Программа социологического исследования




Проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и рабочий план социологического исследования. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. В ней формулируются проблемы исследования, определяются его предмет и цели, осуществляется выбор переменных, интерпретируются основные понятия, разрабатываются рабочие гипотезы. Все положения программы должны быть четкими, структурные компоненты продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы, а ее звенья − логически последовательными. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность внесения в программу необходимых корректив.

Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:

1) теоретический, или методологический, разделсодержит формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели, задач, результатов исследования; интерпретацию основных понятий и выдвижение гипотез;

2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

3) организационный(план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).

Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на явление в желаемом направлении.

После формулирования и обоснования проблемы определяется цель исследования и его задачи. Цель исследования может иметь как теоретический, так и прикладной характер. В первом случае – это установление определенных закономерностей в изучаемом объекте. Результатом подобного исследования будет разработка специальной теории. Во втором случае целью может быть не только получение некоторого типового решения проблемы, но и применение полученных знаний в практической деятельности.

Если цель в исследовании бывает, как правило, одна, то задач несколько, и все они так или иначе конкретизируют поставленную цель и определяют средства ее достижения.

Вслед за рассмотрением цели и задач определяются объект и предмет исследования, которые соотносятся как целое и часть. Как отмечает В.А. Ядов, «объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания» (Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. – М., 1987). Он всегда характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности. Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования. Иначе говоря, когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологического исследования. Отсюда, предмет исследования – это то, что подлежит непосредственному рассмотрению в изучаемом объекте.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий - необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи:

1) выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании;

2) возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций;

3) обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей. Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами. Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Следующий заключительный этап теоретической подготовки эмпирического социологического исследования заключается в формулировании гипотезы. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез:

1) гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается;

2) из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число;

3) для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной;

4) при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов;

5) невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

Гипотезы - это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Для проведения опроса необходимо точное определение генеральной и выборочной совокупностей. Надежность и достоверность результатов исследований будет зависеть от репрезентативности выборки.

Генеральная совокупность совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы исследования. Выборочная совокупность (выборка) − часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности. Репрезентатив­ность свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка, т.е. сознательное ограничение изучаемой совокупности.

Важная часть методического раздела программы − обоснование методов сбора эмпирических данных.

При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов.

Во-первых, оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству получаемых в ходе исследования данных.

Во-вторых, ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, но есть методы адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче.

В-третьих, надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Организационный раздел программы включает рабочий план исследования, финансовую смету и вспомогательные документы.

Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в него закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил и средств и объем работы – научной, организационной. Как правило, он включает в себя сетевой график выполнения всех работ при выполнении исследования. В нем точно указываются сроки выполнения работ, исполнители, финансовые затраты и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: