Соотношение биологического и психологического в развитии человека.




Биологические особенности болезни изменяют ход психических процессов. Они играют роль условий, в которых разворачивается психологический процесс- процесс формирования аномальной личности.
Леонтьев. Унаследованные свойства- одно из условий формирования психических функций, основное условие- овладеие миром предметов и явлений, созданных человеком.

Руббинштейн. Внешние причины преломляются через внутренние условия. Болезнь создает особые условия протекания психических процессов,которые приводят к искаженному отражению действительности → закрепление искаженного отношения к миру, появление патологических черт.

Прямой перенос особенностей личности больных на типологию здорового человека неправомерен

 

3.Соотношение развития и распада психики. Леонтьев. Развитие человека заключается не в приспособлении к окружающей среде,а в усвоении всего того, что накоплено человечеством.

 

Решение проблемы как в биологии: послойных распад психики от высших форм к низшим.
Доказательства: 1.При заболеваниях психики часто больные не справляются с более сложными видами деятельности, сохраняя простые навыки. 2.Сходство мышления и поведения больных и ребенка

Опровержение: 1.Не всегда при болезни обнаруживается распад высших функций

2.Сходство только внешнее:

 

Нарушение навыков.Руббинштейн. Альцгеймер и сосудистое заболевание мозга. Распад навыков носит сложный характер: нарушение динамики, нарушение компенсаторных механизмов, нарушение структуры действия, но не этап развития навыка у ребенка.

 

Нарушение мышления. Слабоумный взрослый не может установить непривычные для него отношения между предметами (при этом обладает запасом прежних знаний). Ребенок легко образует новые связи. Ребенок- обучаем, дементный больной- нет. Откликаемость больных- способствует разрушению целенаправленноти деятельности, отвлекаемость у детей-помогает образовывать большое количество связей, из которых вырастает человеческая целенаправленная деятельность.

 

Распад не негатив развития. Разные виды патологии приводят к качественно разным картинам распада.

 

Нарушения личности заключаются не в освобождении биологических потребностей, а в распаде строения потребностей, сформировавшихся прижизненно. Деградация личности- изменение строения общественно обусловленной потребности.

 

Исследование нарушений мышления при шизофрении в работах Полякова.

 

Для исследования особенностей нарушения мышления при шизофрении было проведено 2 серии экспериментов.

Исследование процессов сравнения

Серия

методика: попарного сравнения предметов с «глухой" инструкцией. Требовалось вычленение признаков на основе прошлого опыта.

Использовались 12 специально подобранных пар предметов, предлагавшихся испытуемым в одном и том же порядке. Экспериментатор задавал вопрос: «что общего у этих предметов, чем они отличаются?» таким образом, инструкция предполагала свободу выбора основания для сравнения, также количество признаков, которые можно было вычленять для сравнения было неограниченно.

 

Стимульный материал: 12 пар предметов были подобраны таким образом, что их можно было разделить на 2 группы:

1) относительно однородные объекты (медь-золото, воробей-соловей)

2) разнородные объекты (ночь-плащ, тарелка- лодка)

 

сравнение предметов – довольно сложный мыслительный процесс, включающий операции анализа, синтеза, абстракции, обобщения

выборка: 50 больных шизофренией, 50 здоровых человек

результаты: больные шизофренией предлагают гораздо больше вариантов обобщения и различения сравниваемых предметов, чем здоровые, при этом предлагаемые варианты производят впечатление странных, неадекватных: (мышь-кошка – «поддаются дрессировке, используются в науке», тарелка-лодка- «не пропускают жидкости»)

Серия

исследовались: особенности процессов сравнения, когда существенную роль в структуре деятельности играет актуализация знаний на основе прошлого опыта.

Задача: сравнение предметов по одному, данному в условии свойству. Было 2 задачи:

1) Петя выше Димы, а Коля ниже Пети, кто из них выше?

2) Черное море холоднее Каспийского, а Балтийское теплее Черного, какое из них самое теплое?

Для выполнения этого задания не требуется самостоятельного вычленения признаков для сравнения. Признак, по которому нужно произвести сравнение дан в условии. Эти задачи, в отличии от задач в первой серии предполагали строго однозначное решение. Испытуемый должен произвести анализ и на основании этого анализа мысленно соотнести сравниваемые объекты, а это требует умения оперировать абстрактными понятиями.

Выборка: 75 больных шизофренией и 50 здоровых

Результаты: при решении 1 задачи с первого раза и здоровые и больные шизофренией не смогли правильно соотнести объекты, при решении 2 задачи, тоже давали неправильные ответы, так как условия задачи противоречили знаниям. В целом, во 2 серии исследований не было выявлено различий между 2 группами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: