Работа № 2. Анализ топографии реабсорбции и секреции веществ в канальцах нефрона.




Цель занятия: изучить функции почек и механизмы мочеобразования, освоить

Лабораторные методы исследования мочи.

 

Структура занятия Факультет
  Стомат
Теоретическая часть, мин  
Перерыв, мин  
Практическая часть, мин  

 

Рекомендуемая литература:

1. Конспект лекции по нормальной физиологии.

2. Учебник «Физиология человека» (Под ред. В.М.Покровского и Г.Ф.Коротько).-М.: Медицина, 2001 (Т.2), 2003, 2011.c

3. Учебник «Нормальная физиология» (Под ред. Орлова Р.С. и Ноздрачева А.Д.). - М., 2006.

4. Атлас по нормальной физиологии (Под ред. Коробкова А.В. и Чеснокова С.А.). - М., Высшая школа, 1986

 

Рекомендуемые темы рефератов:

1. Физиологические основы гемодиализа. Принцип работы аппарата “исскуственная почка”.

 

Студенты должны знать:

1. Ответы на вопросы для собеседования:

1. Общая характеристика органов выделительной системы.

2. Функции почек.

3. Строение и кровоснабжение нефрона.

4. Мочеобразовательные процессы в нефроне. Характеристика пороговых и беспороговых веществ.

5. Физиологические основы клубочковой фильтрации. Объем и состав первичной мочи.

5.1. Метод исследования скорости клубочковой фильтрации.

6. Физиологические основы канальцевой реабсорбции.

6.1. Осмотическое разведения и концентрирования мочи.

6.2. Определение величины канальцевой реабсорбции.

7. Физиологические основы канальцевой секреции.

7.1. Определение величины канальцевой секреции.

8. Объем и состав дефинитивной мочи. Характеристика мочевыведения.

9. Непроизвольная и произвольная регуляция мочеиспускания.

Студенты должны уметь:

1. Решить ситуационные задачи:

1. В условиях высокой температуры окружающей среды у людей при обычном питьевом режиме наблюдается снижение суточного диуреза.

Чем объясняется данный факт?

2. У пациента наблюдается снижение объема циркулирующей крови. Для его восстановления врачу-интерну необходимо решить какой раствор целесообразней ввести: физиологический или плазмозамещающий.

Ответ обоснуйте.

3. С целью увеличения диуреза у пациентов с повышенным уровнем объема циркулирующей крови используют так называемые «петлевые диуретики», влияющие на процессы реабсорбции в восходящем отделе петли Генле.

Объясните повышение диуреза при применении «петлевых диуретиков» с позиции деятельности поворотно-противоточно множительной системы.

 

2. Выполнить лабораторные работы:

Работа №1. Оценка общего клинического анализа мочи.

Цель: научиться оценивать показатели общего клинического анализа мочи.

Оснащение: бланк с нормативами показателей общего клинического анализа мочи у человека зрелого возраста, бланк с результатами общего клинического анализа мочи пациента.

Ход работы: сравнивают результаты общего клинического анализа мочи пациента с нормативами. Делают заключение о соответствии результатов норме. Отвечают на контрольные вопросы.

Рекомендации по оформлению протокола работы: отмечают показатели, которые отличаются от нормы. Указывают возможные причины, основываясь на знаниях механизмов мочеобразования.


Нормативы показателей ОКАМ у человека зрелого возраста

ПОКАЗАТЕЛИ НОРМА Названия симптомов
Цвет Соломенно-желтый, янтарно-желтый  
Прозрачность полная  
Реакция Слабокислая, нейтральная  
РН 5,3-6,5  
Удельный вес 1,015-1,025 ↓-гипостенурия; ↑-гиперстенурия
Белок Нет (0,003 %) >0,003 % – протеинурия
Сахар Отсутствует Глюкозурия – выделение глюкозы с мочой
Ацетон Отсутствует  
Уробилин Отсутствует  
Лейкоциты 1-3 в поле зрения Лейкоцитурия – ↑ числа лейкоцитов в моче >1-3 в поле зрения
Эритроциты Отсутствуют Гематурия – наличие крови в моче
Цилиндры: Единичные в поле зрения Цилиндрурия – наличие цилиндров в моче
Зернистые Отсутствуют  
Восковидные Отсутствуют  
Эпителиальные клетки:    
плоский эпителий 0-3 в поле зрения  
Эпителий мочевых канальцев Отсутствует  
Соли Небольшое количество уратов или оксалатов  
Слизь Отсутствует  

 

 

Работа № 2. Анализ топографии реабсорбции и секреции веществ в канальцах нефрона.

Цель: проанализировать топографию реабсорбции и секреции в канальцах нефрона.

Оснащение: карандаши, рисунок нефрона.

Ход работы: на рисунке в соответствии со стрелками подписывают вещества с учетом топографии их секреции и реабсорбции.

 

 

СТУДЕНТЫВ КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ ИНФОРМИРУЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ О:

1. ПОЛУЧЕННЫХ ИМИ НА ЗАНЯТИИ ОЦЕНКАХ;

2. ТЕМЕ СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: