АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (ретроспектива и современность).




 

Задачи:

1. Изучить современные проблемы семейного воспитания;

2. Дать ретроспективный анализ развития вопросов семейной педагогики в

отечественной педагогической традиции.

 

Ход занятия:

 

1. Работа с первоисточниками по изучаемой проблеме (П.Ф.Лесгафт, П.Ф.
Каптерев).

2. Дать обзор статьи в журнале «Семья и школа», касающихся современных
проблем семейного воспитания.

3. Сделать выписки из книги «Родительская педагогика» В.А.Сухомлинского.

4. Проанализировать «Лекции о воспитании детей» А.С.Макаренко.

5. Подготовить заседание круглого стола «Воспитание в семье Никитиных».

 

Источники.

1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., 1999,

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Умом и
сердцем. - М., 1980

3. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания (Там же)

4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Пед. соч: Т. 4

5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1971

6. Никитин Б.П. Мы и наши дети. - М., 1980

7. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1981

 

Литература.

 

1. Азаров Ю. Семейное воспитание. - М., 1993

2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1989

3. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды
//Педагогика, 1996, № 6

4. Колобов М. Академия для «берегинь» //Народное образование. - 1998,№ 3

5. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности //Воспитание школьников 1998, № 4

6. Панова О.И. Лесгафт П.Ф. о семейном воспитании //Педагогика, 2002 № 10

 

 

Лабораторное занятие № 3.

 

РАЗВИТИЕ ОСНОВ НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ К.Д.УШИНСКОГО, Л.Н.ТОЛСТОГО, П.Ф. КАПТЕРЕВА.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Разработка К. Д.Ушинским антропологического принципа в педагогике.

2. Идея народности в воспитании.

3. Связь педагогической теории с практикой. Анализ учебников и детской литературы, созданных К.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым.

4. Дидактические идеи К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.

5. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой об образовательном и воспитательном
значении родного языка.

6. К.Д.Ушинский о роли труда в воспитании.

7. Дидактическое учение П.Ф. Каптерева.

 

Задания:

 

1. Написать рецензию на статью К.Д.Ушинского «Родное слово».

2. Составить тезисы статьи К.Д.Ушинского «Труд в его психическом и

воспитательном значении».

 

Источники.

 

1.Ушинский К. Д. Родное слово //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974

2. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении (там
же)

3. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы (там же)

4. Толстой Л.Н. О народном образовании (там же)

 

Литература.

 

1. О воспитании и образовании. – М., 1991

2. Богуславский Э.П. История педагогики и современность. – М., 1987

3. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1989

4. Религиозно-нравственное учение Толстого: философский аспекты //Педагогика, 1993 № 1

5. Гончаров И.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. – М., 1974

6. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и педагогики современного образования. – М., 1994

 

Семинарское занятие № 3.

 

НОВАТОРСКИЕ ИДЕИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

А.С.МАКАРЕНКО.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Исходные положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко.

2. А.С.Макаренко о целях, содержании и методах воспитания.

3. Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С.Макаренко и ее
современные трактовки.

4. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педнаследии
А.С.Макаренко.

5. Идеи А.С.Макаренко в современной школе. Новые подходы к оценке
педагогического наследия А.С.Макаренко.

Задания:

1. Дать аннотацию на книги А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» и
«Флаги на башнях».

2. В тексте «Педагогической поэмы» подобрать примеры, иллюстрирующие
деятельность органов самоуправления в коллективе.

Источники.

1. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М., 1977

2. Макаренко А.С. педагогические сочинения в 8-ми тт. - М., 1984:
Цель воспитания - т. 7;

Проблемы школьного советского воспитания - т. 5; Методика организации воспитательного процесса - т. 5; Некоторые выводы из моего педагогического опыта - т. 5

Литература.

1. Виноградова М.В. Макаренко и современность – М., 2003

2. Грищенко Л.И. Педагогические идеи Макаренко за рубежом. // Педагогика. – 2004 №7, стр. 76.

3. Красовицкий М.Ю. Педагогика Макаренко. Какой она видится в конце XX столетия? //Педагогика, 1996, № 1

4. Левин Я.Н. Нужно ли учиться у Макаренко созданию общешкольных коллективов? //Педагогика, 2004, № 1

5. А.С.Макаренко: проклятое прошлое или светлое будущее нашей
педагогики //Педагогика, 1993, № 2

6. Морозов В. Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике Макаренко // Воспитание школьников, 2005, №7

7. Наследие А.С. Макаренко // Народное образование, 2003, №2, стр. 168, 175.

8. Стурова М.П. Макаренко и Франкл о ценностных ориентациях личности
//Педагогика, 1993, № 1

9. Фролов А. Наследие А.С.Макаренко //Народное образование, 2003, №2

10. Хиллиг Гетц Лаборатория и сцена воспитателя А.С.Макаренко //Народное образование, 2003, №2

11. Хиллиг Гетц Колония им. Горького – творческая лаборатория А.С.Макаренко //Педагогика, 2003, № 8

Семинарское занятие №4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: