имущества в многоквартирном доме»




Справка о результатах публичных консультаций,

проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

По вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего

имущества в многоквартирном доме»

 

В рамках оценки регулирующего воздействия проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – проект акта) в период с 24 ноября по 2 декабря 2015 г. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности.

Кроме замечаний и предложений, учтенных при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия в Минэкономразвития России поступили следующие замечания от представителей бизнес-сообщества.

ОАО Фортум.

«1) Проект вводит систему штрафов за некачественные коммунальные услуги (ресурсы) независимо от наличия или отсутствия прибора учета на границе многоквартирного дома.

При этом в отсутствие на границе многоквартирного дома прибора учета, фиксирующего параметры поставляемых коммунальных ресурсов, практически невозможнодостоверно установить качество поставленных коммунальных ресурсов.

Это означает, что в отсутствие такого прибора учета либо выплата штрафов за некачественную работу с большой вероятностью будут возложены на управляющую организацию, которая не сможет доказать поставку некачественного ресурса, либо потребитель вовсе не добьется выплаты штрафов.

При этом будут многочисленные споры и судебные разбирательства между ресурсоснабжающими, управляющими организациями и потребителями, и следовательно, дополнительные расходы.

В целях минимизации таких расходов предлагаем рассмотреть выплату штрафов потребителю только при наличии общедомовых приборов учета, которые позволяют фиксировать качество поставленного ресурса.

Согласно законодательству об энергосбережении и энергоэффективности, обязанность по установке приборов учета лежит на собственниках энергопринимающего оборудования. В частности, обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит на собственниках общего имущества, то есть на собственниках помещений в многоквартирном доме. Если эта обязанность не выполнена, целесообразно исключить выплаты штрафов потребителям.

В противном случае последствия по неустановке общедомового прибора учета неизбежно окажут негативное влияние на бизнес управляющих компаний, которые лишь в очень ограниченной степени способы повлиять на установку приборов учета».

«2) При расчете величины потребления на общедомовые нужды (далее – ОДН) неизбежно образуются небалансы – разница между суммой индивидуальных потреблений и показанием общедомового счетчика. При включении ОДН в жилищную услугу с учетом ее ограничения уровнем норматива эти небалансы возлагаются на управляющие организации (далее – УК).

Это создает огромные риски не только для УК, но и для ресурсоснабжающих организаций и потребителей.

Во-первых, у УК нет источника возмещения расходов на оплату небалансов, т.к. от потребителей УК не получает этих денег (потребители платят только по нормативу).

Во-вторых, у УК крайне мало реальных способов воздействия на небалансы, ведь у УК нет права распоряжаться общим имуществом без поручения собственников, в т.ч. проводить энергосберегающие мероприятия, требующие масштабных ремонтов. Подобные решения могут принимать только собственники помещений (потребители). Но при оплате ОДН исходя из норматива собственники никак не мотивированы принимать такие решения и снижать реальное потребление на ОДН.

Таким образом, в результате реализации норм 176-ФЗ УК будут либо сокращать ремонты (пострадают жители), либо недоплачивать в РСО (из-за снижения платежной дисциплины УК пострадают РСО). В перспективе следует ожидать массового банкротства УК и радикального снижения конкуренции с монополизацией отрасли на базе муниципальных компаний.

Дополнительная проблема, которую вызывает рассматриваемая схема оплаты ОДН, у УК исчезает стимул ставить общедомовые приборы учета и даже появляется стимул уничтожать ранее установленные. И действительно: жители платят общедомовые нужды только по нормативу, а управляющие организации будут вынуждены минимизировать небалансы всеми возможными способами. Прецеденты массово уничтожения приборов учета известны. Законопроект увеличивает риски их повторения».

3. Проект акта предусматривает случаи, когда ресурсоснабжающая организация оказывает коммунальные услуги (например, п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг). Между тем согласно положениям ЖК РФ ресурсоснабжающая организация не оказывает коммунальных услуг, а только поставляет коммунальный ресурс на границу многоквартирного дома.

Закон № 176-ФЗ и ЖК РФ не содержат перечня случаев, когда ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг.

Обращаем внимание, что ресурсоснабжающая организация не имеет технической возможности оказывать коммунальные услуги, так как она в общем случае не имеет доступа к внутренним инженерным сетям дома, которые входят в состав общего имущества, принадлежащего собственникам помещений.

Это противоречие, характерное и для действующей редакции правил предоставления ком. услуг, приводит к спорам между участниками рынка ЖКХ, убыткам ресурсоснабжающих компаний и к ухудшению качества оказываемых коммунальных услуг из-за отсутствия понятного ответственного лица.

Считаем, что это противоречие необходимо исключить, а именно установить, что коммунальные услуги во всех без исключения случаях оказывает исполнитель, в том числе определенный из числа самих потребителей, но не ресурсоснабжающая организация.

4. Пункт 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресусоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124, «дополняет определение исполнителя словами «и (или) ответственное за содержание общего имущества в многоквартирном доме». Это создает правовую неопределенность из-за использования слов «и (или)» в контексте обязанности. Кроме того, за содержание общего имущества изначально должен отвечать его собственник. Предлагаем заменить словами «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, оказывающее услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

5. «Считаем, что необходимо законодательно закрепить конструкцию, когда за все общедомовое потребление отвечают жители в рамках полного объема, измеренного по прибору учета. Распределение общего потребления по помещениям должно производиться управляющей организацией по тем правилам, которые определят сами жители (по умолчанию можно предусмотреть распределение пропорционально площади помещения).

По сути в действующем законодательстве сделана попытка не решить проблему завышенных общедомовых нужд, а окончательно спрятать ее. Для реального решения этой проблемы необходимо в первую очередь сделать прозрачным общедомовое потребление, включив его полную оплату в обязанность потребителей. Только у собственников есть право распоряжаться общим имуществом и, соответственно, выполнять мероприятия на этом имуществе в целях снижения потерь во внутридомовых сетях. Ни ресурсоснабжающие организации, ни управляющие компании таких прав не имеют.

Предлагаем вернуть оплату потребления на общедомовые нужды в состав оплаты за коммунальные услуги».

Эксплуатация ГС-СПб.

«Согласно проектируемому пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.
№ 354 (далее – Правила, постановление № 354), размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета многоквартирном доме, в котором предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных пунктом 17 Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Данные положения о распределении размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю, проектом акта не распространяется на исполнителя услуг в случае самостоятельного производства таким исполнителем коммунальной услуги, что влечет возникновение убытков.

Согласно проектируемому пункту 60(2) Правил «средства, полученные исполнителем в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 42 настоящих Правил, подлежат отдельному учету как целевые средства, которые должны быть направлены исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении многоквартирного дома». Проектируемый пункт не исполним в случае частичной оплаты квитанции за ЖКУ потребителем».

ПАО ГК «ТНС-энерго»:

I. Замечания к постановлению № 354.

1. «По тексту документа в случаях, указывающих на изменение размера платы при нарушении качества / непрерывности поставки, исключить фразу «ненадлежащего качества и (или)», оставив только «перерывы, превышающие установленную продолжительность,» аналогично нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих изменение размера платы только в случае несоблюдения непрерывности поставки».

2. По тексту пунктов 31-34 предлагаем уточнить место установки прибора учета. Это может быть «вне жилых (нежилых) помещений, домовладений в месте, исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя» (пп. е(1)) п. 31) и «в жилых (нежилых) и иных помещениях, домовладениях в месте, доступ исполнителя к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя» (пп. г) п.32, пп. ж) п.34). Далеко не всегда установка прибора учета вне жилого (нежилого) помещения обозначает свободный доступ к такому прибору учета. Например, повсеместно приборы учета, установленные вне квартир в МКД, находятся вне свободного доступа на закрытых площадках. А установка прибора учета на стене частного жилого дома не означает возможность свободного доступа на земельный участок.

3. Остается не до конца решенным вопрос об отражении применения повышающих коэффициентов и в платежных документах, и в учете. В платежных документах фактически объем ресурса предъявляется по другой стоимости. Для отражения в бухгалтерском учете в базе физических лиц необходимо разделять объемы средств в пределах тарифа и сверх тариф, отдельно фиксировать оплату или неоплату либо ресурса, либо целевых средств с дальнейшим отражением этого в учете.

4. Во избежание рисков претензий со стороны надзорных органов, ввести повышающий коэффициент в формулу определения размера платежа. А величину данного повышающего коэффициента применять уже в зависимости от указанных в Проекте случаях.

5. Исключен расчет «по среднему» при выходе из строя общедомового прибора учета (ОДПУ) при том, что в Правилах 124 такой расчет предусматривается. Возможность расчета «по среднему» в течение 2 расчетных периодов необходимо сохранить. С дальнейшим проведением расчета с применением повышающих коэффициентов к нормативу в случае не восстановления учета в этот срок. Иначе это породит волну вывода из строя ОДПУ.

6. При выявлении фактов вмешательства в работу прибора учета проектом предусматривается применение повышающего коэффициента в размере 10. Предлагаем не множить количество применяемых повышающих коэффициентов, величина которых ничем не обоснована и спорна, а предусмотреть в этих случаях применение расчетных методов, предусмотренных п. 62 Правил 354.

7. При этом предлагаем уточнить порядок расчета с применением расчетных методов, предусмотренных п. 62 Правил 354. На данный момент формулировка Правил позволяет оспаривать произведенные расчеты, поскольку предполагает использование в расчете мощности ресурсопотребляющего оборудования (по электроснабжению). Зафиксировать перечень и мощность такого оборудования удается крайне редко. Поэтому предлагается уточнить, что мощность ресурсопотребляющего оборудования определяется как величина допустимой длительной токовой нагрузки соответствующего вводного провода (кабеля) или номинал аппаратов автоматического отключения нагрузки. То есть либо по сечению кабеля или по номиналу «автоматов», фактически аналогично водоснабжению.

8. Порядок выплаты штрафов (и по качеству ресурса и по качеству расчета) должен быть определен как «указание отдельной строкой в платежном документе», исключив фразу «и учитывается при начислении платы за коммунальные услуги».

Учет при начислении платы (снижение платы) – это перерасчет. А штрафная санкция – это совершенно иная статья и не может быть проведена через снижение платы. Она обязательно должна быть проведена отдельной строкой и в платежном документе и в бухгалтерском учете.

9. Не понятно каким образом жилищный надзор будет оценивать техническое состояние объектов поставки ресурсов, возможности (в том числе необходимость и возможность инвестиций) и сроки проведения мероприятий, необходимых для приведения качества поставляемых ресурсов до надлежащего уровня. Кроме того, полномочиями по выявлению нарушений, установления сроков для их устранению обладает Ростехнадзор. Не ясно взаимодействие этих структур по определению мероприятий и сроков для устранения нарушений.

Также, для определения необходимых мероприятий и сроков их реализации необходимо определить порядок и источники финансирования. Как правило, это инвестиционные программы ресурсоснабжающих и сетевых компаний. Поэтому заключение о возможности проведения необходимых мероприятий и сроках их исполнения должно быть подкреплено также и заключением органа тарифного регулирования о сроках включения таких инвестиционных программ в НВВ соответствующих организаций.

Безусловно, возможность «заморозить» предъявление штрафов до решения объективных технических проблем, необходима. Но такое заключение с указанием сроков должно быть согласовано между ведомствами, обладающими полномочиями в этой сфере.

10. Предлагаем в процедуре введения ограничения немного уточнить порядок уведомления потребителя.

Последнее предложение пп. а) пункта 119 Правил 354 изложить в следующей редакции: «Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения потребителю-должнику под расписку или направления заказным почтовым отправлением (с уведомлением о вручении), или иным способом уведомления, предусмотренным договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.». Таким образом будет расширен перечень возможных способов уведомления потребителя. На текущий момент активно развиваются различные коммуникационные возможности и логично ориентироваться на современные способы информирования. Например, электронная почта, SMS-информирвоание, личный кабинет пользователя и т.д.

11. Пункт 120 Правил 354 после слов «погашения задолженности» дополнить словами «и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения и возобновлению предоставления коммунальной услуги».

В целях повышения ответственности потребителей-должников необходимо законодательно закрепить за ними в качестве условия возобновления снабжения коммунальными услугами, обязанность компенсации расходов исполнителя по введению ограничения и возобновлению предоставления коммунальной услуги.

II. Замечания к проекту изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (Правила 306)

1. Полностью исключен повышенный норматив. Считаем, что применение повышенных нормативов является более целесообразным по сравнению с применением повышающих коэффициентов к плате. Поскольку, аналогичным образом стимулируя потребителя к установке прибора учета, снимает риски претензий к РСО в части применения тарифов и определения стоимости,. автоматически ведет к снижению величины ОДН в МКД, освобождает РСО от проведения дополнительных, затратных с точки зрения трудового и временного ресурсов, мероприятий. Кроме того, применение повышенного норматива, по сути является отражением реального потребления ресурса потребителем. Поскольку, очевидно, что уклонение от установки прибора учета происходит именно тогда, когда объем потребления по нормативу ниже реального расхода. Как только объем потребления по нормативу достигнет уровня фактического потребления, у потребителя появится стимул установить прибор учета и производить оплату в объеме реального потребления.

2. В ряде регионов повышенные нормативы были приняты, не ясна судьба уже принятых решений, которые в данный момент даже входят в противоречние с Жилищный кодекс Российской Федерации. Т.к. повышенные нормативы принимались в том числе и на индивидуальное потребление в жилых домах, и на расход ресурса на ОДН. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона № 176-ФЗ от 29 июня 2015 г. предполагает применение повышающих коэффициентов только в отношении нормативов на индивидуальное потребление в многоквартирных домах.

3. «Проектом изменений в Правила 306 предусмотрено применение только расчетного метода для определения норматива потребления ресурса на ОДН, полностью исключая метод аналогов.

Пунктом 37 Правил 306 в редакции данного проекта определен очень ограниченный перечень обрудования МКД, расход электроэнергии на работу которого включается в норматив. При этом у жителей есть право общим собранием принять решение об установке дополнительного электрооборудования в МКД. Фактически это приведет к тому, что все решения жителей по повышению кчества жизни будут производиться за счет управляющей организации (ТСЖ, ЖСК), которая несет ответственность за потребление ресурсов на ОДН сверх норматива».

4. «Дополнить пункт 37 Правил 306 текстом следующего содержания: «Помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяются в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.

В данный момент на региональном уровне применяются различные вариации перечня помещений, входящих в состав общего имущества, в отношении суммарной площади которых применяется норматив на ОДН.

Причем, зачастую, площадь указанных в решении уполномоченного регионального органа помещений, входящих в состав общего имущества, не может быть четко зафиксирована на основании технической документации на МКД».

III. Замечания к проекту изменений в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресусоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (Правила 124).

1. По тексту документа в случаях, указывающих на изменение размера платы при нарушении качества / непрерывности поставки, исключить фразу «ненадлежащего качества и (или)», оставив только «перерывы, превышающие установленную продолжительность,» аналогично нормам ЖК РФ, предусматривающих изменение размера платы только в случае несоблюдения непрерывности поставки.

2. «В пункте 30 слова «может предусматриваться право» заменить словами «должно быть предусмотрено право». В данном пункте речь идет об условиях одностороннего расторжения договора. Предусмотренное на сегодняшний день право предусмотреть эти условия в договоре ресурсоснабжения оборачивается уклонением УО, ТСЖ, ЖК от включения этих условий в договор, и приводит к значительному усложнению возможности воздействия на недобросовестные компании».

3. «Подпункт «а» пункта 30 изложить в следующей редакции: «а) для ресурсоснабжающей организации – в случае неисполнения исполнителем или исполнения ненадлежащим образом обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения. Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме».

Предусмотренное на сегодняшний день условие о наличии задолженности в размере, соответствующей трехмесячному потреблению, подтвержденной решением суда или актом сверки, делает данный пункт нереализуемым в отношении недобрососвестных УО, ТСЖ, ЖК, которые уклоняются от подписания акта сверки, либо затягивают судебные процессы. Что оборачивается возможностью расторжения договора при фактической задолженности на уровне 9-12 месяцев.

IV. Замечания к проекту изменений в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (Правила 491).

«Проектом полностью исключается право собственников самостоятельно приобретать ресурсы на общедомовые нужды при любой форме управления. Но общее имущество может обслуживаться собственниками путем привлечения подрядчиков на определенные работы при непосредственной форме управления. В этом случае, а также в иных случаях, предусмотренных постановлением № 354, собственники самостоятельно приобретают ресурс на общедомовые нужды. Необходимо исключить предлагаемое изменение по добавлению ссылки на подпункт «л» в пунтке 11 Правил 124».

Ассоциация Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний (АГП и ЭСК).

I. К Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

1. Проект постановления № 354 не предусматривает случай, когда ресурсоснабжающая организация вынуждена «подхватывать» потребителей в случае, если договор ресурсоснабжения с управляющей организацией, ТСЖ, жилищным кооперативом расторгнут в результате накопления последними задолженности более чем за 3 расчетных периода (месяца) (пп. «а» п. 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124).

В то же время судебная практика показывает, что исчерпывающее перечисление всех случаев, когда ресурсоснабжающая организация может и (или) должна быть исполнителем коммунальных услуг, чрезвычайно важно. В связи с чем полагаем необходимым дополнить рассматриваемое положение проекта постановления в отношении части 17 Федерального закона № 176-ФЗ указанием на статью 12, в том числе на часть 18 указанной статьи, а также на случай предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг «собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором расторгнут договор о приобретении управляющей организацией, товариществом или кооперативом коммунального ресурса до заключения указанными лицами нового договора о приобретении коммунального ресурса».

2. Не определен порядок расчета платы с учетом повышающих коэффициентов к нормативу, а также порядок возникновения, учета и расходования дополнительной выручки, возникающей в результате применения таких коэффициентов.

В соответствии с проектируемым пунктом 60(2) Правил предоставления КУ средства, полученные исполнителем в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, подлежат отдельному учету как целевые средства. Также подпунктом «у(1))» пункта 31 Правил предоставления КУ установлен исчерпывающий перечень направлений использования средств, получаемых исполнителем при применении повышающих коэффициентов.

Между тем, в формулы расчета платы за коммунальные услуги не внесены изменения, позволяющие при ее расчете учитывать повышающие коэффициенты. В результате при буквальном прочтении новых положений следует, что расчет платы производится исходя из «нормативов с применением повышающих коэффициентов», т.е. тариф умножается на увеличенный норматив. Однако при таком порядке расчета платы за коммунальную улугу дополнительной выручки у исполнителя коммунально услуги возникнуть не должно, поскольку это соответствует реализации б о льшего объема коммунального ресурса.

Если же подразумевается, что при этом потребителю поставляется объем коммунального ресурса, соответствующий нормативу, то в бухгалтерском учете поставщика ресурсов (в случае, когда исполнителем является ресурсоснабжающая организация) такая операция будет признаваться реализацией объема ресурса по увеличенному тарифу (причем увеличенному многократно!), что недопустимо для регулируемых организаций.

Таким образом, остается неясным, какому из приведенных случаев соответствует применение повышающих коэффициентов и порядок учета выручки с указанных операций, а также возникновение дополнительной выручки у исполнителя коммунальных услуг вследствие применения повышающих коэффициентов в отсутствие возможности учета соответствующих коэффициентов.

Кроме того, не ясно, каким образом исполнитель коммунальных услуг -ресурсоснабжающая организация сможет расходовать целевые средства, получаемые в результате применения повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению внутри многоквартирного дома, включая установку приборов учета, что равносильно действиям на чужом имуществе.

3. Санкции при выявлении фактов несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

При выявлении фактов несанкционированного вмешательства в работу прибора учета в новой редакции п.81(11) Правил предоставления КУ предусмотрен новый способ расчетов, а именно: применение к нормативу повышающего коэффициента в размере 10. При этом в п.62 Правил предоставления КУ не исключен прежний способ расчета, применяемый при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, когда перерасчет осуществляется «исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства». Полагаем, что в Правилах должен быть единообразный подход для приведенных случаев.

4. Требуется конкретизировать порядок внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, собственником нежилого помещения в таком доме. Проектом предлагается в пункте 18 Правил предоставления КУ исключить обязанность собственника нежилого помещения вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также представлять показания приборов учета, содержащиеся в настоящее время во втором абзаце этого пункта. При этом в соответствии с пунктом 40 в предлагаемой редакции Правил предоставления КУ «При предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных пунктом 17 настоящих Правил, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.». Полагаем, что абзац второй п.18 Правил предоставления КУ необходимо сохранить, дополнив его уточнением, в каких случаях у собственника нежилого помещения возникает обязанность по внесению платы за ОДН.

Кроме того, исключена обязанность собственника нежилого помещения в многоквартирном доме представлять показания прибора учета в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения в соответствии с отраслевым законодательством. Полагаем, что поскольку объем потребления такого собственника в случае подключения его на вводе в многоквартирный дом, влияет на объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, необходимо сохранить данную норму (абзац второй пункта 18 Правил предоставления КУ).

5. По тексту действующих Правил предоставления КУ в случаях, указывающих на изменение размера платы при нарушении качества / непрерывности поставки, исключить фразу «ненадлежащего качества и (или)», оставив только «перерывы, превышающие установленную продолжительность,» аналогично нормам ЖК РФ в редакции ФЗ-176, предусматривающих изменение размера платы только в случае несоблюдения непрерывности поставки.

6. Формулировка подпункта «г» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг не позволяет четко определить, какие приборы учета следует проверять не чаще 1 раза в месяц, а какие - не чаще, чем раз в 3 месяца, поскольку в обоих случаях используется отсылка «указанных приборов учета». Может привести к различному толкованию в судебных органах. Полагаем необходимым внести уточнение.

7. В отношении поправки к пункту 43 Правил предоставления КУ (дополнить абзацем третьим следующего содержания: «При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для потребителей в нежилых помещениях.»)

Полагаем, что необходимо уточнение приведенной редакции. Применительно к электроэнергетике: нерегулируемые цены не «устанавливаются», отсутствует такая тарифная группа как «потребители в нежилых помещениях». Существуют «население и приравненные к населению», «прочие потребители» и «сетевые организации». Целесообразна отсылка к соответствующего профильному законодательству о ценообразовании: «При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), применяемые для потребителей в нежилых помещениях в соответствии с законодательством о водоснабжении, теплоснабжении, электроэнергетике.».

8. В отношении первого абзаца пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг в новой редакции – не регламентирована ситуация, когда невозможно определение среднемесячного расхода (наличие прибора учета менее 3-х месяцев, отсутствие показаний и проч.). С целью устранения данного пробела целесообразно уточнить, что при отсутствии возможности определения среднемесячного расхода в установленном порядке применяется норматив. Также необходимо конкретизировать метод расчета платы при отсутствии показаний, необходимых для расчета среднего, когда период работы прибора учета составил менее 3 месяцев (это либо норматив потребления с коэффициентом/без коэффициента, либо нулевое потребление, либо по последнему выставлению до установки ИПУ).

9. В целях повышения ответственности потребителей-должников необходимо законодательно закрепить за ними в качестве условия возобновления снабжения коммунальными услугами, обязанность компенсации расходов исполнителя по введению ограничения и возобновлению предоставления коммунальной услуги.

Следовательно, в отношении пункта 120 Правил предоставления КУ после слов «погашения задолженности» дополнить словами «и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения и возобновлению предоставления коммунальной услуги,».

II. Замечания и предложения к проекту изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (Правила 306).

1. Вводится ограничение по видам расходов коммунального ресурса на общедомовые нужды, которые могут быть учтены при установлении размера норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), вносятся изменения, согласно которым нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ. (проектируемый пункт 29 Правил № 306).

При этом предусматривается, что соответствующие нормативы не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Следует отметить, что часть не учитываемых при установлении указанного норматива расходов коммунальных ресурсов связана с нарушениями отдельных правил самими потребителями (нарушение правил пользования жилыми помещениями, в том числе вмешательство в работу приборов учета, несанкционированные подключения и проч.), а не управляющими организациями, ТСЖ или жилищными кооперативами. При этом управляющая организация вынуждена будет расплачиваться за сверхнормативное потребление, возникшее в результате таких нарушений, с ресурсоснабжающей организацией из собственных средств и либо обанкротится, либо повысит размер платы за содержание.

Учитывая, что согласно проекта постановления управляющи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: