Междунар. страховой бизнес. Отдельные виды страхования внешеэкономич. деят-ти. 12 глава




51. Виды лицензий и лицензион. платежи. Производственно-технич. связи и их организацион. формы. Междунар. кооперационные соглашения. Виды производственной кооперации. Виды лицензий. Неисключит-ная (простая) лицензия дает лицензиату право исполь-вать объект интеллектуаль. собствен-ти в пределах, оговоренных договором; лицензиар сохраняет право использовать объект договора и право предоставлять лицензии третьим лицам. Исключит-ная лицензия лицензиат получает исключит. (монопольное) право использовать объект договора в пределах, оговорен. договором. Лицензиар (собственник) не имеет право выдать еще лицензию, и сам не может использовать то, на что выдана исключит. лицензия. Но собственник сохраняет права на использование предмета договора в части, не охватываемой договором, вне срока договора. Полная лицензия – исключит. лицензия, в кот. ограничивается только срок, т.е. полный отказ лицензиара от использования предмета соглашения в теч. этого срока, полная уступка всех имущественных прав в этот период. Единственная лицензия - лицензиар, не имея права выдать еще лицензию, сам может использовать предмет договора. Сублицензия – дает разрешение лицензиату позволять др. пользоваться этими же правами без обращения к первоначаль. собственнику. Сублицензиат нах-ся в слабом положении, чем лицензиат, когда необх-мо отстаивать свои права, т.к. он отдален от собственника на 2 и более стадии. Для улучшения инновацион. климата в наш. стране, стимулирования и ускорения трансферта технологий, Патентным законом РФ - выдача открытой лицензии. Выдается, если патентообладатель изобретения подает в Патентн. ведомство заявление о предоставлении любому лицу права на исполь-вание объекта промышлен. собственности. Лицо, изъявившее желание использовать этот объект, обязано заключить с патентообладателем договор о платежах. Споры по условиям договора рассм-ются Высшей патентной палатой. Собственник объекта, на кот. выдается открытая лицензия, не имеет право отказать кому-то в выдаче лицензии. Для преодоления препятствий со стороны обладателей объектов промышлен. собственности к неиспользованию этих объектов, Патентным законом РФ предусмотрено предоставление принудительной неисключительной лицензии. При неиспользовании или недостат. использовании патентообладателем изобретения в теч. 4-х лет, а полезной модели - в теч. 3-х лет с даты выдачи патента любое лицо, желающее использовать объект промышлен. собственности, в случае отказа патентообладателя от заключения лицензион. договора может обратиться в Высшую патентн. палату РФ о предоставлении лицензии. Если патентообладатель не докажет, что неиспользование или недостаточ. исполь-вание объекта обусловлено уважительн. причинами, Высшая патент. палата предоставляет принудительную неисключит-ную лицензию с определением пределов исполь-вания, размера, сроков, порядка платежей. Перекрестное лицензирование. Если патентообладатель не может исполь-вать изобретение, не нарушая прав др. патентообладателя, то он может требовать от последнего заключения лицензион. договора. Это лицензирование служит интересам всех сторон, т.к. соглашения снимают препятствия для разработки и использования инноваций. Одним из способов увеличения прибыли от продажи инноваций явл. пакетное лицензирование – набор патентов и др. прав лицензируется собственником единым блоком (пакетом) для получения единого платежа, единого роялти, т.е. платежа, кот. должен выплачиваться независимо от фактич. использования каждой индивидуаль. составляющей пакета. Это возможность избежать сложных процедур расчета всех роялти и оценивания индивидуаль. патентов и прав. Оно применяется инновацион. организациями, их союзами, ассоциациями, совместн. предприятиями, др. Для этого создаются патентные пулы, общие фонды прав на различ. объекты интеллектуаль. собствен-ти. Сложность - позволяет партнерам по пулу получить несправедливое преимущ-во над конкурентами, что может привести к монополизации рынка. Фрэнчайзинг - предоставление права на исполь-вание товарн. знака. Владелец товарн. знака – фрэнчайзор - выдает лицензию др. юридич. или физич. лицу – фрэнчайзиату, кот. позволяет последнему продавать продукцию или оказывать услуги под именем фрэнчайзора и получать выгоды. Лицензион. платежи - выплата индивидуаль. предпринимателем (физич. лицом) или юр. лицом владельцу интеллектуаль. собствен-ти или создателю чего-либо (товарн. знака, изобретения, промышлен. образца и т.