Термин «эдикт» (лат. edictum, от dico — говорю) обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. Затем эдикт получил специальное значение письменного программного объявления, которое делали республиканские магистраты при вступлении в должность.
Наиболее важное значение имели эдикты:
• преторов (как городского, так и перегринского (чужеземцев) собрания) и правителей провинций;
• курульных (муниципального сената) эдилов (ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам).
В своих эдиктах, обязательных для издавших их магистратов, эти последние объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности. Формально эдикт был обязателен только для магистрата, которым он был издан, и только на тот период, пока тот находился у власти. Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачными, повторялись в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение.
Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы, но претор помогал развитию цивильного права. Претор мог в случае пробела в цивильномправе заполнять этот пробел с помощью своего эдикта, включить в эдикт пункты, направленные на изменение или исправление норм цивильного права. Не имея законодательной власти, преторы, осуществляя руководство судебной деятельностью, создавали новые нормы и институты права, которые вытесняли старые нормы и институты. Такая деятельность преторов (и других магистратов) привела к созданию новой системы правовых норм, получившей название ius praetorium, или ius honorarium (претор-ское, или магистратское право).
Нормы преторского права, переходившие из эдикта в эдикт, получали значение обычного права и воспринимались цивильным правом. Во II в. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержащихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной. Право делать дополнения к этой окончательной редакции эдикта было предоставлено императору. С этого времени преторская правотворческая деятельность прекратилась и противоположность преторского и цивильного права утратила свое значение, хотя формально различие двух систем права просуществовало до Юстиниана (VI в.).
6. Значение римской юриспруденции (iuris prudentia) для формирования и развития римского частного права. Деятельность республиканских юристов (respondere, cavere, agere)
Цицерон выделял следующие основные формы деятельности римских юристов:
• respondere — консультирование по юридическим вопросам обратившихся граждан;
• cavere — консультирование и составление различных деловых документов, поддержание интересов отдельного гражданина при совершении им сделок;
• agere — руководство процессуальными действиями граждан (не предполагавшее представительство в качестве адвоката).
Не имея законодательной власти римские юристы влияли на развитие права своим авторитетом, высоким уровнем юридических консультаций и заключений. В эпоху принципата правотворческий характер деятельности юристов получил и формальное признание. В этот период римская юриспруденция достигла своего расцвета (эпоха классического права). Принцепсы были заинтересованы в сохранении авторитета юристов, поскольку последние поддерживали их политические интересы. Именно поэтому наиболее выдающимся юристам было предоставлено право давать официальные консультации, которые на практике приобретали обязательное значение.
Наиболее видными юристами начала классической эпохи являются Лабеон и Капитон, ставшие родоначальниками двух школ юристов: прокульянской (названной по имени Прокула, ученика Лабеона) и сабиньянской (названной по имени Сабина, ученика Капитона). К более позднему периоду классического права относится деятельность таких видных юристов как: Цельз-отец и Цельз-сын, Юлиан, Помпоний, Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан.
Концом классического периода называется начало V в. н. э. Именно к этому периоду относится принятие Закона о цитировании. В соответствии с названным законом при разрешении споров применялись ссылки на выдающихся юристов, мнения которых признавались обязательными. К числу таких юристов были отнесены: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин, а также те юристы, на которых ссылались эти пять юристов. В случае расхождения мнений названных юристов предписывалось руководствоваться мнением большинства из них, а при равенстве голосов — мнением Папиниана).