Об особенностях языкового стиля реферата.




СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

· Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)

· После титульного листа на отдельной странице следует оглавление, в котором указаны названия всех разделов реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

· После оглавления следует введение. Во введении приводится историческая диаграмма (Приложение 2), в которой выделены исторические события (с указанием дат, авторов, компаний) и связи между этими событиями. Формулируется цель рассмотрения и анализа указанных событий. Объем введения составляет 2 – 2,5 страницы.

· Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

· Заключение содержит главные выводы из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

· Список литературы. Здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (Приложение 3).

ЭТАПЫРАБОТЫНАД РЕФЕРАТОМ


Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

1) Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

2) Изложение результатов изучения в виде связного текста;

3) Устное сообщение по теме реферата (!!! Является обязательным)


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ


Формулировка темы.


Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, автор реферата, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

 

Поиск источников.

 

Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).


Работа с источниками.


Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.


В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели.


Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.


Создание конспектов для написания реферата.


Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).


СОЗДАНИЕ ТЕКСТА.


План реферата


Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

 

Требования к введению


Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.


Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

 

Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.


Основная часть реферата


Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.


Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.


Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

 


Заключение


Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

 

Список использованной литературы


Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.


3.3. Требования, предъявляемые к оформлению реферата.


Объемы рефератов примерно 40 000 знаков, т.е. 20 - 25 машинописных страниц формата А4. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева, 15 мм. справа, 20 мм сверху и снизу; шрифт Times New Roman, размер 12 или 14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы.

Об особенностях языкового стиля реферата.

Для написания реферата используется научный стиль речи. В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

  • Предметом дальнейшего рассмотрения является…
  • Остановимся прежде на анализе последней...
  • Эта деятельность может быть определена как…
  • С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
  • Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
  • При этом … должно (может) рассматриваться как …
  • Рассматриваемая форма…
  • Ясно, что…
  • Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…
  • Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…
  • Логика рассуждения приводит к следующему…
  • Как хорошо известно…
  • Следует отметить…
  • Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …

 

Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы.

Например:

Не следует писать Следует писать
Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев… Таким образом, в ряде случаев…
Имеющиеся данные показывают, что… По имеющимся данным
Представляет собой Представляет
Для того чтобы Чтобы
Сближаются между собой Сближаются
Из таблицы 1 ясно, что… Согласно таблице 1.

 


При проверке реферата преподавателем оцениваются:

  1. Знание фактического материала
  2. Новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов
  3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
  4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
  5. Использование литературных источников.
  6. Культура письменного изложения материала.
  7. Культура оформления материалов работы.

 


Приложение 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАТЕМАТИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра_________________________________________

 

 

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ИНФОРМАТИКИ
на тему: _______________________________________________________

 

 

Выполнил (а): _________________________________________________

фамилия, имя, отчество

Проверил:

профессор кафедры параллельных алгоритмов Прозорова Э.В.

 

Оценка: ______________________________________________________

зачтено, требует доработки

Краткая рецензия:

 

 


Научный руководитель диссертационной работы:

 

 

Санкт-Петербург – 2006


 

Приложение № 2

 

 

 

Приложение № 3

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Литературные источники должны быть расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в случае, если количество авторов более трех - по названию книги. Сначала должны быть указаны источники на русском языке, затем - на иностранном.


Пример оформления списка использованной литературы

Монографии

Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России / А.З.Астапович, У.Бирминхем, Л.М. Григорьев и др. - М.: Бюро экономического анализа. – 1998. – 450 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: