АДМОР (ивр. сокр. "адонейну, морейну верабейну" - "господин наш, наставник и учитель") - так называют выдающегося праведника, обладающего исключительным знанием Торы и особой связью с Всевышним. У хасидов это синоним "цадика", "ребе". (обратно к тексту)
АМОРАЙ (арам, "говорящий", "произносящий") - мудрец Торы времен Талмуда. Амораи - следующее звено в передаче традиции устной Торы вслед за Танаями (см). (обратно к тексту)
АРОН КОДЕШ (ивр букв, "священный шкаф") - шкаф в синагоге, в котором хранятся свитки Торы. (обратно к тексту)
АЦИЛУТ (ивр. "эманация") - высший из духовных миров. (обратно к тексту)
БААЛЕЙ-ТШУВА (ивр. "совершившие тшуву", "вернувшиеся к Всевышнему") - евреи, вернувшиеся к тщательному исполнению Торы после того, как раскаялись в своих грехах, совершенных ранее.
БЕЙТ-ГАМИДРАШ (ивр букв "дом учения") - помещение, специально предназначенное для изучения Торы.
БИМА (ивр. "помост") - возвышение в середине синагоги, на котором читают Тору.
ВААД (ивр) - "совет", "комитет".
ГАВДАЛА (ивр. "разделение") - церемония, означающая окончание субботы или праздника.
ГАКАФОТ (ивр "кружение") - церемония, совершаемая во время праздника Суккот, когда все молящиеся ходят вокруг бимы* (см.), где находятся свитки Торы В праздник же Симхат-Тора свитки Торы носят вокруг бимы.
ГАЛУТ (ивр "изгнание") - жизнь евреев вне Страны Израиля в отсутствие Храма - духовного центра народа Израиля.
ГАОН (ивр "гений") - выдающийся мудрец Торы.
ГЕНИЗА (ивр. "хранилище") - место в синагоге, где складываются священные книги и молитвенные принадлежности, из-за ветхости уже негодные для употребления.
ИХУД (ивр. "объединение") - кабалистическое понятие, обозначающее сосредоточение мысли на определенных именах Всевышнего с целью вызвать открытие Б-жественного внутри сотворенного мира - и, в частности, в нашем материальном мире (см. каванот*).
ЙЕШИВА (ивр. букв, "сидение") - высшая еврейская духовная школа.
КАБАЛА (ивр. букв, "прием" - "прием традиции") - дисциплина Устной Торы, рассматривающая сокровенный смысл Торы Письменной и являющаяся учением о принципах мироздания и о Б-жественном.
КАВАНОТ (мн.ч. от ивр. "кавана" - "устремление") - кабалистический термин, означающий особую сосредоточенность чувств и мысли при молитве, которая "направляется" к какой-то определенной цели в духовном мире.
КЛИПА, мн.ч КЛИПОТ (ивр. букв, "скорлупа", "кожура") - кабалистический термин, обозначающий духовные силы, сотворенные Всевышним с целью скрывать и уменьшать поток Б-жественного света внутри сотворенных миров.
КОТЕЛЬ (ивр. "стена"), также КОТЕЛЬ ГАМААРАВИ ("западная стена") - западная часть стены, окружавшей Храмовую гору в Иерусалиме, единственное, что сохранилось от Иерусалимского храма; величайшая материальная святыня еврейского народа.
ЛУЛАВ (ивр.) - побег финиковой пальмы, использующийся для определенных церемоний во время праздника суккот* (см.). В широком смысле слова - название, обобщающее все четыре вида растений, использующихся для того же.
МАРРАН (исп. "свинья") - еврей, принявший христианство из страха перед религиозными гонениями.
МАШИАХ (ивр. "помазанник") - царь из рода Давида, который будет послан Всевышним для того, чтобы собрать всех евреев в Страну Израиля и привести их к праведному соблюдению Торы.
МЕЛАМЕД (ивр. "учитель") - преподаватель, обучающий еврейских детей алфавиту, основам чтения и знания письменной Торы.
МИКВЭ (ивр. "скопление") - особый водоем, погружение в который очищает от ритуальной нечистоты.
МИНХА (ивр. "дар") - послеполуденная дневная молитва.
МИНЬЯН (ивр. "численность") - кворум, необходимый для произнесения некоторых, особо священных молитв и благословений: десять евреев не младше 13 лет.
МИЦВОТ (ивр. "повеления") - заповедь Торы.
МИШКАН (ивр. "обиталище") - переносной Храм, построенный по повелению Всевышнего и под руководством Моше-рабейну после исхода из Египта; сопровождал народ Израиля во время его странствий по пустыне до прихода в Обетованную Страну.
НУСАХ (ивр. "вариант") - вариант текстов молитв, соответствующий обычаям какой-то определенной общины народа Израиля. Аризаль создал новый "нусах" молитвенника - так называемый "нусах Ари".
ПЕЙОТ (ивр. "края") - участки головы на висках, где Тора запрещает брить волосы, которые в некоторых еврейских общинах принято отпускать в виде локонов.
ПОСКИМ (ивр.) - кодификаторы законов Торы, высшие авторитеты в вопросах, связанных с этими законами.
РОШ-ГАШАНА (ивр. "начало года") - еврейский праздник, отмечающий начало нового года; день, когда Всевышний судит все Свои творения и предопределяет их судьбу на будущий год.
САНГЕДРИН - высший судебно-законодательный орган народа Израиля, существовавший в те времена, когда духовным центром народа был Храм.
СЕФАРДСКИЕ ЕВРЕИ (от ивр. "Сфарад" - "Испания") - евреи, потомки изгнанников из Испании. Они отличаются своеобразным укладом жизни.
СИДУР (ивр.) - молитвенник.
СЛИХОТ (ивр. "просьбы о прощении") - молитвы, которые принято читать перед Рош-гашана и Йом-Кипуром, а также в дни общественных постов.
СМИХА (ивр. букв, "опирание рук") - облачение мудрецов Торы высшими полномочиями в определении законов Торы; гарантия точности и непрерывности передачи традиции Устной Торы. Исчезла после завоевания римлянами Страны Израиля и изгнания евреев из нее.
СУККА (ивр.) - шалаш, жить в котором Тора предписывает в течение праздника суккот (см.).
СУККОТ (ивр. "шалаши") - осенний праздник, в течение которого Тора обязывает евреев жить в шалашах.
СФИРА, мн.ч СФИРОТ (ивр.) - кабалистический термин, обозначающий различные виды проявлений Всевышнего в сотворенных мирах.
ТАЛИТ (ивр.) - покрывало, которое евреи надевают во время молитвы.
ТАЛМИД-ХАХАМ (ивр. "учение мудреца") - еврей, посвятивший свою жизнь изучению Торы и достигший в этом значительных успехов.
ТАЛМУД-ТОРА (ивр. "Изучение Торы") - средняя еврейская школа, дающая навыки в изучении как Письменной, так и Устной Торы.
ТАНАЙ (арам, "повторяющий", "сообщающий") - мудрец Торы эпохи Мишны.
ТАНАХ - ивр.: сокр. ТОРА, НЕВИИМ ("Пророки"), КТУВИМ ("Писания") - еврейское название Письменной Торы.
ТИКУН ХАЦОТ (ивр. букв, "совершенствование в полночь") - молитвы, посвященные скорби о разрушенном Храме, которые читаются в полночь особо благочестивыми евреями.
ТФИЛИН - коробочки в форме куба из кожи с вложенными в них полосками пергамента, на которых написаны четыре отрывка из Торы с упоминанием этой заповеди; одна из них надевается во время молитвы на руку, другая - на голову.
ХАСИДУТ (ивр. "благочестие"), или Хасидизм - религиозно-общественное движение, созданное р. Исраэлем Баал-шем-товом в середине XVIII в. Цель его - воспитать в еврее радостное сознание своей сопричастности к выполнению планов Всевышнего, ради которых сотворен мир.
ХЕРЕМ (ивр. "отлучение") - проклятие, накладываемое на еврея, совершившего особо тяжкие преступления против Торы и исключающее его из Еврейства.
ЦДАКА (ивр. "справедливость") - благотворительность.
ШМОНЭ-ЭСРЕ (ивр. "восемнадцать") - одна из главных (наряду со "Шма") молитв, произносимая каждый день трижды; первоначально она состояла из восемнадцати благословений - отсюда ее название.
ШХИНА - (ивр. "обитание") - образ присутствия Всевышнего в сотворенных мирах.
Приложения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.