Занятие 8. Теория функциональных систем, ее значение для понимания функционирования организма. Гомеостатические и поведенческие функциональные системы




Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

1. Общие подходы к теории функциональных систем (ФУС). Основные отличия этой теории от теории рефлекторной деятельности:

а) системообразующий фактор и его биологическая значимость;

б) обратные связи и их значение в реакциях организма;

2. Виды ФУС в реакциях организма животных:

а) ФУС 1 и П типа: общие характеристики.

 

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М.Смирнов. – М., 2000. – 355 с.

Алейникова Т.В. Физиология центральной нервной системы. Феникс: 2006 – medicbooks.info/neurologiy/884-fizio.

 

Дополнительный:

Власова И.Г. Основы физиологии человека. Том 1, 2. РУДН, 2007. – 364 с.

Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. Академия, 2011. –336 с.

Рекомендуемый:

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М., 1968. – 547 с.

 

Занятие 9. Потребности и мотивации, как основа направленного поведения. Роль эмоциональных компонентов в процессах ВНД. Межполушарная асимметрия.

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

1. Потребность как движущая сила поведения. Виды потребностей.

2. Мотивация и мотивационное возбуждение: констелляция центров при мотивационном возбуждении; физиологические свойства мотивационного возбуждения.

3. Простые, дифференцированные и сложные эмоции: принципы подразделения.

4. Эмоция как функция потребности и информации (по П.В.Симонову).

5. Эмоция и стресс. Влияние силы и знака эмоций на поведение.

6. Межполушарная асимметрия: право- левополушарные дихотомии, их роль в целостной деятельности мозга.

 

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М.Смирнов. – М., 2000. – 355 с.

Алейникова Т.В. Физиология центральной нервной системы. Феникс: 2006 – medicbooks.info/neurologiy/884-fizio.

 

Дополнительный:

Власова И.Г. Основы физиологии человека. Том 1, 2. РУДН, 2007. – 364 с.

Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. Академия, 2011. – 336 с.

 

Занятие 10. Свойства нервной системы, как основа нейродинамической конституции. Первая и вторая сигнальные системы, специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный.

Вид занятия – практическое.

Вопросы для подготовки:

1. Характеристика свойств нервной системы.

2. Методы исследования свойств нервной системы.

3. Наследование и воспитание свойств нервной системы.

4. Специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный.

 

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М.Смирнов. – М., 2000. – 355 с.

Алейникова Т.В. Физиология центральной нервной системы. Феникс: 2006 – medicbooks.info/neurologiy/884-fizio.

 

Дополнительный:

Власова И.Г. Основы физиологии человека. Том 1, 2. РУДН, 2007. – 364 с.

Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. Академия, 2011. – 336 с.

 

Лабораторный практикум

Лабораторные занятия проводятся с использованием оборудования и методических разработок кафедры анатомии, физиологии и медицины.

 

 

№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа № 1: Определение остроты зрения.  
Раздел 1. Физиология сенсорных систем Тема 1. Зрительная сенсорная система Научится определять остроту зрения по таблице Сивкова. Определить остроту зрения для обоих глаз Значение остроты зрения для правого и левого глаза, выводы, рекомендации.
Лабораторная работа № 2: Определение скрытого косоглазия.  
Раздел 2. Физиология сенсорных систем Тема 1. Зрительная сенсорная система Определение наличия доминантности одного глаза по смешению цветов при разглядывании фонаря через очки с разными светофильтрами При наличии доминантности одного глаза проанализировать возможные причины этого явления
Лабораторная работа № 3: Демонстрация слепого пятна.    
Раздел 2. Физиология сенсорных систем Тема 1. Зрительная сенсорная система Воспроизвести опыт Мариотта. Измерить расстояние до картинке при котором исчезает из поля зрения кружок Рассчитать расстояние на сетчатке между центральной ямкой и местом выхода зрительного нерва (слепым пятном)
Лабораторная работа № 4: Исследование костной и воздушной проводимости.    
Раздел 2. Физиология сенсорных систем Тема 2. Акустическая сенсорная система Используя камертоны с частотой от 124 до 5000 гц, определить длительность звучания при приближении их к уху и прикладывании к костям черепа Сравнить длительность звучания камертонов разной частоты при разных способах проведения звука (воздушная и костная проводимость)
Лабораторная работа № 5: Эстезиометрия кожи (пространственные пороги восприятия). Определение плотности расположения рецепторов прикосновения.  
Раздел 2. Физиология сенсорных систем Тема 2. Соматосенсорная система     Используя циркули, определить пространственные пороги восприятия на разных участках кожи руки. Волоском Фрея определить количество точек прикосновения на 1 см2 Сравнить пространственные пороги в области дистальных и проксимальных участков кожи руки. Оценить плотность рас- пределения рецепторов прикосновения в коже
Лабораторная работа №6: Определение силы, подвижности и уравновешенности нервной системы методом компьютерной диагностики.
Раздел 2. Физиология ВНД и СС. Тема 10. Свойства нервной системы Определить свойства нервной системы с помощью компьютерной программы «Нейротест» Сравнить значения свойств нервной системы с показателями условной нормы
         

 

Формы и методы обучения

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» используются следующие образовательные технологии:

6.1. Технологии аудиторной работы:

Традиционные технологии:

Академические лекции

Обобщающие лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Технологии проблемного обучения:

Проблемные лекции

Выступление с сообщением по реферату

Рецензирование студентами работ друг друга

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:

Практические занятия

Лабораторные занятия

Интерактивные и активные технологии:

Решение ситуационных задач

6.2. Технологии внеаудиторной работы:

Традиционные технологии:

Конспектирование литературы

Реферирование монографии и периодических изданий

Библиографический поиск и аннотирование

Подготовка реферата и доклада

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:

Написание эссе

Научно-исследовательская деятельность (в т.ч. участие в работе СНО, научных кружков)

Подготовка презентаций проектов

Поиск и создание базы данных материалов, размещённых в сети Интернет

 

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: