреждая, что это сложно, что надо учитывать свои ошибки, рассуждать. Вы выкладываете фигурки этого типа, не переворачивая. Когда испытуемый отбирает несколько фигурок, экспериментатор открывает фигурку другой группы, а остальные откладывает обратно. Так несколько раз. Пока не будет найден нужный признак – размер.

 

 

Нарушение мышления пришизофрении психологический аспект

Явления нарушения мышления у больных шизофренией:

Практически при любой форме течения шизофрении к числу наиболее ярких нарушений можно отнести нарушения мышления. Они наблюдаются на всем протяжении течения болезни. Они остаются даже на фоне хорошей ремиссии и служат важным критерием диагностики шизофрении. Не существует единой классификации нарушений мышления при шизофрении. Одну из первых классификаций нарушения мышления вообще разработала профессор Зейгарник. Зейгарник опирается на представления о мышлении, которые разработаны в отечественной психологии в школе Выготского-Леонтьева, определяя мышление – познавательная деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задачи, подчиненная цели, учитывающая условия, в которых эта задача выполняется. Общая структура мыслительной деятельности как в норме, так и в патологии едина. Однако в условиях патологии отдельные звенья психической деятельности могут быть редуцированы, свернуты, сокращены, другие звенья мыслительного акта могут быть наоборот чрезмерно конкретизированы, детализированы, отдельные звенья могут быть искажены.

Зейгарник выделяет в качестве критерия классификации нарушения мышления единый принцип:

Место феномена в структуре мыслительной деятельности. При таком подходе отдельные нарушения мышления предстают в виде взаимосвязанной системы нарушений.

Классификация нарушения мышления Б.В. Зейгарник:

3 основных группы нарушений:

1. Нарушения мыслительных операций

2. Нарушение динамики мышления

  • · Инертность мышления
  • · Лабильность мышления

1. Нарушение мотивационного аспекта мышления:

  • · некритичность мышления,
  • · разноплановость мышления,
  • · Резонерство

Нарушение операциональной стороны мышления:

Для больных шизой наблюдается чаще именно искажение мыслительных операций, искажение обобщений прежде всего. Больным шизой доступно выполнение очень сложных мыслительных операций (обобщение, абстрагирование), при решении задач самого разного типа больные шизой опираются не на наиболее частотные закрепившиеся в опыте явления, социальные стереотипы, они опираются на несущественные, малозначимые, латентные признаки и по этим признакам совершают операции обобщения, абстрагирования – это им доступно, но протекают по особу варианту.

Пример: задача 4 лишний: дерево, этажерка, метла, вилка. Решения: этажерка, все остальное имеет стержень. Кошелек, книга, портфель, чемодан. Кошелек – это внутренний спутник человека, а остальное внешнее.

Задача на сравнение понятий: воробей и соловей (сходство: цвет одинаковый, имеют оперение. Различия: соловей выше ценится, характер разный, воробьев чаще бьют)

Мышь-кошка (сходства: поддаются дрессировке, видят в темноте, используются в научных целях).

Методика пиктограмм.

Необходимо установить сходство между содержанием понятия и рисунком, который испытуемый должен выполнить, чтобы запомнить то или иное понятие или словосочетение. Пиктограмма шизофреника недостаточно содержательна: почти нет общего содержания между рисунком и словом.

  • · Пиктограмма носит чисто формальный характер. На любое предъявленное слово больной изображает: черточки, треугольники, квадратики. Больные механически воспроизводят все слова, память не нарушена.
  • · Рисунок, стимульное слово соединяются по созвучию (сон- сом (на слово сон – рисует рыбу сом))
  • · Фрагментарные связи с фрагментарным рисунком (на сомнение рисуют брови).
  • · Метафорические связи между понятием, стимульным словом и рисунком (выражение вкусный ужин – испытуемый рисует цветок, с объяснением такого рода: цветы бывают вкусные, печаль – паутина (темные углы навевают грусть)).
  • · Стереотипные связи – рисует определенные объекты на все пиктограммы, практически ничем не различающиеся.

Больные шизой предлагают нам решение, опирающиеся на латентные признаки, сходу.

Нарушение динамики мышления – нехарактерно для шизофреников. Инертность - сложность переключения с программы на программу. Лабильность – непоследовательность, облегченность переключений с одного элемента на другой, связана с истощаемостью, неравномерность.

 

Иногда можно увидеть лабильность на фоне терапии, как побочное действия современной терапии.

Мотивационный аспект деятельности:

Нарушения критичности мышления – проявляется в трудностях, неспособности больных к планированию деятельности при решении задачи, и контроля при ходе решения задачи. Пример некритичности мышления: пример, голуби и галки. Больной: рассказ про галку, или про ворону, и каких то еще птиц, про их сложные отношения, галка хотела есть, полетела к ним, они накормили и прогнали.

 

Разноплановость мышления

Нарушение не отдельных операций, а нарушение логического хода суждений.

Больные, как правило, понимают, запоминают инструкцию, могут ее точно повторить. Но инструкция понимается, но не принимается! Однако при выполнении конкретной диагностической пробы на мышление испытуемый может опираться одновременно на разные основания. Например, может следовать инструкции в какой-то части выполнения, или опираться на собственные вкусы и предпочтения, часто не связанные с содержанием задания, или на свое настроение/ситуационные воздействия и т.д. Т.о., суждения больных при выполнении одной и той же пробы одновременно протекают в разных планах. Эти сосуществующие разные планы решения мыслительной задачи могут противоречить друг другу (чаще так и бывает).

Больной шизофренией с явлением разноплановости мышления не критичен к собственному решению и к своим ошибкам. Более того, часто в споре с исследователей склонен отстаивать собственные суждения, не соглашаясь с тем, что они противоречивы.

Как следствие, мышление больного теряет свою продуктивность.

Степень выраженности разноплановости мышления может быть различной. Эти различия связаны со степенью общего дефекта. Если при решении мыслительной задачи больной допускает единичные ошибки - если есть только эпизод нарушения логики суждения - тогда это нарушение называется соскальзыванием. Если разноплановых идей очень много, наблюдается разорванность мышления - отсутствие всякой связи между отдельными линиями решения задачи.

Примеры методик, где проявятся симптомы: классификация предметов (самая "глухая" инструкция: разложите эти картинки "что к чему подходит", при любых вопросах - оставлять инструкцию неопределенной, "как вы считаете, что к чему подходит"). Например, одна больная сразу поняла инструкцию ("Это классификация"), сначала выделила признак "черно-белые и цеветные", но сказала, что делить будет по-другому. Взяла первый критерий - "примитивизм" (те изображения, которые изображены штриховкой). Второй критерий у нее был - цвет (формальный критерий, картинки, в которых доминирует тот или иной цвет). Третий - движение.

Суждения здорового человека тоже могут быть многоплаонвыми. Но здоровый человек не теряет цель: он может сопоставлять разные точки зрения, разные суждения, которые он высказывает, устанавливая близкое ему решение. Он критичен к ошибкам и чувствителен к противоречиям, в отличие от больных шизофренией.

Резонерство

Феномен, который принято описывать такими словами, как "бесплодное мудрствование", "бессодержательное", "словесная опухоль" (по Павлову) - не связанное с содержанием/ходом решения мыслительной задачи. Резонерство наблюдается и в норме, причем не так редко. В норме оно используется для компенсации какой-то слабости, неуспеха, или чтобы произвести впечатление, утвердить самооценку и т.д.

Резонерство больных шизофренией носит совсем другой характер. Здесь эти суждения характеризуются несколькими взаимосвязанными признаками:

  • · Резонерство выражается в аффективной потребности говорить, "что-то поведать миру". В этом случае пациент занимает по отношению к собеседнику претенцизно оценочную позицию, позицию свысока, человека "вещающего".
  • · В резонерстве больного шизофренией обнаруживается неадекватный выбор предмета обсуждения (задачи, ситуации и др.). Чаще склонность к высоким абстракциям по отношению к мелкому предмету обсуждения.
  • · Особая интонация, с которой произноится текст: многозначительная форма высказывания, "вещания миру".
  • · Особая лексика: я думаю, я смею заметить, я полагаю и т.д.
  • · Необязательность присутствия собеседника.

Примеры методик: вербальные методики (пересказ, передать вербально смысл и т.д.) - интерпретация пословиц, пересказ рассказов.

Резонерство как особое нарушение мышления необязателно бывает многословным. Иногда резонерство выражается не столько в многоречивом высказывании, сколько в интонации и в его особой позиции по отношению к собеседнику.

Разные стороны нарушения мыслительной деятельности обнаруживают себя в системе взаимосвязанных нарушений, а не как разрозненные ошибки при решении мыслительной задачи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: