Методика работы над диалогом в школе слабослышащих детей. Привести примеры упражнений учебника «Русский язык» для второго класса.




Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи(и речи в целом). С одной стороны овладение лексикой и умение выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой- развитие и умение вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций. Поэтому работа над диалогической речью выступает и как цель и как средство практического овладения языком. В ходе обучения диалогической форме общения создаются предпосылки для овладения рассказыванием, описанием, т.е. монологической речью. Этому способствует и связность диалога: последовательность реплик,обусловленная темой разговора, логико- смысловая связь отдельных высказываний между собой.

Существует различные классификации диалогов. По мнению А.Г.Зикеева, наиболее целесообразной для обучения диалога слабослышащих детей является их группировка по признаку особенностей соединения парных реплик:

· Вопросно- ответные единства

· Сообщение- вопрос (ответ)

· Сообщение- сообщение

· Побуждение к действию- вопрос (ответ)

· Побуждение к действию- альтернативная реакция (согласие или отказ)

Включение в речь и специальная отработка таких диалогических единств постепенно способствует овладению основными структурными компонентами, из которых комбинируются диалог, беседа в зависимости от темы и ситуации, в которых они протекают. Предусматривается развитие диалогической речи на уроках, структура и методика проведения которых определяется способом группировки языкового материала для занятий. Во- превых, выделяется тип уроков развития речи, на которых он отработан и систематизирован по функционально- структурному принципу(овладение диалогической речью на таких уроках связано с усвоением синтаксических конструкций и выражаемых ими смысловых отношений). Во – вторых, предусматривается проведение уроков, на которых языковой материал группирован по коммуникативно- тематическому принципу(обучение диалогу ведется в форме бесед на образовательно - воспитательные темы). В начале каждого урока развития устной речи проводятся краткие беседы типа речевых зарядок. Важным участком работы над диалогической речью являются внеклассные занятия по ее развитию.

На уроках, где материал подобран в соответствии с задачей усвоение синтаксических конструкций, к диалогу переходят от повествовательных предложений, составляемых вслед за использованием побудительных фраз. Тренировочные упражнения разнообразны:

- построение диалога по аналогии с образцом;

- дополнение его репликой;

- подбор парных реплик из числа предложенных;

- вставка в диалог пропущенной реплики (также из числа предложенных);

- придумывание пропущенной реплики;

- продолжение диалога(по его началу);

- составление диалога по заданной ситуации;

- трансформация его по различным заданиям(например, изменить время или место действия).

Следует также использовать диалоги по воображаемой ситуации, инсценировки или построенные в форме игр.

Уроки, проводимые на тематически – сгруппированном материале включают в себя разные по форме и содержанию беседы, в процессе которых развивается диалогическая и монологическая речь. Важной задачей таких уроков- бесед является систематизация той информации, которую учащиеся уже имеют для разговора. Побуждение их к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме, активизация речевого запаса. В этих беседах активная роль принадлежит учителю, однако, постепенно ориентируясь на образцы его речи учащиеся сами начинают ставить вопросы. В том числе уточняющие предыдущие реплики учителя. Поэтому особую ценность представляют такие темы, содержание которых обусловлено индивидуальным опытом детей(самостоятельное чтение, выходной день, событие в семье, каникулы, занятие в кружках)

Краткие беседы в начале урока (о погоде, дежурстве, календарных датах, распорядке дня)- важный участок речевой практики. В системе формирования навыков общения им отводится большая роль, так как краткие беседы позволяют закреплять, совершенствовать приобретаемые на уроках речевые навыки и умения в условиях естественной коммуникации; они дают возможность выявить самостоятельно приобретаемый детьми словарь; они позволяют вводить в речь учащихся «лексическим путем», т.е. вне системы моделей, ряд конструкций, фразеологических оборотов, характерных для разговорной речи, но не укладывающихся в методическую систему.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: