Особенности учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта




В процессе школьного обучения умственно отсталые под руководством взрослых и при соответствующей коррекции включаются в игровую деятельность. Их обучают коллективным играм, знакомят с различными сюжетными, спортивными, подвижными и другими играми. Активное включение умственно отсталых в игровую деятельность способствует формированию у них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности.

Учение - это процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками, умственными действиями под руководством учителя. Одна из важнейших целей учения - подготовить школьника к самостоятельной трудовой деятельности после окончания вспомогательной школы.

Учение носит воспитывающий и развивающий характер. Во вспомогательной школе осуществляется комплекс мероприятий, имеющих целью создание адекватных структуре дефекта условий обучения и воспитания для каждого ребенка.

В процессе учения большое место отводится трудовой деятельности. Во вспомогательной школе представлены различные виды труда, направленные на формирование специальных умений и навыков, необходимых умственно отсталому для будущей жизни. В частности, это пропедевтический, бытовой, общественно-полезный труд и работа в производственных мастерских. Участие в различных видах трудовой деятельности обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности умственно отсталого школьника, подготавливает его к профессиональному труду.

При изучении дальнейших тем курса олигофренопсихологии необходимо возвращаться к рассматриваемой в этой главе теме с целью более углубленного понимания недостатков умственно отсталых школьников. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, особенно для детей с умственной отсталостью. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника – для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития [47].

Непосредственно формированием коммуникативных умений занимались С. В.Проняева, Е. Г. Савина, Л. Р. Мунирова, Н. С. Глуханюк. В работах исследователей встречаются определения данной личностной структуры. Определением, наиболее соответствующим нашему исследованию является следующее: коммуникативные умения – это сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [55].

В литературе выделяют следующие коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста:

─ умение принимать информацию;

─ умение передавать информацию;

─ умение планировать сообщение;

─ умение взаимодействовать с партнером в процессе совместной деятельности;

─ готовность к взаимодействию.

Анализ вышесказанного, позволил выделить нам коммуникативные умения, необходимые для более успешной социализации умственно отсталых детей:

─ умение принимать информацию: внимание к сообщениям учителя и товарищей и стабильность процесса принятия информации;

─ умение передавать информацию: умение выразить мысль, намерение, просьбу и полнота сообщения;

─ умение взаимодействовать с партнером в процессе совместной деятельности: совместное планирование предстоящей деятельности, ориентация на партнера и отсутствие конфликтных ситуаций. У детей с умственной отсталостью коммуникативные умения не сформированы коммуникативные умения или находятся на низком уровне развития. Необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.

Наиболее приемлемым средством формирования младших школьников является внеучебная деятельность, так как она может включать разные виды деятельности в более свободной форме, чем, например процесс обучения, а также является наиболее интересной и легче воспринимается школьниками. Эффективным средством формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности является использование на коррекционно – развивающих занятий. Являясь одним из основных видом деятельности младших школьников, игра позволяет ребенку получать необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использовании в практике общения

 

Ответы на вопросы 27,28 см 18,19,20.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: