Тема: Структура рынка. Экономическое равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции
1 Понятие структуры рынка. Концентрация капитала и производства.
2 Типы рыночных структур.
3 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции.
Рекомендуемая литература:
Учебная:
1 Гальперин В.М. Игнатьев С..М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х. т. / Общ. ред. В.М. Гальперина. СПб: Экономическая школа, 1994.- т. 1. -
2 Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель,- СПб, 1992. – гл. 7.
3 Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – СПб.: Изд-во АО «Санкт-Петербург, оркестр», 1994. – гл.7.
4 Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник.- М.: ДЕЛО, 2001. – гл. 10.
5 Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. – М.: ИНФРА – М, 2002. – гл. 25.
6 Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2002 – тема 6.
7 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001, Гл. 5,6.
8 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – гл.8-9.
9 Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002. – гл. 7,8.
10 Томпсон, Формби Экономика фирмы.
11 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993, гл 9 - 10
12 Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Издательство Российской экономической академии, 2000, гл. 14.
Дополнительная:
1 Андреева Е.Л. Организационные предпосылки конкурентоспособности предприятий.// Проблемы прогнозирования. - 2003. - № 4.
2 Копеин В.В., Филимонова Е.А. Конкуренция под строгим контролем.//ЭКО. – 2003. - № 5.
Основные категории: структура рынка, концентрация (интеграция, диверсификация, конгломерация) производства, концентрация и централизация капитала, совершенная и несовершенная конкуренция, однородный (стандартизированный) продукт, «чистая конкуренция», монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, фирма – «ценополучатель», аллокация ресурсов, отрасль с постоянными издержками, отрасль с возрастающими издержками, отрасль с убывающими издержками.
Темы рефератов:
1 Совершенная конкуренция и «невидимая рука».
2 Достоинства и недостатки совершенной конкуренции.
3 Малый бизнес в России и совершенная конкуренция.
Задачи и упражнения:
1) Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:
а) стали;
б) услуг парикмахерских;
в) автомобилей;
г) акций и облигаций фирм;
д) бензина?
2) Кривая предложения конкурентной фирмы на краткосрочных интервалах– это:
а) кривая предельных издержек (МС);
б) линия цены товара;
в) снижающаяся часть кривой средних издержек (АТС);
г) возрастающая часть кривой средних издержек (АТС);
д) часть кривой предельных издержек (МС), расположенная выше кривой средних переменных издержек.
3) Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;
б) имеется много покупателей, приобретающих этот товар;
в) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;
г) имеет место свободный вход и выход на этот рынок;
д) все предыдущие ответы верны.
4) Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы:
а) имеет отрицательный наклон;
б) горизонтальная линия при данном уровне цены;
в) вертикальная линия при данном объеме предложения;
г) имеет наклон 1/n, где n – число фирм в отрасли;
д) имеет положительный наклон.
5) Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:
а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;
б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей минимальному значению средних издержек (АТС);
в) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон;
г) кривые средних и предельных издержек имеют U-образную форму;
д) кривая спроса не продукт фирмы – горизонтальная линия.
6) Объем выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции – 1000 ед. товара, цена товара – 80, общие издержки (АС) при выпуске 1000 ед. товара – 30. Общая прибыль фирмы равна:
а) 50;
б) 50 000;
в) 80 000;
г) – 50.
7) Если фирма в условиях совершенной конкуренции уходит из отрасли, это означает, что:
а) фирма получает убыток;
б) нормальная прибыль фирмы равна нулю;
в) общие издержки фирмы равны ее выручке.
8) Если средняя выручка (AR) фирмы от реализации единицы продукции больше предельной выручки (MR) при любом объеме производства, то это означает, что:
а) имеют место условия совершенной конкуренции;
б) средняя выручка (AR) от реализации единицы продукции растет с ростом производства;
в) средняя выручка (AR) от реализации единицы продукции падает с ростом производства;
г) предельная выручка (MR) от реализации единицы продукции не зависит от объема производства.
9) Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:
а) приведет к снижению рыночной цены продукта;
б) не окажет никакого влияния на рынок;
в) приведет к росту рыночной цены продукта;
г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукта.
10) Если на рынке выполняются условия совершенной конкуренции, то в точке краткосрочного равновесия:
а) цена товара (Р) равна предельным издержкам (МС) его производства;
б) цена товара (Р) равна средним издержкам (АС) его производства;
в) цена блага равна его предельной полезности;
г) верно а) и б).
11) Зависимость общих издержек предприятия (ТС) рублей от объема производства (Q) штук в день представлена таблицей
ТС | ||||||
Q |
При какой цене товара предприятие прекратит его производство в долгосрочном периоде:
а) 4,6;
б) 7,5;
в) 5,0;
г) 4,75.
12) Если цена единицы товара (Р) равна 6 руб., то какой объем производства (Q)выберет предприятие при условиях данных в таблице к заданию 11?
а) 20;
б) 30;
в) 40;
г) 50.
13) Фирма выпускает товар в условиях совершенной конкуренции и продает его по цене Р = 14. Функция полных издержек фирмы: ТС = 2q + q3. При каком объеме производства (q) прибыль фирмы будет максимальна?
а) 2;
б) 8;
в) 12;
г) 14.
14) Совершенно конкурентная фирма производит 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержках – 1750 руб. и средних издержках производства 2150 руб. При рыночной цене одного телефона – 2500 руб. фирма получает прибыль равную:
а) 15 млн. руб.;
б) 9 млн. руб.;
в) 7 млн. руб.;
г) 4,3 млн. руб.
15) Спрос на продукцию конкурентной отрасли Qd = 55 – Р, а предложение Qs = 2Р – 5. Если у одной из фирм отрасли восходящий участок кривой предельных издержек МС = 3q + 5, то при каких цене и объеме производства фирма максимизирует прибыль?
а) р = 10, q = 15;
б) р = 20, q = 5;
в) р = 15, q = 20;
г) р = 10, q = 20.
16) Средние издержки конкурентной фирмы описываются формулой АС = 40 + 2q. Как изменится объем выпуска фирмы, если цена на продукцию с 200 рублей за штуку упадет до 100 рублей за штуку?
17)Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли, на ваш взгляд, роль этого типа рынка в экономике нашей страны?