КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫУЧАЩЕГОСЯ
(по рекомендациям ФИПИ 2012 г.)
Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО
Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№
| Вид ошибки
| Примеры
| Л1
| Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте
| На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; Захорошую учебуи воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.
| Л2
| Нарушение причинно-следственных отношений
| В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.
| Л3
| Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».
| Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.
| Л4
| Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)
| Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?
| Л5
| Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)
| Автор пишет о природе,описываетприроду севера,вижуснега и просторы снежных равнин.
| Л6
| Сопоставление логически несопоставимых понятий
| Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
| Композиционно-текстовые ошибки
| Л7
| Неудачный зачин
| Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
| Л8
| Ошибки в основной части
| а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
| Л9
| Неудачная концовка
| Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.
|
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫУЧАЩЕГОСЯ
(по рекомендациям ФИПИ 2012 г.)
Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№
| Вид ошибки
| Примеры
| Р1
| Употребление слова в несвойственном ему значении
| Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.
| Р2
| Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов
| Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.
| Р3
| Неудачное употребление местоимений
| Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картинав своемвоображении.
| Р4
| Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов
| По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Авторто и делоприбегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этомукексув грызлобы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
| Р5
| Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
| В таких случаях я взглядываю в словарь.
| Р6
| Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте
| Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.
| Р7
| Нарушение лексической сочетаемости
| Автор использует художественные особенности.
| Р8
| Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
| Молодой юноша; оченьпрекрасный.
| Р9
| Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
| В этом рассказе рассказываетсяо реальных событиях.
| Р10
| Неоправданное повторение слова
| Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Геройдаже не понимает всей глубины содеянного им.
| Р11
| Бедность и однообразие синтаксических конструкций
| Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
| Р12
| Употребление лишних слов, лексическая избыточность
| Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этомпозаботится книжный наш магазин.
|
|