О ТОРОПЛИВОЙ БЕЛОЧКЕ И ТЕРПЕЛИВОЙ КУРОЧКЕ




Левчук Е. А.

Грамматика в сказках и историях. Цикл домашних занятий по разви­тию речи у детей дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 32 с.

 

Предлагаются игровые задания, которые способствуют развитию у детей грам­матического строя речи, преодолению наиболее характерных речевых ошибок, обогащению словарного запаса, совершенствованию связной речи. Пособие ад­ресовано родителям, логопедам, воспитателям детских садов, гувернерам, учите­лям для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

©Левчук Е.А., 2003

© Оформление. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие мамы и бабушки! Это пособие адресовано прежде всего вам.

Как приятно рассказать малышу сказку! С каким интересом он слушает! А что, если эта сказка еще и обогатит его словарный запас, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка?

Мой многолетний опыт работы учителем-логопедом подтверждает давно из­вестный факт, что лучшие учителя родного языка — это родители, дедушки и бабушки, эмоционально близкие ребенку люди. В последнее время возросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма; причи­ной этого являются, в частности, стойкие аграмматизмы (грамматические ошибки) в речи 5—6-летнихдетей. Ребенок, имеющий скудный словарный за­пас, в школе испытывает большие трудности при подборе родственных (прове­рочных) слов, не может усваивать грамматические правила, у него возникают проблемы с монологической речью. Например, недостаток в речи ребенка приставочных глаголов не только лишает его возможности в полном объеме пользоваться самым выразительным способом словообразования, но и приво­дит к затруднениям, когда надо отличить приставку от предлога. Эти пробле­мы заставляют искать более эффективные пути формирования грамматическо­го строя речи, опираться на интерес ребенка к словообразованию.

Дети легко запоминают необычное, фантастическое, забавное.

Сказки и рассказы, собранные в этом пособии, специально адаптированы для того, чтобы облегчить детям практическое овладение той или иной грам­матической категорией. Словесные игры, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования сущест­вительных, прилагательных, глаголов, наречий как в устной, так и в пись­менной речи, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Л.С. Выготский говорил, что «...из всех форм творчества словесное творче­ство является самым характерным для детского возраста». Прочитав сказку, поговорите с ребенком о ней, задайте вопросы по сюжету, объясните непо­нятные слова. Выполните вместе с малышом рекомендованные упражнения, используя игровую ситуацию: перекидывание мяча или соревнование «Кто придумает больше слов». Наконец попросите ребенка самостоятельно расска­зать сказку. Следите за правильным использованием грамматических форм.Многократное повторение игр-упражнений, повторный пересказ сказки или рассказа поможет ребенку почувствовать и понять закономерности словообра­зования.

Сказки, рассказы и упражнения подобраны и придуманы автором пособия с целью преодоления наиболее характерных ошибок, встречающихся в речи детей. Поняв основной принцип, вы сможете самостоятельно организовать дальнейшую работу по освоению детьми грамматического строя речи и обога­щению словарного запаса. Учителя-логопеды, воспитатели могут использовать тексты пособия в соответствии со своими учебными планами. Эти тексты мо­гут быть рекомендованы также для занятий с младшими школьниками.

Чтение некоторых стихов нужно сопровождать выполнением гимнастики для развития мелкой моторики: поочередно загнуть и разогнуть пальчики на обеих руках. Подобные упражнения способствуют развитию внимания, памяти, бла­готворно влияют на речь, пальчики становятся гибкими. Это поможет малы­шу овладеть навыками письма в школе.

Успехов вам!

Е. Левчук

Занятие 1

Малышу легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).

ТУК-ТУК

Тук-тук! Тук-тук!

—Кто там?

—Это я, зайчик.

—Если зайчик, покажи свои ушки.

—Вот мои ушки. Тук-тук! Тук-тук!

—Кто там?

—Это я, коза.

—Если коза, покажи свои рога.

—Вот мои рога. Тук-тук! Тук-тук!

—Кто там?

—Это я, ветер.

— Если ветер, подлетай к двери и сам за­лезай в щелку.

Л. Успенская

Вопросы и задания

1. Спросите ребенка: «Почему ветру нельзя открывать дверь?»

2. Попросите ребенка пересказать сказку, обратив внимание на вопроси­тельную и восклицательную интонации и показывая персонажей (см. рис.).

Следите за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью пере­ключения с одного движения на другое.

«Тук-тук!» — руки сжаты в кулак.

«Зайчик» — локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы раз­вести, остальные сжать в кулачок.

«Коза» — пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать вы­прямленными.

«Ветер!» — расслабляющие упражнения для пальцев.

Занятие 2

Особую трудность для ребенка представляет накопление глагольного словаря. С помощью сказки «Поспешили — насмешили» поработаем над этой задачей.

ПОСПЕШИЛИ - НАСМЕШИЛИ

Прискакала Лягушка-квакушка к медвежьему домику, заквакала: «Ква-ква, я к вам в гости пришла».

Прибежала Мышка-норушка к домику мед­ведя, запищала: «Пи-пи, пироги у вас вкусны».

Пришла Курочка-пеструшка, закудахтала: «Ко-ко-ко, хорошо у вас зерно».

Гусь приковылял к домику и гогочет: «Го-го-го, горошку можно поклевать немножко?».

Корова-буренушка пришла к медведю. Мы­чит: «My! Травку пощипать хочу».

Медведь вышел из домика и зарычал: «Ры-ры».

Все трусишки разбежались, потому что испу­гались. А медведь хотел сказать: «Рад гостям!».

По С. Погореловской

Вопросы и задания

1.Спросите ребенка: «Кто из животных как кричал?»

Лягушка квакала, мышка пищала, курочка кудахтала, гусь гоготал, коро­ва мычала, медведь рычал.

2. Что умеют делать эти животные?

Корова — травку щиплет, пасется, молоко дает.

Гусь — переваливается, червяков ищет.

Курица — зерно клюет, яйца несет, цыплят выводит.

Лягушка — прыгает, мошек ловит, ныряет.

Мышка — пищит, грызет крошки, шуршит, убегает в норку.

Медведь — лапу сосет, переваливается, медом лакомится.

3. Сделаем вывод: есть слова, отвечающие на вопросы: что делает?, что делают?

4. Глаголы движения часто употребляются с предлогами, поэтому обра­тим внимание ребенка на «маленькие слова» к, из. Проговаривая вместе с малышом предложения, рукой «рисуйте» схему предложения, выделяя голо­сом и движением руки предлог. Начертите схему в тетради:

Лягушка прискакала к домику.

Медведь вышел из домика.

 

Нарисуйте схемы: домики и стрелки.

 

Какой рисунок говорит о мышке? какой — о медведе? Почему?

5. На примере этой сказки можно показать, как развивается навык слово­образования. Вспомните клички животных из сказки:

Лягушка квакает — она... (квакушка).

Мышка живет в норке — она... (норушка).

Корова бурого цвета — она... (буренушка).

Курочка пестрая — она... (пеструшка).

Медведь топает — он... (топтыжка).

Перекидывая мяч, вспомните ласковые слова с суффиксами -ушк-, -юшк-:

дед — дедушка, баба — бабушка,

борода — бородушка, тетя — тетушка,

изба — избушка, трава — травушка,

дядя — дяаюшка, голова — головушка,

мать — матушка, хозяйка — хозяюшка.

6. Еще раз прочитайте сказку, спросите ребенка: «Кто пришел первым, вторым, третьим?..»

Предложите ребенку рассказать сказку, показывая животных руками.

Лягушка — ладони вместе.

Мышка — средний, безымянный и большой пальцы сжаты в кулачок, «уш­ки» — из мизинца и указательного.

Курочка — мизинец и большой пальцы соединены (клюв), остальные паль­цы вверх (хохолок).

Гусь — кисть руки вытянуть горизонтально (головка и клюв).

Корова — руки у головы, рога.

Медведь — покачать плечами.

Занятие 3

Работая над обогащением глагольного словаря, особое внимание нужно уделить приставочным глаголам. Научите ребенка улавливать общую часть слов, понимать изменение значения слова при использовании различных при­ставок. Играя «в слова», знакомьте его с образованием отглагольных сущест­вительных, причастий.

