Типовая структура и объем работы.




Общие требования к научным работам студентов.

 

Общие положения.

На cтуденческую научную работу если она претендует называться «научной», распространяются все общие требования, в том числе требования научной этики, новизны, обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости результатов и т.д. Отсюда же вытекают и требования к оформлению научных работ — изложение материала определяется логикой изучаемого предмета. Главная цель представляемой работы — убедить слушателя в актуальности проводимого исследования и справедливости данной постановки вопроса (проблемы исследования), правильности выбранного подхода к решению проблемы (по сравнению с другими попытками ее решения), адекватности применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез, достоверности и «чистоты» полученных первичных данных, логической и математической истинности и корректности интерпретации полученных результатов, закономерностей и выводов, показать перспективы и следствия проделанной работы с точки зрения возможного пересмотра или проверки ранее известных данных и теорий на основе вновь полученных результатов.

В соответствии с главной целью, научная работа студента (как и любая научная работа) оформляется для представления специфическому слушателю — ученому, специалисту в определенной области знания, который должен ее понять и извлечь интересующую именно его информацию, а также оценить ее с точки зрения научной новизны, обоснованности полученных результатов, перспективности использования и т.п. Поэтому при оформлении работы необходимо это учитывать, максимально облегчая процесс понимания на всех уровнях:

1) Использовать хороший литературный русский язык.

2) Текст должен быть легко читаемым, напечатан через 1,5 интервал шрифтом порядка 12 пунктов для основного текста. Общий объем работы, как правило, не должен превышать 10 стр. (без учета приложения).

3) Следует использовать лаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения (журналистский пафос может быть иногда уместен только во введении и заключении). Необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать определения используемых понятий, пояснять, почему выбран тот или иной вариант употребления понятия), не использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранного языка, если существуют полностью эквивалентные понятия в русском языке.

4) Специально структурировать работу и представлять результаты в удобной форме (рекомендуется основные схемы, графики и таблицы, представляющие материал в конденсированном виде и необходимые для лучшего понимания текста, размещать по ходу изложения.

5) Строгий и единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники: через указания в скобках номера источника в списке литературы. ФИО редко цитируемых зарубежных авторов желательно приводить дважды — как в русской транскрипции, так и на языке оригинала.

6) Возможны два способа цитирования — а) прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае через точку с запятой требуется точно указать страницу, на которой начинается данная цитата), б) косвенное цитирование, когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту.

7) В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствия ссылок на источники, по возможности разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т.п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них; способ и форма изложения материала должна облегчить понимание читателем того, какие из результатов (идей, гипотез и пр.), упоминаемых в работе является авторскими, а какие — продуктом чужого творчества (с точной ссылкой на источник в соответствии с принятыми требованиями цитирования) или уже являются общепринятыми.

8) Необходимо корректно употреблять понятие «экспериментальное исследование» — не всякое эмпирическое исследование является экспериментальным. В связи с этим необходимо помнить, что эмпирическое исследование, в отличие от экспериментального, не должно содержать в своих выводах утверждения о причинно-следственных зависимостях между переменными. Выводы должны содержать утверждения лишь о взаимосвязи переменных и степени ее значимости. Следует также обращать внимание (особенно в экспериментальном исследовании) на формы контроля за переменными, способными оказать прямое или косвенное влияние на результаты.

Наиболее адекватной формой представления результатов научной работы можно считать трехчастную форму. Три одинаково важных основных раздела — 1) введение в проблему исследования (литературный обзор) с постановкой целей и задач, разработкой программы исследования, 2) описание и анализ собственных результатов и 3) обсуждение результатов в соответствии с исходными целями и задачами.

Исходя из вышеизложенного, можно рекомендовать следующую типовую структуру научной студенческой работы по психологии и смежных областей знания.

Типовая структура и объем работы.

1.Титульный лист. На титульном листе сверху указывается организация, где выполнена работа, в середине листа фамилия, имя и отчество автора, далее название работы, затем указывается научный руководитель (должность, звание, Ф.И.О.), внизу страницы — место и год проведения работы.

2. Вводная часть, где должно быть кратко сформулированы:
фундаментальная проблема, которой посвящена работа, частные проблемы, предмет и задачи исследования, основные подходы и идеи, предлагаемые автором для решения поставленной задачи. Знакомясь с введением, слушатель должен заинтересоватся содержанием представляемой работы.

3.Состояние проблемы исследования или литературный обзор (общий объем не более 1/3 всего объема работы,. В задачу данного раздела входит ознакомление слушателя с наличным положением дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. Кроме краткой истории вопроса, здесь необходимо осветить наиболее известные точки зрения и подходы к постановке и решению интересующей автора проблемы, а также современное (за последние 5 лет) состояние исследований в этой области. Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал (обозначать соответствующие подразделы, а также называть весь этот раздел) исходя из логики раскрытия проблемы исследования. В данном разделе автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики развития проблемы и подвести слушателя к пониманию актуальности, значимости и необходимости именно такой постановки проблемы исследования, как это будет делать далее автор. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержащим краткие выводы.

4. Постановка проблемы исследования и описание программы, где необходимо четко сформулировать проблему исследования и вытекающие из нее научные задачи (Здесь же кратко описываются основные идеи и подходы к решению данной проблемы, формулируются предмет, объект, задачи, выборка (не путать с объектом), обосновывается план и методические особенности основного эксперимента, его процедура, возможные результаты (гипотезы), формулируется основной тезис, подлежащий проверке и выносимый на защиту. Эта часть работы должна логически следовать из материалов, представленных в предыдущей части (являться как бы его заключением) и объяснять структуру дальнейшего изложения материала.

5. Методика проведения исследования. В этом разделе должны быть кратко, но исчерпывающе описаны:
- Испытуемые (респонденты) — по возможности более полная характеристика испытуемых (пол, возраст, образование, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования параметры), с указанием их количества, принципов отбора и прочее.

- Оборудование — перечень и существенные технические показатели использованных приборов и экспериментальных установок, если таковые имеются.

- Материалы, с которыми работают испытуемые — их существенные технические и/или психологические характеристики.
- Используемые тесты или методики — ссылки на используемые методики и их краткое описание, достаточное для понимания читателем сути используемых методик, основного материала и результатов обработки.

- Методы обработки и анализа данных — кратко описываются используемые методики математической обработки и анализа данных (по возможности приводятся точные формулы) со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы.

7. Результаты исследования (общий объем не более 1/3 всего объема работы). В данном разделе подробно описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности. Изложение материала структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Приводимые данные (целесообразно обобщать их в виде схем, графиков и таблиц) должны доказывать или опровергать выдвинутые ранее гипотезы. На схемах и графиках (или в подписях к ним) необходимо подробно разъяснять все условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т.п. В целом данный раздел должен предоставить слушателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно главного тезиса.

8. Обсуждение результатов (общий объем не более 1/3 всего объема работы,). Содержит критический анализ полученных результатов в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее известными фактами. Структурироваться данная часть должна также на основе логики исследуемого предмета, обсуждать нужно все главные результаты и выявленные закономерности, в особенности те, которые выносятся в заключение в качестве выводов. В целом данный раздел должен предоставить слушателю информацию о степени надежности сделанных в итоге выводов, согласованности полученных результатов с известными теориями и фактами, их научной новизне и перспективах применения (использования). Необходимо помнить, что главной целью любой научной работы является поиск истины и новых знаний, а не доказательство «любой ценой» выдвинутых гипотез. Отрицательный результат — тоже результат. Именно он чаще всего свидетельствует о непредвзятости и профессиональной научной компетентности автора.

9. Выводы.В качестве выводов кратко (желательно в одном предложении) характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным задачам и целям работы, главному тезису. В необходимых случаях данная часть может дополняться разделом «Заключение»,в котором кратко подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшей работы.

10. Список литературы (объем зависит от количества цитированных источников). Целесообразно использовать тот же размер шрифта и межстрочных интервалов, как и в основном тексте; каждый источник описывается на отдельном абзаце. Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы можно было найти сам источник и в нем нужную информацию. С этой целью для каждого источника необходимо указать: фамилии и инициалы всех авторов, название работы, / название журнала, его выходные данные (том, номер и др.), // название сборника, фамилии его редакторов или составителей и его дополнительные выходные данные, для всех источников место, издательство (для не периодических изданий) и год издания, страницы (если ссылаются на статью, главу в сборнике или на тезисы доклада, то указываются страницы начала и конца статьи, если же ссылаются на всю книгу или монографию целиком, то указывается общий объем страниц). Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (источники на русском языке вначале, а затем все источники на иностранных языках); порядок следования работ в списке литературы — по алфавиту на основании фамилии первого (или единственного) автора, если несколько источников одного автора, — то по фамилии следующего соавтора (если есть) или по дате издания.

11. Приложение (необязательный раздел, объем которого не входит в расчет общего объема работы). Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. В начале приложения необходимо давать общий список всех приложений (рисунков, таблиц, протоколов и других материалов). Каждое приложение должно сопровождаться не только номером и названием, но и необходимыми комментариями (подписями), расшифровывающими абривиатуры. Читатель должен иметь всю необходимую информацию, чтобы разобраться в материалах приложения без обращения к основному тексту работы.

 

 

Руководитель СНО «Психолог» И.В. Кондратенко

 

 

Зав.кафедрой психологии В.Н. Патитина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: