Промежуточной формой контроля знаний студентов по предпринимательскому праву является экзамен. Вопросы к экзамену обновляются и утверждаются на заседании кафедры ежегодно. С базовыми вопросами каждый студент вправе ознакомиться в любой период обучения. Перечень вопросов соответствует рабочей программе по данной дисциплине.
Экзаменационные билеты включают до двух вопросов по различным темам дисциплины. Обновленный перечень вопросов выдается студентам перед началом экзаменационной сессии. Билеты не выдаются.
Цель экзамена – проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве правовых норм, дефиниций и категорий предпринимательского права. Оценке подлежит также правильность и грамотность речи. Дополнительной целью экзамена является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, экзамен по предпринимательскому праву проверяет сложившуюся у студента систему знаний в данной области правового регулирования и играет большую роль в подготовке грамотного специалиста.
При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Объемность и массивность нормативно-правового и научного материала не позволяет студентам за время изучения дисциплины проработать и обсудить с преподавателем на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала, в том числе нормативного, при изучении курса предпринимательского права студенты должны освоить самостоятельно. В связи с этим экзамен призван побудить их получить новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем в период изучения дисциплины. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса предпринимательского права, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития науки предпринимательского права.
При подготовке к экзамену по предпринимательскому праву у студентов возникает немало вопросов и трудностей, начиная с вопросов о том, как и по каким учебникам готовиться и как выстроить ответ, чтобы получить наивысшую оценку, и заканчивая вопросами о том, как изложить свою собственную научную позицию по проблемным темам курса.
Рекомендуемые для подготовки к экзаменам учебники и специальную литературу преподаватель называет студентам еще на первых лекциях. Как правило, это издания, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебников для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (см. список рекомендуемой литературы).
Студент в целях получения качественных и системных знаний должен начинать подготовку к экзамену задолго до его проведения, лучше с самого начала лекционного курса по предпринимательскому праву. Значительный объем и сложность материала не позволяют получить высокий балл тем студентам, которые пытаются «одолеть» курс лишь за период сессии. Гарантией запоминания и усвоения материала по курсу предпринимательского права является систематическое (от лекции к лекции, от семинара к семинару) его изучение. Усвоению проблемных тем курса помогают участие студентов в проведении семинарских занятий в интерактивных и активных формах, выполнение контрольных работ и заданий, тестирование, выступления с докладами на семинарских занятиях и научных конференциях.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен так, чтобы за предоставленный срок он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студентам самостоятельно перепроверить усвоение материала. Такой метод рекомендуется, прежде всего, тем студентам, которые пользуются наиболее традиционным способом запоминания материала – его повторением. Весьма эффективным способом является составление кратких конспектов по вопросам экзамена.