БАБУШКИНЫПИРОЖКИ

Летом Паша и Маша гостили у бабушки. Каждый день бабушка пекла им пи­рожки с вишнями. Дети пили молоко, заедали пирожками. Пирожки были вкус­ные, просто объедение.

Маша и Паша стали играть: кто больше пи­рожков съест?

Ели, елинаелись, даже объелись.

Решили они: «Пусть теленок доест то, что мы не доели».

Теленок рассердился, ну просто взъелся. Вертит головой: «My, не хочу я ваши объедки есть!»

Увидела это бабушка и говорит: «Милые де­тушки, вы у меня заелись! Теленок любит травку. Идите и нарвите свежей!»

Приехала мама, очень обрадовалась: «Паша и Маша, вы такие большие стали, разъелись на бабушкиных пирожках! Нужно вам новые штанишки сшить. Но сначала я тоже хочу поесть пирожков».

Сели едоки

Есть пирожки.

Ели, ели — встали,

«Спасибо!» сказали.

Вопросы и задания

1. Попросите ребенка вспомнить и назвать слова, похожие на слово «есть»,
которые он услышал в этой истории:

заедали, ели, наелись, объелись, съест, объедение, не доели, взъелся, объедки, заелись, разъелись, поесть, едоки.

Выясните, все ли слова понятны ребенку; объясните непонятные слова:

съел (все до конца),

объелся (слишком много съел),

разъелся (растолстел),

наелся (больше есть не хочется),

взъелся (рассердился так сильно, что, кажется, съел бы обидчика),

объедки (то, что не доели, остатки),

едоки (те, которые едят).

2. Выучите с ребенком чистоговорку:

За едой все съедай и объедков не оставляй!

Л. Парамонова

3. Поиграйте с мячом, образовывая слова, отвечающие на вопрос какой?

объелся — объевшийся,

разъелся — разъевшийся,

взъелся — взъевшийся.

4. Попросите ребенка самостоятельно пересказать историю, употребляя ус­лышанные однокоренные слова. Важно ввести в активный словарный запас ребенка слова с разделительным ъ (съели, объелись и т.д.), следя за правиль­ным их произнесением. Это поможет впоследствии избежать трудностей с ус­воением правописания подобных слов.

Занятие 4

О ТОРОПЛИВОЙ БЕЛОЧКЕ И ТЕРПЕЛИВОЙ КУРОЧКЕ

Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один ку­сок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получи­лось.

Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился.

Правильно говорят люди:

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Вопросы и задания

1. Спросите ребенка: Почему белочку на­звали торопливой? Почему курочку назвали терпеливой?

2. Уточните с ребенком значения глаголов:

Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бу­маги, хлеба.)

Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.)

Что можно вырезать? (Картину, узор.)

Что можно перерезать? (Веревку, нитку.)

Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.)

Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.)

Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.)

Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.)

Что можно примерить? (Платье, пальто.)

Что можно отмерить? (Ткань, например, когда ее покупают.)

3. Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопить­ся? («Семь раз отмерь, один раз отрежь».)

4. Повторите сказку. Ребенок должен рассказать ее, правильно употребляя глаголы.

Занятие 5

Эта сказка поможет детям усвоить приставочные глаголы и способы образо­вания прилагательных от существительных.

ЛЕСНОЕ АТЕЛЬЕ

Однажды Ежик решил: «Раз у меня много иголок, я могу открыть швейное ателье в лесу». Написал он объявление и повесил на елке у своей норки:

Еж-портной

Обошьет народ лесной.

Платья для бала,

Костюмы для дела,

Халаты, рубашки

Для отдыха и сна.

Скорее, зверюшки,

Скорее, лесные,

Бегите, ползите,

Спешите сюда!

Иголки и нитки

Готовы всегда.

Привез я и бархат,

И шерсть, и атлас.

Наряды отличные

Будут у вас.

Первой прибежала Лиса: «Помоги, Еж! Кур воровала, шубу разорвала. За­шей дырки!»

Ежик успокоил: «Я, Лисонька, тебе новую шубу сошью: рыжую, пушис­тую, меховую. Будешь, Лиса, модная ходить».

Пришли к Ежу Медвежата, косолапые ребята: «Дядя Еж, перешей нам шап­ки. Мороз, уши мерзнут».

Ежик говорит: «Выбирайте шерсть, ребятки. В новых шерстяных шапках ушам будет тепло!»

Прибежал серый Волк и воет: «Помоги, дружище Еж, пришить пуговицы к рубашке».

Ежик отвечает: «Давай, серый, новую льняную рубашку сошью, а пугови­цы капроновыми нитками пришью. Никогда не оторвутся!»

Прискакала Белочка-хлопотунья, жалуется: «Орехи собирала, у фартука карманчик оторвала, юбку тоже нужно подшить и оборки пришить».

Ежик успокоил и ее: «Не расстраивайся, хозяюшка! Сошью тебе новый сит­цевый фартук, на кармане вышью шелковыми нитками орехи да грибы и кру­жевные оборки пришью. Будешь, Белочка, нарядная хлопотать в лесу».

Уж приполз и шипит: «Ушей мне хвост, пожалуйста, что-то похудел я».

Ежик предложил: «Я сошью тебе крепдешиновый комбинезон. Будешь пол­зать, Уж, красивым!»

Щука и та из проруби выглянула: «Эй, портной, купальник мне сшей мор­ской. Летом поплыву отдыхать на курорт».

Ежик отвечает: «Могу сшить купальник блестящий трикотажный и еще ха­лат атласный. Будешь первой красавицей в заморских странах».

Заяц косой вприпрыжку прибежал, Ежу бархатную жилетку заказал: «Ско­ро будет карнавал. Лишь бы Еж не опоздал».

Вопросы и задания

1. Спросите ребенка:

Что просила сделать Лиса? (Зашить дырки на шубе.) Что просили сделать Медвежата? (Перешить шапки.) Что просил сделать Волк? (Пришить пуговицы.)

Что просила сделать Белочка? (Пришить карман, подшить юбку, пришить оборки.)

Что просил сделать Уж? (Ушить хвост.)

Что просила Щука? (Сшить купальник.)

Что Ежик хотел сделать для лесного народа? (Обшить.)

2. Назовите вместе с ребенком слова из сказки, похожие на слово «шить».
(Швейное ателье, обошьет, зашей, сошью, перешей, пришить, подшить, вы­шью, ушей, сшей.)

3. Уточните значение каждого приставочного глагола:

Что зашивают? (Дырки, разорванные швы, прорехи.)

Что подшивают? (Низ юбки.)

Почему нужно ушивать одежду? (Чтобы сделать ее меньше.)

Что значит «перешить»? (Переделать, из старой одежды сшить новую.)

Что значит «обошьет»? (Сошьет одежду всем друзьям и родным, в сказ­ке — всем зверюшкам.)

4. Для освоения способа образования относительных прилагательных (от су­ществительных) задайте такие вопросы:

Как называется шуба из меха? (Меховая.)

Как называются шапки из шерсти? (Шерстяные.)

Как называется рубашка из льна? (Льняная.)

Какими нитками хотел Ежик пришить пуговицы на рубашку Волка? (Капро­новыми.) Из чего они сделаны? (Из капрона.)

Как называется фартук из ситца? (Ситцевый.)

Какими нитками Еж собирался вышивать? (Шелковыми.) Из чего они сде­ланы? (Из шелка.)

Как называют оборки, которые Ежик хотел пришить на фартук Белки? (Кружевные.) Из чего они сделаны? (Из кружева.)

Как называется комбинезон для Ужа? (Крепдешиновый.) Из чего он сшит? (Из крепдешина.)

Как называется жилетка, сшитая для Зайца? (Бархатная.) Из чего она сши­та? (Из бархата.)

Как называется купальник, сшитый для Щуки? (Трикотажный.) Из чего он сшит? (Из трикотажа.)

Как называется халат, сшитый для Щуки? (Атласный.) Из чего он сшит? (Из атласа.)

5. Расскажите эту сказку по ролям. Взрослый исполняет роль Ежа, а ребе­нок — роли других зверюшек. Поменяйтесь ролями: ребенок — Ежик, взрос­лый говорит за зверей.

6. Гимнастика для пальчиков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: