1. Опыты Гальвани и другие работы с нервно-мышечными препаратами.
2. История создания теории потенциала покоя и потенциала действия (ПП и ПД).
3. Законы раздражения или почему раздражающий электрод – катод.
4. Значение разных видов взаимодействия возбуждения и торможения в ЦНС.
5. Взаимодействие разных ядер таламуса друг с другом и корой больших полушарий.
6. Что такое ориентировочный рефлекс и какое он имеет значение?
7. Гипоталамо-гипофизарные отношения и связь нервной и гуморальной регуляции.
8. Почему Ч.Шеррингтон назвал мотонейроны «нейронами общего конечного пути»?
9. Роль мозжечка в регуляции движений. Последствия нарушений функций мозжечка.
10. Нейропептиды: виды, точки приложения, значение.
11. Речь как функция мозга.
12. Концепция функциональной системы П.К.Анохина.
13. Развитие рефлекторной теории: Декарт – Сеченов – Павлов – Анохин.
14. Как был открыт и как исследовался принцип доминанты (А.А.Ухтомский).
15. Структура поведенческого акта в концепции функциональных систем (П.К.Анохин).
16. Почему один и тот же раздражитель может быть адекватным и неадекватным? Приведите примеры высокой рецепторной специфичности.
17. На каких уровнях анализатора и благодаря каким механизмам возможно явление адаптации? Приведите примеры.
18. Что такое кодирование, декодирование и перекодирование информации? В каких отделах анализатора происходят эти явления?
19. Что в глазном яблоке относится к органу зрения, а что к зрительному анализатору? Каково значение этих компонентов для зрительного восприятия?
20. Почему восприятие объемности (трехмерности) пространства невозможно при зрении одним глазом?
21. Почему наружное и среднее ухо не являются частью слухового анализатора? Как устроен воспринимающий отдел слухового анализатора?
22. От чего зависит восприятие высоты тона? Почему в разных отделах кортиева органа активность волосковых клеток при разных звуках – разная?
23. В какой степени нейроны разных уровней слухового анализатора «причастны» к различению звуков речи? За счет каких механизмов это возможно?
24. Почему вестибулярные ядра продолговатого мозга и моста в меньшей степени являются частью вестибулярного анализатора, а в большей – элементами центрального аппарата двигательной системы?
25. Особенности анализатора общей кожной чувствительности. Теории кожной чувствительности: «специфичности» - Фрея, «двойственного восприятия» - Геда, «теории образов» - Нейфа.
26. Особенности ориентировочного рефлекса, его роль в поведенческих реакциях организма.
27. Виды, формы и значение условнорефлекторной деятельности организма.
28. Почему «не работает» схема условного рефлекса И.П.Павлова? Чем надо дополнить схему, чтобы «дойти» до результата условного рефлекса?
29. В каких формах и при каких условиях проявляются изменения условного рефлекса?
30. Как можно продемонстрировать, что в основе поведения находятся потребностно-мотивационные явления?
31. Критерии различения базисных и сложных эмоций.
32. Информационная теория эмоций П.В.Симонова.
33. Интегративные возможности нейрона, неспецифических структур мозга, третичной коры: принципы, значение.
34. Уровень произвольности и иерархические отношения отделов двигательных систем.
35. Почему нет «плохих» и «хороших» свойств нервной системы?
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Список литературы
Основной:
Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008, – 368 с.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М.Смирнов. – М., 2000. – 355 с.
Алейникова Т.В. Физиология центральной нервной системы. Феникс: 2006 – medicbooks.info/neurologiy/884-fizio
Дополнительный:
Батуев В.С Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Питер, 2008. – 320 с.
Власова И.Г. Основы физиологии человека. Том 1, 2. РУДН, 2007. – 364 с.
Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. Академия, 2011. –336 с.
Рекомендуемый:
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М., 1968. – 547 с.
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
Приборы для проведения функциональных исследований: электрокардиограф, рефлексометр, неврологические молоточки, компьютер, активациометр, хронаксиметр.
Учебно-методические материалы
Методическое руководство для практических занятий по ВНД. Авторы-составители: Е.И.Иванова, А.Л.Трегубов. – ПГПУ, Пермь, 1988. – 23 с.
Руководство к практическим занятиям по физиологии. М. «Медицина». 1988.