д.) за право пользования этой собствен-тью в коммерчес. целях. Лицензион. платежи устан-ются в лицензионных договорах, исходя из экономич. отдачи от использования лицензии (паушальный платеж), или из предполагаемой прибыли лицензиата; могут предусматриваться процентные отчисления (роялти) от ст-сти производимой или продаваемой лицензион. продукции или выплаты установлен. сумм, или сочетание того и др.; в отдель. случаях устанавливаются минималь. гарантированные платежи, не зависящие от объемов произв-ва и продажи, с указанием сроков выплат. Паушальный платеж - фиксированная денеж. сумма, вступительный взнос, уплачиваемый лицензиатом лицензиару единовременно или частями в оплату предоставленных прав по лицензион. договору. Представляет фактич. цену покупки лицензии. Страхов. депозит - фиксированная денеж. сумма, уплачиваемая лицензиатом лицензиару единовременно. Не явл. ни задатком, ни авансом, ни предоплатой в счет оплаты причитающихся по лицензион. платежу и/или роялти, а явл. мерой обеспечения исполнения обязательств лицензиата по лицензион. договору. Роялти - вознаграждение продавцу за предоставление покупателю прав на использование лицензии, ноу-хау, изобретения, товарн. знака, др. предметов лицензион. соглашения. Устанавливаются исходя из экономич. эффекта от использования лицензии, или из предполагаемой прибыли лицензиата, не связанной во времени с использованием лицензии. В 1-ом случае предусмат-ются процентные отчисления от ст-сти производимой и продаваемой лицензион. покупки (роялти) или участия в прибыли лицензиата. Во 2-ом - выплаты твердо установлен. сумм (фиксированные роялти) согласно условиям лицензион. соглашения. Кооперационные соглашения на лицензион. основе – высокая форма сотруд-ва между лицензиатом и лицензиаром, чем традицион. купля-продажа лицензий, т.к. наряду с инженерно-технич. взаимодействием предполагается совместная производственная деят-ть сторон на основе специализации, согласованные действия по сбыту и технич. обслуживанию изделий, поставляемых по кооперации. При низких финанс. затратах она позволяет внедрить научно-технич. достижения в сжатые сроки, безвозмездно обмениваться совершенствованиями и "ноу-хау" в теч. длитель. времени. Доля производствен. кооперации в общем объеме торговли машинами и оборудованием капиталистич. стран возросла с кон. 60-х до нач. 80-х г. с 25 до 50%. Большинство кооперацион. соглашений предусматривает совместную разработку и доведение до промышленного освоения научно-технич. достижений одного из партнеров. Изготовление обоими кооперантами продукции по лицензии не исключает при необх-ти разовых поставок комплектных изделий одним партнером др. Меньшие масштабы приобрела кооперация на базе поставок одной стороной узлов, деталей и материалов, а др. – готовых изделий. Такие соглашения предусматривают передачу иностран. фирмами российским кооперантам различ. материалов и полуфабрикатов с последующей оплатой их поставками гот. изделий. На стадии сбыта условия кооперации могут касаться распределения рынков, организации рекламы, использования товарных знаков, технич. обслуживания и т.д. Так, при подрядном кооперировании производитель сохраняет за собой право сбыта продукции в собственной стране. При этом он обязуется поставить в страну партнера ограниченное число изделий или комплектующих в порядке компенсации за полученные им "ноу-хау", образцы, материалы. С точки зрения оформления кооперацион. договора неважно, является ли закупка "ноу-хау" частью договора о кооперации или предметом отдельн. соглашения. Производствен. кооператив - коммерч. организация, основанная на началах членства, т.е. корпорация. В отличие от товариществ и обществ кооперативы рассчитаны не только на объединение имущества участников, сколько на их совместное, личное трудовое участие в деят-ти созданной организации. Отсюда - распределение получен. дохода между участниками по труду, а не пропорционально имущественным вкладам, наличие у каждого 1-го голоса при решении общих вопросов. Производствен. кооперативом (артелью) признается добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производствен. или иной хозяйствен. деят-ти, основанной на их личном трудовом участии и объединении определен. имущественных взносов, при их личной ограниченной субсидиарной ответствен-ти по обязательствам этой коммерчес. организации. В России такой принцип организации хозяйствен. деят-ти известен под именем артели, характер-шейся совместным личным трудом участников. Действующее законодат-во для поддержки отечеств. сельхоз. товаропроизводителей устанавливает особый статус производствен. кооперативов. В дейст-ти Закон о статусе сельхозкооперативов создает ряд особенностей в их правовом положении, дублируя некот. нормы общего Закона о производственных кооперативах. Такая ситуация вынуждает выделять сельхозкооперативы в особый подвид производствен. кооперативов. Сельхоз. производствен. кооперативы дел: сельхоз. и рыболовецкие артели (колхозы) и кооперативные хозяйства (коопхозы). Участниками первых явл. граждане, земельные участки кот. поступают в собственность (паевой фонд) кооператива, в кот. они обязаны трудиться, а участниками вторых - лишь главы крестьянских (фермерских) хоз-ств или граждане, ведущие личное подсобное хоз-во, сохраняющие земельные участки в своей собствен-ти и осущ-щие личным трудом лишь определен. виды совместной деят-ти.

