Эксперимент Курека (эмоции)




Эмоциональная активность оценивалась через восприятия эмоций другого человека по картинкам, один из вариантов методики формирования уровня притязаний Юкнат (применила методику, разделив ее на 2 части: серия успеха и серия неуспеха), восприятие разных мелодий (гармоничных/дисгармоничных).

Результат: у больных шизой снижение эмоций происходит неравномерно, эмоциональность снижена значительно больше в звене положительных эмоций и относительно сохранно в звене отрицательных эмоций. Это выразилось в том, что больные при выполнении методики Юкнат более успешны в серии неуспеха, чем успеха (в опознании отрицательных эмоций). Этот факт свидетельствует о том, что дисгармония развития, возможно, продолжается в дальнейшей жизнедеятельности больных. Факт этот важен в практическом отношении. Шизики переполнены отрицательными негативными эмоциями. Компенсация обилия негативных эмоций: феномены аутизма могут усиливаться в этой ситуации за счет включения неудачно компенсаторных процессов.

ИЗ ЗЕЙГАРНИК

Курек. Отличная методика от Юкнат: в качестве экспериментального материала используются лабиринты одинаковой сложности, а в качестве уровня притязаний выступает время, которое испытуемый предполагает затратить на каждое следующее задание. Испытуемый может неоднократно формировать один и тот же уровень притязаний или не изменять его. Испытуемый получает более полную информацию о своих достижениях, выявляются более тонкие взаимосвязи уровня притязаний и уровня достижений. Это и позволило вскрыть особенность уровня притязаний при шизофрении — его патологическую ригидность, особенно выраженную в ситуациях успеха (резкое снижение частоты изменений уровня притязаний по сравнению со здоровыми испытуемыми).

 

Нарушение общения

Снижение системы сети социальных контактов при потенциальной возможности осуществления этих контактов. У больных шизой нет грубых нарушениях речи, но общение может быть сокращено до минимума – явления аутизма, иногда - мутизма (полный отказ от речевых контактов). Социальная перцепция: шизики способны правильно понимать эмоциональное значение отдельных экспрессивных признаков. Однако: снижение точности распознавания эмоций, способности к опознанию эмоциональных состояний по голосу и позе, точности и дифференцированности восприятия взаимодействий между людьми, нарушение восприятия интеракционной стороны общения, уменьшение направленности на описание эмоциональных состояний, снижение частоты общения.

 

Эксперименты про общение (Поляков):

Задача: в чем выражаются особенности взаимодействия с другим человеком, поставленного в экспериментальную ситуацию общения? Испытуемые: больные шизой и партнер (другой больной, здоровый испытуемый, экспериментатор). Их располагают перед друг другом, а руки прячут под непроницаемым экраном. Лица видят, а руки нет. Перед испытуемым располагается материал: фигуры (от круга до фигур более сложной конфигурации), в другой серии – изображение лиц людей. Инструкция: описать эти лица или геометрические фигуры, так чтобы партнер узнал о чем идет речь.

У здоровых происходит актуалазиация мотива-экспертизы, и общая цель у партнеров формируется, возникает феномен совместного выполнения. Надо рассказать, чтобы другой испытуемый понял.

Больные шизой: рабочей диады не возникает. Больной шизой мало ориентируется на реакции и замечания партнера, его рассказы могут быть стереотипные (не отличаться при описании разных фигур или лиц), нет желания узнать оценку партнера. Результат: нет ориентации на партнера, задание оказывается не выполненным.

ВЫВОД: у больных шизофрении нарушен мотивационно-потребностный аспект социальной регуляции деятельности.

 

Главный итог исследований в школе Полякова:

Выделение двух вариантов патопсихологического синдрома у больных шизофренией:

  • · Синдром псевдоорганический – тотальное снижение мотивации – первичный дефект, вторичный – эмоциональное нарушение и нарушение в когнитивной сфере.
  • · Парциальный – частичный дефект, ведущее нарушение – нарушение мотивационного аспекта социальной регуляции деятельности, когнитивные нарушения в том случае, когда выполнение когнитивных заданий включено в контекст социального взаимодействия.

 

Патопсихологический синдром: относительно устойчивое внутренне связанное иерархически организованная система нарушений поведения эмоционально-личностной сферы и познавательной деятельности.

 

Аутизм – поляков выделил дефицитарность социальной направленности как некий фактор во многом определяющий специфику нарушений при Ш (в психиатрии) – отсутствие социальной направленности и детерминированности поведения. Оч важный момент. Аутистическое мышление. В чем схизис – они могут общаться, но эти не пользуются. Эксперимент с ширмочкой про это. Они не образуют общую цель. Нет направленности на взаимодействие. Поэтому они могут работать в одиночку, не могут работать в коллективе. Ш – расщепление, тут разделение 2 линий – амбивалетность это одномоментное существование 2, тут не то. Расщепление между доступным уровнем и реализуемым. Включение б в интересующий контекст – повышает продуктивность больных Ш.

 

 

Экспериментальные исследования галлюцинаций

Галлюцинации. Это восприятие без объекта. Как это возможно? Психиатр Попов: галлюцинация есть образ-представление, который обретает чувственную яркость и проецируется вовне при определенных условиях, когда кора головного мозга находится в парадоксальной фазе. Так же должно быть определенное соматическое и эмоциональное состояние человека + состояние интеллекта и социокультурные воздействия.

Другие гипотезы. Галлюцинация – мысль, превращенная в чувственный образ, т.е. сначала – бред (З. Фрейд). К. Ясперс: галлюцинация зависит от состояния, тонуса сознания; от направленности внимания и от культурной среды.

Экспериментальные исследования галлюцинаций.

В.М. Бехтерев. Он усомнился, что возможно восприятие без объекта. Гипотеза: галлюцинации возникают в ответ на слабые, подпороговые раздражения. Эксперимент: звукоизолированная комната; больной, ранее перенесший слуховые галлюцинации. Слабая стимуляция вызывает галлюцинации! Но важнейший фактор – направленность внимания. Вывод: галлюцинации не есть восприятие без объекта, восприятие носит рефлекторный характер. Психологический механизм: собственная активность субъекта.

Эпизоды галлюцинаторных переживаний бывают и в норме, например в состоянии засыпания (просыпания), когда активно воображение и др.

Одним из условий возникновения галлюцинаций является сенсорная депривация, тревога и т.п. (эмоциональность). Пр.: заключенные в одиночных камерах, эксперименты с сенсорной депривацией и проч.

У слепых от рождения не бывает зрительных галлюцинаций; у глухих от рождения не бывает слуховых. А вот у слабослышащих (слабовидящих) – бывают!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: