Задачи:
1. Изучить современные проблемы семейного воспитания;
2. Дать ретроспективный анализ развития вопросов семейной педагогики в
отечественной педагогической традиции.
Ход занятия:
1. Работа с первоисточниками по изучаемой проблеме (П.Ф.Лесгафт, П.Ф.
Каптерев).
2. Дать обзор статьи в журнале «Семья и школа», касающихся современных
проблем семейного воспитания.
3. Сделать выписки из книги «Родительская педагогика» В.А.Сухомлинского.
4. Проанализировать «Лекции о воспитании детей» А.С.Макаренко.
5. Подготовить заседание круглого стола «Воспитание в семье Никитиных».
Источники.
1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., 1999,
2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Умом и
сердцем. - М., 1980
3. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания (Там же)
4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Пед. соч: Т. 4
5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1971
6. Никитин Б.П. Мы и наши дети. - М., 1980
7. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1981
Литература.
1. Азаров Ю. Семейное воспитание. - М., 1993
2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1989
3. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды
//Педагогика, 1996, № 6
4. Колобов М. Академия для «берегинь» //Народное образование. - 1998,№ 3
5. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности //Воспитание школьников 1998, № 4
6. Панова О.И. Лесгафт П.Ф. о семейном воспитании //Педагогика, 2002 № 10
Лабораторное занятие № 3.
РАЗВИТИЕ ОСНОВ НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ К.Д.УШИНСКОГО, Л.Н.ТОЛСТОГО, П.Ф. КАПТЕРЕВА.
Вопросы для обсуждения:
1. Разработка К. Д.Ушинским антропологического принципа в педагогике.
2. Идея народности в воспитании.
3. Связь педагогической теории с практикой. Анализ учебников и детской литературы, созданных К.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым.
4. Дидактические идеи К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.
5. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой об образовательном и воспитательном
значении родного языка.
6. К.Д.Ушинский о роли труда в воспитании.
7. Дидактическое учение П.Ф. Каптерева.
Задания:
1. Написать рецензию на статью К.Д.Ушинского «Родное слово».
2. Составить тезисы статьи К.Д.Ушинского «Труд в его психическом и
воспитательном значении».
Источники.
1.Ушинский К. Д. Родное слово //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974
2. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении (там
же)
3. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы (там же)
4. Толстой Л.Н. О народном образовании (там же)
Литература.
1. О воспитании и образовании. – М., 1991
2. Богуславский Э.П. История педагогики и современность. – М., 1987
3. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1989
4. Религиозно-нравственное учение Толстого: философский аспекты //Педагогика, 1993 № 1
5. Гончаров И.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. – М., 1974
6. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и педагогики современного образования. – М., 1994
Семинарское занятие № 3.
НОВАТОРСКИЕ ИДЕИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
А.С.МАКАРЕНКО.
Вопросы для обсуждения:
1. Исходные положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко.
2. А.С.Макаренко о целях, содержании и методах воспитания.
3. Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С.Макаренко и ее
современные трактовки.
4. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педнаследии
А.С.Макаренко.
5. Идеи А.С.Макаренко в современной школе. Новые подходы к оценке
педагогического наследия А.С.Макаренко.
Задания:
1. Дать аннотацию на книги А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» и
«Флаги на башнях».
2. В тексте «Педагогической поэмы» подобрать примеры, иллюстрирующие
деятельность органов самоуправления в коллективе.
Источники.
1. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М., 1977
2. Макаренко А.С. педагогические сочинения в 8-ми тт. - М., 1984:
Цель воспитания - т. 7;
Проблемы школьного советского воспитания - т. 5; Методика организации воспитательного процесса - т. 5; Некоторые выводы из моего педагогического опыта - т. 5
Литература.
1. Виноградова М.В. Макаренко и современность – М., 2003
2. Грищенко Л.И. Педагогические идеи Макаренко за рубежом. // Педагогика. – 2004 №7, стр. 76.
3. Красовицкий М.Ю. Педагогика Макаренко. Какой она видится в конце XX столетия? //Педагогика, 1996, № 1
4. Левин Я.Н. Нужно ли учиться у Макаренко созданию общешкольных коллективов? //Педагогика, 2004, № 1
5. А.С.Макаренко: проклятое прошлое или светлое будущее нашей
педагогики //Педагогика, 1993, № 2
6. Морозов В. Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике Макаренко // Воспитание школьников, 2005, №7
7. Наследие А.С. Макаренко // Народное образование, 2003, №2, стр. 168, 175.
8. Стурова М.П. Макаренко и Франкл о ценностных ориентациях личности
//Педагогика, 1993, № 1
9. Фролов А. Наследие А.С.Макаренко //Народное образование, 2003, №2
10. Хиллиг Гетц Лаборатория и сцена воспитателя А.С.Макаренко //Народное образование, 2003, №2
11. Хиллиг Гетц Колония им. Горького – творческая лаборатория А.С.Макаренко //Педагогика, 2003, № 8
Семинарское занятие №4.