52.Франшиза: цели и содержание. Формы оплаты соглашений. Договоры фрашизы. Франчайзор - компания, кот. выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операцион. системы. Франчайзи - компания, кот. покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарн. знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франшиза - полная бизнес система, кот. франчайзор продает франчайзи. Франча́йзинг франшиза, коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт др. стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определён. вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при кот. одна сторона (франчайзер) предоставляет др. стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера. Преимущества для франчайзеров. выгода франчайзинга в том, что он получает небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, т.к. франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно планировать на будущее, развивать новые направления. Франчайзер не обременен трудностями, связанными с расходами, кот. есть у обычных игроков - обучение и подбор персонала, контроль качества и т.д. Преимущества для франчайзи. 1) Использование проверенной бизнес-системы. Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании кот. и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, кот. доказала свою эффективность. 2) Возможность открыть собствен. дело. Несмотря на то, что франчайзер имеет определён. степень контроля над франчайзи, кот. направлена на повышение эффективности деят-ти партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридич. самостоятельность. 3) Возможность выбора отрасли. Франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации – коммерчес. предложения Франчайзера и его действующих предприятий, собственных и партнёрских. 4 ) Возможность снизить риски. Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», т.е., в отличие от открывающегося независимого предприятия, франчайзер не оставляет партнёров один на один с проблемами и рисками начинающего бизнеса. Удачный выход на рынок обеспечен. Одно из осн. требований к франшизоспособному бизнесу - востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деят-ть под известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей. 5) Минималь. затраты на рекламу и маркетинг. В связи с тем, что Франчайзи начинает вести свою деят-ть как часть известной сети, его затраты на первоначаль. рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. 6) Получение доступа к базе знаний франчайзера. Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективн. использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности. 7) Гарантированная система поставок. Т.к. франчайзинг для компаний явл. приоритетным направлением деят-ти, и партнёры - Франчайзи - имеют самые лучшие условия, Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в т.ч. это касается и вопросов поставки. В общем смысле, франчайзинг - «аренда» товарного знака или коммерч. обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора различно, от простого до сложного, содержащего подробности использования товарн. знака. В договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определён. период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определён. кол-во товара/работ/услуг. Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть очень простыми (напр., франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), и жёсткими (напр., франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера - от размеров и цвета полок до униформы персонала). Платежи по форме о делят на неск. осн. типов: 1) одноразовая оплата или паушальный платеж; 2) периодич. платежи или роялти; 3) сочетание паушального платежа с роялти (наиб. часто). С экономич. точки зрения роялти - фиксированная по своей величине выплата. Спецификой роялти явл. указание их величины не в абсолютных суммах (рублях, долларах, евро), а в процентах от стоимости произведенной за отчет. период продукции или от прибыли. Т.о., величина роялти непостоянна. Это существенно отличает лицензион. платежи от платежей за экспортируемые прир. ресурсы, величина кот. зафиксирована в договоре. Величина роялти может определяться в расчете на единицу выпускаемой продукции, устанавливаться в % от объема производства, суммарной стоимости продаж продукции по лицензии или от валовой прибыли. Лучше всего контролируемым, вызывающим наимень. разногласия и наиб. распространенным явл. исчисление роялти в % от величины суммарных продаж произведен. продукции. К тому же объем продаж и стоимость продукции – открыто публикуемые фирменные данные. Выплата роялти должна производиться в определенные в лицензион. договоре сроки – по истечении отчетного периода: календарного года, полугодия, квартала, ежемесячно, после продажи определен. кол-ва продукции. При задержке выплаты предусматриваются пени. Выплата роялти начинается с момента промышленного освоения лицензии – через 6 – 18 мес. после подписания лицензион. договора, но не ранее даты его государствен. регистрации, если это предусмотрено законодательством.

 

53. Цели и инструменты государственного и междунар. регулирования внешней торговли. Внешнеторговые правовые режимы. Либерализм и протекционизм во внешнеэкономич. деят-ти. Инструменты торгов. политики. В рамках торговой политики переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые, др. вопросы. Междунар. экономика изучает экономич. предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организацион. вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки – междунар. торговое право, междунар. маркетинг и пр. Инструменты государствен. регулирования междунар. торговли - тарифные - те, что основаны на использовании таможен. тарифа, нетарифные - все проч. методы, меры стимулирования экспорта. Нетарифные методы регулирования - количественные и методы скрытого протекционизма. Отдель. инструменты торговой политики чаще применяются при необх-ти ограничить импорт, либо форсировать экспорт. Цель государства в области междунар. торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав товары конкурентными на междунар. рынке, ограничить импорт, сделав иностран. товары менее конкурентоспособными на внутрен. рынке. Поэтому часть методов государствен. регулирования направлена на защиту внутрен. рынка от иностран. конкуренции и относится к импорту. Др. часть методов имеет задачей форсирование экспорта. С одной стороны, это регулирование импорта для защиты внутрен. рынка и отечествен. производителей от иностран. товаров. С др. - поощрение экспорта, повышение конкурентоспособности отечествен. товаров на внеш. рынке для экспортной экспансии, завоевания новых рынков. Соотношение этих направлений может изменяться от экономич. и политич. ситуации и конкретных отношений между странами или группами стран.

Специфика междунар. экономич. отношений приводит к формированию особого правового режима для договоров в этой области. 2 признака внешнеторг. сделки. 1) одна из её сторон нах-ся в другом государстве и явл. иностранцем. 2) предмет сделки – внешнеторг. операция (поставка товара, наём имущества, перевозка груза, оказание услуг внешнеторг. хар-ра и т. п.). Тенденция междунар. унификации правового регулирования внешнеэкономич. операций ведёт к закреплению в междунар. нормах особенностей договоров в сфере внешнеэкономич. связей и влечёт обособление правового режима этих договоров. Но можно констатировать растущее кол-во принимаемых в различ. странах специальных норм, затрагивающих междунар. экономич. отношения. В указанной сфере тесно переплетаются интересы различ. государств, субъекты права кот. вступают в договорные отношения, к таким сделкам не может применяться только националь. право данной страны по всем вопросам заключения и исполнения контрактов между физич. и юридич. лицами этой страны и иностран. партнёрами. Даже если бы государство и стало претендовать на регулирование дан. отношений собственным правом, реализовать такие претензии невозможно из-за ограниченности юрисдикционных полномочий каждого государства определёнными рамками. Отсюда в националь. законодательстве допускается возможность выбора сторонами применимого права и рассмотрения споров в иностран. судах и арбитражах, включаются коллизионные нормы правового режима договоров в области внешнеэкономич. деят-ти. К этим особенностям относят применение междунар. унифицированных норм, кот. регулируют отношения в сфере междунар. общения. Осознавая возможность воздействия участия страны в миров. торговле на националь. экономику, государствен. органы разрабатывают внешнеэкономич. политику адекватно сложившейся ситуации внутри страны и на миров. рынках. 2 подхода к регулированию внешнеэкономич. связей и торговли:протекционизм и либерализм. Политика протекционизма - осуществление системы мер по защите секторов экономики или ее в целом от внеш. конкурентов. Классич. вид - торговый протекционизм - предполагает введение импортных пошлин или таможен. тарифов для защиты отечествен. промыш-ти, сельс. хоз-ва от наплыва дешевых товаров из-за рубежа. Введение пошлин на импортируемые товары позволяет поднять цены на них до уровня цен на отечеств. продукцию. Таможен. пошлины - процентные надбавки к цене ввозимых товаров. По размерам таможен. пошлины - максимальные, минимальные, льготные (преференциальные). Максималь. пошлины устанавливаются на товары, ввозимые из стран, с кот. отсутствуют регулярные торгово-экономич. отношения. Минималь. пошлины взимаются с товаров стран, с кот. экономич. отношения носят традиционный хар-тер. Преференциаль. пошлины - для поддержания импорта данных видов продукции из тех или иных стран.Часто страны прибегают к нетарифным ограничениям - лицензирование, соблюдение националь. и межгосударствен. стандартов качества, безопасность поставок, введение сложных бюрократических таможен. процедур. В последние десятилетия в практике внешних экономич. отношений получили распространение добровольные экспортные ограничения. Протекционистская внешнеэкономич. политика несет положительные и негативные моменты для националь. экономики и об-ва. Положит. стороны протекционизма: защита отечествен. товаропроизводителей от зарубеж. конкурентов; поддержка развития зарождающихся производств и отраслей; создание дополнит. рабочих мест в стране; обеспечение экономич. и националь. безопасности государства; недопущение переориентации потребительского спроса с отечествен. продукции на импортную; формирование государственных доходов; поддержание на требуемом уровне торгового баланса страны. Негативные: замедление научно-технич. прогресса; нейтрализация фактора внеш. конкуренции; обособление структурных сдвигов в националь. экономике; повышение цен на импортные и аналогичные товары отечествен. производства; перераспределение доходов потребителей в пользу государства. Либерализм (политика свободной торговли, или фритредерство) - политика на устранение барьеров на пути междунар. обмена. В основе либерализации внеш. торговли - принципы сравнительных издержек и преимуществ, свободной конкуренции. Предполагается, что в рез-те открытости националь. экономик все страны - участницы миров. торговли выигрывают.Но призыв к фритредерству исходит от тех стран, кот. добились успехов в своем развитии, конкурентоспособности секторов националь. экономики. Оно же ведет к неизбежному использованию протекционистской политики теми странами, у кот. недостаточный уровень промышлен. развития и конкурентоспособности отечествен. продукции на внеш. рынках.Страны, проповедующие политику свободной торговли, под различными предлогами выступают с угрозами о принятии протекционистских мер или вводят их, как только та или иная отрасль их экономики начинает испытывать давление со стороны производителей др. стран.То, что является неприемлемым и вредным для одной страны, может оказаться благоприятным и необходимым для др. В междунар. обмене нет чисто экономических критериев, т.к. на него накладывают отпечаток внешняя политика страны, ее место в междунар. сообществе, состояние хозяйственных и социальных проблем внутри страны, ее геополитич. положение.

 

54. Система тарифных и нетарифных методов регулирования. Внешнеэкономич. политика – деят-ть, кот. регулирует экономич. отношения страны с др. государствами. Инструменты государства для регулирования внешнеэкономич. деят-ти: 1) тарифные ограничения (таможенные тарифы); 2) нетарифные ограничения; 3) формы стимулирования экспорта. Таможен. тариф - перечень товаров, облагаемых таможен. пошлинами, употребляемыми дан. страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономич. деят-ти. Таможен. пошлина на импорт – государствен. денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможен. ведомства. При включении тарифа отечествен. цена импортного товара поднимается выше мировой цены. 2 вида таможен. пошлин: 1) специфические (фиксирован. сумма с единицы измерения); 2) адвалорные (% от таможенной стоим-ти товара). Выделяют протекционистский или фискальный хар-тер тарифов. Протекционистский применяется, когда государство, поднимая таможен. пошлину, повышает националь. цены на импортируемый товар, уменьшает его конкурентоспособность и охраняет внутрен. рынок. Цель фискальных пошлин - обеспечение государствен. бюджета налоговыми поступлениями. Это пошлины на товар, кот. не производят в дан. стране. Таможен. тарифы 3 вида пошлин: 1) максимальные (со странами, с кот. нет торгов. соглашений); 2) минимальные (торг. договоры о введении режима наибольш. благоприятствования); 3) преференциальные (льготные) – при импорте товаров из развивающихся стран. Тариф на экспорт может быть рациональным, если цена на продукт нах-ся под контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, а также путем выплаты соответствующ. субсидий производителям. Ограничение экспорта рассматривается государством как нужная мера для поддержания достаточного предложения на внутрен. рынке и предупреждения избыточного экспорта продукта. Государство может быть заинтересовано в определении экспортного тарифа и с точки зрения роста бюджета. Этот тариф исп-ся в развивающихся странах и с переходной экономикой. Развитые страны экспортные тарифы не используют, а в США налогообложение экспорта запрещено конституцией. Таможенный союз. Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешнеторг. деят-ти явл. координация таможен. политики между странами с пом. создания зон свободной торговли или таможен. союзов. При создании зоны свободной торговли участвующие в ней страны устраняют таможен. пошлины в торговле между собой. Но каждая страна сохраняет свой уровень таможен. защиты по отношению к третьим странам. Таможен. союз предлагает беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, и установление единого внешнего таможен. тарифа. В мире около 30 интеграционных объединений, большинство использует координацию тарифной политики. Развитое интеграцион. объединение – Европейский союз (ЕС), первый этап - создание странами таможен. союза. Нетарифные методы регулирования. Они представляют такую же угрозу либерализации торговли. К нетарифным инструментам - экономические, политические, административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономич. деят-ти. Квотирование, квота, контенгент – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определен. период. Квотируется в импорт товаров. Способствует снижению конкуренции на внутрен. рынке. Государствен. монополия (осуществление определен. видов внешнеэкономич. деят-ти, националь. налоговые системы, националь. стандарты и т. п.). Государственное воздействие влияет и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестицион. климат с гарантией от национализации иностран. собственности, с другой – защитить собственные интересы, напр. через установление максималь. доли иностран. капитала в совместных предприятиях, установление перечней отраслей, доступных для иностран. инвесторов, участие националь. кадров в управлении, доступность информации и т. д. Квотирование путем лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограничен. объема продукции и одновременно накладывает запрет на нелицензированную торговлю. Лицензирование имеет и самостоятельную значимость, когда, напр., государство дает право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (генеральная лицензия). Имеется практика автоматич. лицензирования. когда для ввоза или вывоза товаров необходимо получить лицензию, что позволяет государству выполнить наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости ввести ограничитель. меры. В наст. время положения ГАТТ и ВТО позволяют вводить полные ограничения импорта в рез-те резкого неравновесного баланса. Доброволь. экспортные ограничения. Количествен. ограничение импорта – когда страна-импортер вводит квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в дан. страну. Такие экспортные ограничения считаются не добровольными, а вынужденными: они включаются либо в результате политич. давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить жесткие протекционистские меры. В наст. время в рамках ГАТТ и ВТО поставлена задача отмены добровольных экспортных ограничений. Экспортные субсидии. Государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт для защиты националь. производителей. Экспортные субсидии – льготы финансового хар-ра, кот. предоставляются государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В рез-те субсидий экспортеры приобретают возможность продавать товар на внеш. рынке по цене более низкой, чем на внутреннем. Экспортные субсидии - прямые и косвенные. Прямые – выплата дотации производителю при его выходе на внеш. рынок. Косвенные –льготное налогообложение, кредитование, страхование и т. п. С правилами ГАТТ и ВТО применение экспортных субсидий запрещается. Если они применяются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры взыскания компенсационных импортных пошлин. Демпинг – форма конкурентной борьбы на миров. рынке. Экспортер продает свой товар на зарубеж. рынке по цене ниже нормальной. Демпинг явл., 1) следствием государствен. внеш. политики (экспортер получает субсидию); 2) может стать результатом монополистич. практики дискриминации в ценах (фирма-экспортер, занимающая монопольное положение на внутрен. рынке максимизирует доход, повышая цены, тогда как на зарубеж. рынке при достаточном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж). Дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т. е. затруднено выравнивание цен внутрен. и внеш. рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли. Междунар. картели – монополистич. объединения экспортеров, кот. путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами для установления выгодных цен. Картели создавались на рынках сырьевых и сельхоз. товаров, хар-щихся низким спросом по цене с ограниченным числом продавцов. Экономич. санкции. Пример - торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из страны товаров. Введение эмбарго устанавливается по политич. мотивам. Экономич. санкции могут нести коллективный хар-тер, напр. по решению ООН. Широкое распространение - технич. барьеры - административное регулирование, в рез-те кот. происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечествен. при помощи специфич. стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: