Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
1. Общие подходы к теории функциональных систем (ФУС). Основные отличия этой теории от теории рефлекторной деятельности:
а) системообразующий фактор и его биологическая значимость;
б) обратные связи и их значение в реакциях организма;
2. Виды ФУС в реакциях организма животных:
а) ФУС 1 и П типа: общие характеристики.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М.Смирнов. – М., 2000. – 355 с.
Алейникова Т.В. Физиология центральной нервной системы. Феникс: 2006 – medicbooks.info/neurologiy/884-fizio.
Дополнительный:
Власова И.Г. Основы физиологии человека. Том 1, 2. РУДН, 2007. – 364 с.
Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. Академия, 2011. –336 с.
Рекомендуемый:
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М., 1968. – 547 с.
Занятие 9. Потребности и мотивации, как основа направленного поведения. Роль эмоциональных компонентов в процессах ВНД. Межполушарная асимметрия.
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
1. Потребность как движущая сила поведения. Виды потребностей.
2. Мотивация и мотивационное возбуждение: констелляция центров при мотивационном возбуждении; физиологические свойства мотивационного возбуждения.
3. Простые, дифференцированные и сложные эмоции: принципы подразделения.
4. Эмоция как функция потребности и информации (по П.В.Симонову).
5. Эмоция и стресс. Влияние силы и знака эмоций на поведение.
6. Межполушарная асимметрия: право- левополушарные дихотомии, их роль в целостной деятельности мозга.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М.Смирнов. – М., 2000. – 355 с.
Алейникова Т.В. Физиология центральной нервной системы. Феникс: 2006 – medicbooks.info/neurologiy/884-fizio.
Дополнительный:
Власова И.Г. Основы физиологии человека. Том 1, 2. РУДН, 2007. – 364 с.
Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. Академия, 2011. – 336 с.
Занятие 10. Свойства нервной системы, как основа нейродинамической конституции. Первая и вторая сигнальные системы, специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный.
Вид занятия – практическое.
Вопросы для подготовки:
1. Характеристика свойств нервной системы.
2. Методы исследования свойств нервной системы.
3. Наследование и воспитание свойств нервной системы.
4. Специфически человеческие типы ВНД – художественный и мыслительный.
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М.Смирнов. – М., 2000. – 355 с.
Алейникова Т.В. Физиология центральной нервной системы. Феникс: 2006 – medicbooks.info/neurologiy/884-fizio.
Дополнительный:
Власова И.Г. Основы физиологии человека. Том 1, 2. РУДН, 2007. – 364 с.
Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. Академия, 2011. – 336 с.
Лабораторный практикум
Лабораторные занятия проводятся с использованием оборудования и методических разработок кафедры анатомии, физиологии и медицины.
№№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы | ||
Лабораторная работа № 1: Определение остроты зрения. | ||||
Раздел 1. Физиология сенсорных систем Тема 1. Зрительная сенсорная система | Научится определять остроту зрения по таблице Сивкова. Определить остроту зрения для обоих глаз | Значение остроты зрения для правого и левого глаза, выводы, рекомендации. | ||
Лабораторная работа № 2: Определение скрытого косоглазия. | ||||
Раздел 2. Физиология сенсорных систем Тема 1. Зрительная сенсорная система | Определение наличия доминантности одного глаза по смешению цветов при разглядывании фонаря через очки с разными светофильтрами | При наличии доминантности одного глаза проанализировать возможные причины этого явления | ||
Лабораторная работа № 3: Демонстрация слепого пятна. | ||||
Раздел 2. Физиология сенсорных систем Тема 1. Зрительная сенсорная система | Воспроизвести опыт Мариотта. Измерить расстояние до картинке при котором исчезает из поля зрения кружок | Рассчитать расстояние на сетчатке между центральной ямкой и местом выхода зрительного нерва (слепым пятном) | ||
Лабораторная работа № 4: Исследование костной и воздушной проводимости. | ||||
Раздел 2. Физиология сенсорных систем Тема 2. Акустическая сенсорная система | Используя камертоны с частотой от 124 до 5000 гц, определить длительность звучания при приближении их к уху и прикладывании к костям черепа | Сравнить длительность звучания камертонов разной частоты при разных способах проведения звука (воздушная и костная проводимость) | ||
Лабораторная работа № 5: Эстезиометрия кожи (пространственные пороги восприятия). Определение плотности расположения рецепторов прикосновения. | ||||
Раздел 2. Физиология сенсорных систем Тема 2. Соматосенсорная система | Используя циркули, определить пространственные пороги восприятия на разных участках кожи руки. Волоском Фрея определить количество точек прикосновения на 1 см2 | Сравнить пространственные пороги в области дистальных и проксимальных участков кожи руки. Оценить плотность рас- пределения рецепторов прикосновения в коже | ||
Лабораторная работа №6: Определение силы, подвижности и уравновешенности нервной системы методом компьютерной диагностики. | ||||
Раздел 2. Физиология ВНД и СС. Тема 10. Свойства нервной системы | Определить свойства нервной системы с помощью компьютерной программы «Нейротест» | Сравнить значения свойств нервной системы с показателями условной нормы | ||
Формы и методы обучения
При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» используются следующие образовательные технологии:
6.1. Технологии аудиторной работы:
Традиционные технологии:
Академические лекции
Обобщающие лекции
Практические занятия
Лабораторные занятия
Технологии проблемного обучения:
Проблемные лекции
Выступление с сообщением по реферату
Рецензирование студентами работ друг друга
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:
Практические занятия
Лабораторные занятия
Интерактивные и активные технологии:
Решение ситуационных задач
6.2. Технологии внеаудиторной работы:
Традиционные технологии:
Конспектирование литературы
Реферирование монографии и периодических изданий
Библиографический поиск и аннотирование
Подготовка реферата и доклада
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:
Написание эссе
Научно-исследовательская деятельность (в т.ч. участие в работе СНО, научных кружков)
Подготовка презентаций проектов
Поиск и создание базы данных материалов, размещённых в сети Интернет
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов