Лабораторное занятие № 1.
ПРОБЛЕМА УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ .
Задачи:
1. Изучить требования, предъявляемые к педагогической профессии,
личности учителя, профессиональному мастерству в разные исторические
эпохи.
2. Дать оценку современным требованиям к деятельности и
профессионализму педагога с точки зрения их соответствия традиционным
историческим и культурным ценностям.
Ход занятия.
1. Работа с первоисточниками по изучаемой проблеме.
2. В микрогруппах обсудить накопленные материалы и подготовить кратко
выступление по одному из вопросов:
а) требования к учителю в период становления педагогики как науки
(Я.А.Коменский) и в настоящее время (педагоги-новаторы);
б) требования к учителю в рамках теории свободного воспитания (Ж.
Ж.Руссо, Л.Н.Толстой);
в) вопросы подготовки и деятельности учителя в трудах А.Дистервега,
К.Д.Ушинского;
г) проблема педагогического мастерства и педагогического призвания
(А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).
3. Составить сводную таблицу по изучаемой проблеме «Требования к
учителю».
Источники.
1. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы //Избранные
педагогические сочинения. - М., 1982, гл. 20-21
2. Коменский Я.А. Велика дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М., 1981, гл. 6,8,9
3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же), гл. 2-3
4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей (там же)
5. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Хрестоматия по
истории школы и педагогики в России. - М., 1986
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (там же)
7. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии //Избранные
педагогические труды. - М.,
8. Толстой Л.Н. О народном образовании //Хрестоматия по истории школы и
педагогики в России. - М., 1986
9. Толстой Л.Н. О воспитании (там же)
10. Макаренко А.С. Педагогическое мастерство //О воспитании. - М., 1986
11.Сухомлинский В.А. Воспитание, воспитатель //О воспитании. - М. 1975 12. 12. Педагогический поиск. - М., 1987
Литература.
1. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. - М., 1979
2.Учитель: Сборник документов и статей. - М., 1991
Лабораторное занятие № 2.
ПРОБЛЕМЫДИДАКТИКИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ
(Я.А.Коменский, ДЛокк, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег,
И.Песталоцци, Гербарт)
Вопросы для обсуждения:
1. Вопросы содержания образования в трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-
Ж. Руссо.
2. Дидактические принципы и общие требования к обучению
Я.А.Коменского.
3. Обоснование Я.А.Коменским классно-урочной системы обучения.
4. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в трудах И.Песталоцци,
А.Дистервега, Ф.Гербарта.
Литература.
1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей /Хрестоматия
по истории зарубежной школы под ред А.И.Пискунова. - М.:Просвещение, 1981
2. Коменский Я.А. Великая дидактика (там же).
З. Локк Д. Мысли о воспитании (там же).
4. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда (там же).
5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же).
6.Гальперин П.Я., Пискунов А.И. Гербарт Российская педагогическая
энциклопедия. - М., 1993. Т.1
7.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики - М., 1998.
Семинарское занятие № 1.
ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА И ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные тенденции развития школы и педагогики за рубежом.
2. Школа и педагогика США.
3. Школа и педагогики Англии.
4. Особенности развития французской школы.
5. Японская школа на современном этапе.
6. Образование и система школ Германии.
Задание: подготовить заочную экскурсию в одну из школ выбранной страны.
Литература.
1. Баерчук Ю.В. Состояние и проблем школьного образования в Японии
//Начальная школа, 1991, № 10
2. Васильева М.А. Структура школьного образования в Западной
Германии //Педагогика, 1991, № 5
3. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? - М., 1993Школа и педагогика за рубежом. - М., 1983
4. Вульфсон В.Л. Педагогическая мысль в современной Франции. – М.
5. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.
6. Джуринский А.Н. Школа Франции. Традиции и реформы. - М., 1981
7. Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции
//Педагогика, 1991, № 4
8. Джуринский А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США //Педагогика, 1990, № 4
9. Джуринский А.Н. Право на образование в современном мире //Педагогика, 1998, №3
10. Кошманова Т.С. Проблемы общения в современной американской
школе //Педагогика, 1991, № 4
11. Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа Англии
12. Лапчинская В.П. Трудовое обучение в школах Англии //Педагогика,
1990, №1
13. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
14. Малькова З.А. тридцать лет спустя: американская школа – 96 // Педагогика, 1996, №4
15. Малькова З.А. Дети в американском обществе // Педагогика, 1994, № 1
16. Менаберидзе В. США и Япония: чья школа лучше? //Педагогика, 1995, №1
17. Миттер В. Обучение национальных меньшинств в школах ФРГ //Педагогика, 1990,№1
18. Непрерывное образование: опыт развитых стран // Педагогика, 1990, №8
19. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе //Педагогика, 1994, №3
20. Образование в современном мире: сборник. – М., 1986
21. Овчинников В. Японский ребенок в школе и дома //Воспитание
школьников, 1989, № 3-4
22. Писарева Л.И. Организация внутришкольного управления в ФРГ
//Педагогика, 1996, № 6
23. Соколов А.И. Япония. Экономика и обпазование. – М., 1982.
24. Соколов Е.М. Педагогика диалога в Скандинавских странах //Педагогика, 1990, №1.
25. Супрунова Л.Л. Общеобразовательная школа в Индии //Педагогика, 1989, №11.
26. Уолтерс Ф. Демократия и реформа системы образования в США
//Педагогика, 1991, № 6
27. Учебная и профессиональная ориентация: зарубежный опыт
//Педагогика, 1992, № 9-10
28. Шиян О.А. Послеуниверситетский тренинг учителей в США: новые ориентиры // Педагогика
Семинарское занятие № 2.