Миграционная политика в России и за рубежом




 

Россия, согласно докладу ООН, в 2013 г. заняла 2-е место в мире после США по числу мигрантов. В стране проживает 11 млн мигрантов, что составляет 8 % всего населении и около 16 % трудоспособного населения. Мнения экспертов по поводу такого числа приезжих существенно расходятся. Одни считают, что рост миграционных потоков -это объективная, общемировая тенденция и только миграция способна разрешить экономические и демографические проблемы современной России. Другие авторы уверены, что риски, связанные с миграционными процессами, не адекватны тем ожиданиям, которые вызваны притоком мигрантов.

Эти подходы отражают сложность и противоречивость миграционных процессов и вместе с тем мотивируют поиск эффективных способов решения насущных задач для страны:

- привлечение дешевой рабочей силы и решение демографических проблем;

- реагирование на социальный запрос, связанный с растущими антимигрантскими настроениями в обществе, и преодоление деструктивных практик взаимодействия с трудовыми мигрантами в этом принимающем обществе.

Сегодня миграционная политика является одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства. Осуществляется она в рамках «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», где в первую очередь предусмотрена разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, оптимизация процессов адаптации и интеграции мигрантов, привлечение соотечественников из других регионов.

Достаточно либеральное в недавнем прошлом миграционное законодательство сделало Россию привлекательной принимающей страной, особенно для населенияn стран СНГ. Однако анализ миграционной ситуации за последние годы говорит о том, что проблема нелегальной миграции не решена. Глава ФМС РФ К. Ромодановский называет приблизительное число нелегалов -от 3 до 5 млн человек. «Работающие незаконно мигранты находятся в полной власти работодателя, а нередко и криминального бизнеса. Права работника - на здоровье, жизнь - не защищены. Фактически это трудовое рабство. Такие мигранты не общаются с населением, не обращаются в органы государственной власти. В итоге образуются национальные анклавы, формируются криминальные, экстремистские настроения, осложняется обстановка в обществе» [1].

До выезда на работу в Россию 40-50 % трудовых мигрантов относили себя к группе крайне бедных. Если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большей степени уже использован, то «освоение» потенциала узбекской миграции только начинается. 76 % въехавших в Россию в 2012 г. трудовых мигрантов - граждане СНГ, из них 63 % из Узбекистана [5].

60 % оседают в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской областях, Краснодарском крае. Такая география расселения объясняет антимигрантские настроения, прежде всего москвичей. По данным ВЦИОМ (опрос проведен в феврале 2013 г. [6]), жители столицы ставят необходимость скорейшего решения проблемы миграции на первое место, считая ее даже важнее транспортной.

Если говорить о мнении россиян в целом по этому поводу, то количество респондентов, считающих приезд мигрантов благом для экономики, за последние 6 лет уменьшилось втрое, с 17 % в 2007 г. до 6 % в 2013 г. Во столько же раз, с 15 % до 6 %, сократилось число респондентов, которые связывают с приездом иностранцев развитие культуры. 36 % россиян обвиняют мигрантов в создании конкуренции на рынке труда [7].

В 2012 году в нашей стране утверждена Концепция, благодаря чему миграционная политика государства стала более эффективной и отвечающей реалиям времени. Рассчитанная до 2025 года, она состоит из нескольких этапов, а именно: разработки новой нормативной базы и корректировки уже имеющейся, реализации принятых законов на практике, отслеживании того, насколько эффективна проводимая в этом вопросе политика.

Концепция разрабатывалась с учётом опыта, наработанного ранее существовавшей Федеральной миграционной службой, функции которой теперь перешли к органам Министерства внутренних дел. Учитывая, что миграционное право, реагируя на вызовы времени, постоянно меняется, Концепция в ходе её реализации также может претерпевать необходимые изменения.

Предусмотрено, что путём реализации Концепции до 2025 года следует достичь следующих целей:

· решить проблему заселения отдельных регионов РФ;

· обеспечить квалифицированными кадрами наиболее важные государственные предприятия;

· обеспечить условия для создания нормальных отношений между коренным населением и мигрантами;

· сбалансировать рынок труда РФ.

Ныне действующее в РФ миграционное право ещё не в полной мере соответствует стоящим перед страной в этой области задачам, и Концепция направлена на то, чтобы до 2025 года выявленные недостатки и узкие места в этом вопросе устранить.

Ныне действующая государственная миграционная политика в нашей стране направлена на то, чтобы обеспечить въезд и выезд в РФ наших граждан и иностранцев на законных основаниях, исключив при этом любое нарушение миграционного законодательства.

Наиболее эффективно в настоящее время реализуется программа по переселению в Россию наших соотечественников, в силу различных обстоятельств оказавшихся за кордоном. На начальном этапе данная программа, принятая в 2006 году, была рассчитана до 2012 года, однако после того как она доказала свою эффективность, высшими органами государственной власти было принято решение сделать её бессрочной.

Указанная программа предусматривает, что любой из наших соотечественников, проживающий за границей, может подать необходимый минимум документов и получить разрешение на въезд в нашу страну. При этом понятие соотечественник трактуется достаточно широко: сюда входят как те граждане, которые в своё время проживали на территории СССР, так и те, кто имеет в роду предков с российскими корнями.

Для того, чтобы стать участником программы, достаточно обратиться в соответствующий орган МВД или же при нахождении за кордоном в диппредставительство нашей страны, подать туда необходимые документы и получить соответствующее свидетельство, после чего можно въезжать в нашу страну. Статус участника программы предусматривает ряд существенных льгот, которые помогут возвратившимся на историческую родину соотечественникам быстрее обустроиться на новом месте.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: