Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА




СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Учебное пособие

 

Рекомендовано Министерством образования и науки

Республики Бурятия в качестве учебного пособия для аспирантов, студентов вузов и учреждений среднего

профессионального образования

 

 

Улан-Удэ

Издательство ВСГУТУ

Учебное издание

 

 

Социология

 

Учебное пособие

 

Редактор Т.Н. Чудинова

 

Подписано в печать 19.10.2012 г. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 5,11. Тираж 100. Заказ № 327

_____________________________________________________

 

Издательство ВСГУТУ 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в

 

 

УДК 316 (075.8)

ББК 60.5 (я73)

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

 

Рецензенты

В.В. Мантатов − д-р филос. наук, профессор

Д.Л. Хилханов – д-р социол. наук, профессор

 

 

Авторы

коллектив преподавателей кафедры «Социология и политология» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления.

 

Социология: учеб. пособие / авт. колл. преподавателей кафедры «Социология и политология» ВСГУТУ. − Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. – 88 с.

 

 

В учебном пособии освещаются все основные положения, включенные в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации 2004 года по курсу «Социология».

Работа подготовлена на основе обобщения современной научной и учебной литературы по социологической науке.

Предназначено студентам вузов, учащимся колледжей для изучения и освоения материала при подготовке к занятиям и экзаменам; для самостоятельной работы.

 

 

ББК 60.5 (я73)

©Авторы, 2012

© ВСГУТУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (д-р социол.наук, проф. Ц.Ц. Чойропов)…………4

Тема 1. Социология как наука (д-р социол.наук, проф.

Ц.Ц. Чойропов)…………………………………………………….5

Тема 2. Основные этапы развития и исторические типы

социологии (д-р социол.наук, проф. О.А. Очирова)……………16

Тема 3. Общество как естественно-историческая целостная

система (д-р социол.наук, проф. О.А. Очирова)………………..32

Тема 4. Социальная структура общества (д-р социол.наук,

проф. Ц.Ц. Чойропов, к.с.н. Т.Ц. Чойропова)…………………..45

Тема 5. Личность как объект и субъект социального развития

(к.ф.н., доц. Е.А. Голубев)………………………………………..60

Тема 6. Социальный контроль и девиация (канд.социол.наук, доц.С.Б. Давлетчина)……………………………………………..69

Тема 7. Социальная экология (д-р социол.наук, проф.

О.А. Очирова)……………………………………………………106

Тема 8. Процесс социологического исследования

(канд.социол.наук, доц. С.Б. Давлетчина)……………………...118

Тема 9. Социальные процессы и социальные изменения. (канд.социол.наук, ст. преп. Ю.А. Романов)………...................143

Тема 10. Мировая система и процессы глобализации. Место

России в мировом сообществе. (канд.социол.наук, ст. преп. Ю.А. Романов)……………………………………………………162 Библиографический список………………………………………171


ПРЕДИСЛОВИЕ.

Социология, занимающаяся исследованием социальных действий людей, мотивов их поведения, ценностных ориентаций в социальной системе, тенденций и динамики развития социальных процессов, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость для подготовки бакалавров и магистров.

Со сменой парадигмы экономического и социального развития общества возрастают объективная необходимость и потребность студентов в изучении теоретической и прикладной социологии. Недооценка социологии в прошлом привела к волюнтаризму и субъективизму в управлении обществом, социальными процессами. Социология дает возможность как прогнозировать появление тех или иных тенденций, проблем, так и разрешать их в отдельных коллективах и в обществе в целом. С этой целью в вузах введены курсы социологии, призванные вооружить студентов социологическими знаниями, необходимыми для подготовки специалистов − руководителей производства, предприятий и организаций, без которых они не могут обойтись.

В процессе изучения этого курса большое внимание будет уделяться не только теоретическим, но и прикладным и эмпирическим аспектам социологии, чтобы студенты могли овладеть методикой проведения исследования, сделать на их основе научно обоснованные выводы, имеющие важное значение в управленческой деятельности в коллективах, в разрешении конфликтных ситуаций, внедрении инновационных методов организации труда.

Социологию в общем плане можно охарактеризовать как способ изучения людей, основанный на эмпирических данных, взятых из реальной жизни, вскрывающих их мотивы, установки, ценностные ориентации. Социология, являясь наукой об обществе как целостной системе, так и отдельных социальных процессах, группах, рассматривалась у нас в течение длительного времени с позиций классового подхода, что и служило основанием для ее разделения на буржуазную и марксистскую. Такой подход к социологии как к науке в корне противоречит общечеловеческим, духовным ценностям, который привел ее к изоляции, отставанию от мирового социологического знания, что особенно наглядно проявилось в условиях демократизации общества, перехода его к рыночным отношениям.

Сегодня мы вынуждены признать, что социологические исследования, практиковавшиеся ранее в стране, проводились в соответствии с политикой, оторванной от реальной действительности, в которой субъекты, по сути, не выступали в качестве агентов исторического действия. На современном этапе перед социологами выдвигается проблема гуманизации социальных процессов, сознательного формирования критической направленности по отношению к официальным институтам и социальным структурам. Социология должна сконцентрировать свои усилия не только на анализе субъектов исторического действия и активных сил, участвующих в преобразовании общества, но и стать орудием социологического просвещения и образования людей, и в первую очередь студентов, инструментом самопознания общества и человека.

В учебном пособии широко использован мировой зарубежный и отечественный опыт социологических исследований, имеющих теоретическую и практическую значимость.

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Определение социологии

2. Социология в системе социально-гуманитарных наук

3. Структура и функции социологического знания

Определение социологии

С термином «социология» вы почти все знакомы. Некоторые из вас, наверное, не раз заполняли анкеты. Много проводится социологических исследований среди молодежи по различным темам, таким как «Здоровый образ жизни», «Дружба и любовь», «Профессиональная ориентация», «Адаптация к студенческой жизни» и т.д. Кто систематически читает газеты, постоянно смотрит по телевизору социально-политические передачи, тот знает о том, что периодически оглашаются рейтинги политических лидеров страны, а в связи с выборами в президенты и парламенты различных уровней публикуются рейтинги вероятных кандидатов на эти должности и места.

А что представляет собой социология как наука? Всего в общей сложности имеется более ста определений социологии. Американский социолог Нейл Смелзер дает такое определение: «Социология − это научное изучение общества и общественных отношений». Английский социолог Энтони Гидденс утверждает: «Социология может быть определена как систематическое изучение человеческого общества, уделяющее особое внимание современной индустриальной системе». Социологический энциклопедический словарь, изданный под редакцией академика Г.В. Осипова, подчеркивает: «Социология − это наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества. Социология изучает социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации».

Из многих определений социологии мы привели три примера. Но они, как видно, по-разному определяют социологию как науку. В чем дело? С чем связано множество определений? Прежде всего, с тем, что социология отпочковывалась от других наук − от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), криминологии (Великобритания); и эти науки в какой-то мере оставили свой след в определении социологии. Далее, в мире существуют различные научные школы со своими традициями, направлениями, методологиями, исходя из которых и определяется социология как наука. И наконец, страны мира находятся на разных уровнях общественного развития и их ученые, с учетом существующего объекта реальности, выдвигают свои суждения. Поэтому все определения социологии имеют право на существование. Для более точного определения этой науки необходимо определиться с объектом и предметом социологии. До сих пор некоторые авторы смешивают объект и предмет социального знания. Так, С.И. Оспанов в статье «Об объекте и предмете социологии» утверждает: «Объект и предмет науки на содержательном уровне тождественны». Нам же кажется, что они не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс познания, а предмет – лишь стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объектом социологии, как и множества других социальных наук, является общество. Здесь, думается, нет разных мнений. Но различные социальные науки изучают общество под определенным углом зрения – с точки зрения предмета своего исследования. Итак, каков предмет социологии? Это коренной и фундаментальный вопрос, но вопрос о предмете социологии остается до сих пор нерешенным.

Чтобы подойти к определению предмета социологии, надо найти основное, ключевое понятие этой науки. Так, например, К. Маркс для экономической теории выделил главную категорию − товар. А что выступает такой ключевой категорией в социологии? Вот здесь известные нам авторитеты в области социологии предлагают разные понятия. В.А. Ядов выделяет в качестве центрального звена в предметной области социологии «социальную общность» (Социс. − №2. − 1990. − С.12), А.В. Кабыще − «социальную структуру» (Социс. − №4. − 1990. −С.22), Ж.Т. Тощенко - «специфическую форму проявления человека как личности» (Социс. 1991. №5. С.37), В.Т. Харчева утверждает, что «именно личность является единицей наблюдения в социологии».

Вот такой разнообразный подход. Как видно, эти категории выделяют только одну сторону общества или показывают в целом объект социологии. Удивительно, что наши ведущие социологи почему-то обходят стороной П.А. Сорокина, за исключением Э.В. Тадевосяна

Нам кажется, что П.А. Сорокин правильно определил ключевую категорию социологии, его предмет. В своей книге «Система социологии» он писал так: «… социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, − с другой».

Это определение, по сути, совершенно правильное. Почему?

Во-первых, с прогрессом самого научного знания, с изменением и усложнением самой социальной реальности изменяется и предмет науки. Исходя из этого, можно было бы определить предмет социологии по Сорокину: взаимодействие социальных субъектов, таких как личность, группа, общность, общество.

Во-вторых, понятие «социального взаимодействия» является ключевой категорией потому, что содержит решающее качество самовыдвижения, развития социального целого, т.е. в результате социального взаимодействия развивается общество, начиная от личности и кончая социумом в целом.

В-третьих, категория социального взаимодействия объединяет как макро -, так и микроуровень социального знания. Она объясняет взаимоотношения между социальными субъектами разных уровней.

В-четвертых, будучи главным предметом социального анализа, социальные взаимодействия охватывают все возможные состояния и формы человеческого бытия.

В-пятых, выделение этой категории наилучшим образом отвечает сегодняшнему социальному запросу - как анализировать социальное развитие конкретной страны, так и всего мира.

Итак, социология есть наука о наиболее общих закономерностях функционирования и развития взаимодействующих социальных субъектов общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: