Этапы разработки деловой игры




Ролевые и деловые игры

Игра — это форма деятельности (чаще ‒ совместной деятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений.

 

Игра как метод обучения дает возможность:

· сформировать мотивацию на обучение, и поэтому игра может быть эффективна на начальной стадии обучения;

· оценить уровень подготовленности обучающихся (может быть использована как на начальной стадии обучения для входного контроля, так и на стадии завершения для итогового контроля эффективности обучения);

· оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния знания в активное умение, и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала.

Игра представляется имитацией практики, а кейс-метод имитацией ситуации, в которой развертывается практика жизни.

Игра акцентирована на умения, навыки, тренинг, а кейс-метод на поиск проблемы, заложенной в ситуацию, и ее мысленное разрешение.

 

Ролевая игра – это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться обучающиеся (например, аттестация, защита или презентация какой-либо разработки, конфликт с однокурсниками и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации.

Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры.

 

Существенные признаки ролевой игры:

· наличие игровой ситуации;

· набор индивидуальных ролей;

· несовпадение ролевых целей участников игры, принимающих на себя и исполняющих различные роли;

· игровое взаимодействие участников игры;

· проигрывание одной и той же роли разными участниками;

· групповая рефлексия процесса и результата.

 

Преимущества ролевой игры

 

1. Помогает обучающемуся выразить скрытые чувства.

2. Помогает обучающемуся проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

3. Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

4. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

5. Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.

6. Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

7. Обеспечивает быструю обратную связь, как обучающемуся, так и преподавателю.

8. Центрирована на обучающемся.

9. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

10. Учит контролировать чувства и эмоции.

 

Подводные камни ролевой игры

 

· Потеря контроля над содержанием и
процессом обучения.

· Упрощения могут вводить в заблуждение.

· Может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и факты.

 

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности. А также моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

 

Психолого-педагогические принципы деловой игры

 

· Принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства.

· Принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности, через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние затруднения.

· Принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов.

· Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений.

· Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

 

Этапы разработки деловой игры

 

1. Постановка проблемы и определение тематики игры. Преподаватель должен вначале определить, для каких целей он собирается ввести в обучение деловую игру, будет ли она тематической или сквозной.

2. Определение вида деловой игры. На этом этапе преподаватель выбирает под конкретные условия тот вид деловой игры, который даст максимальный обучающий результат на определенном этапе усвоения материала.

3. Определение главных закономерностей игры — связей, отношений, исходя из проблемы, являющейся основой деловой игры. На этом этапе определяется необходимая степень детализации представления объекта игры.

4. Создание плана игры. Ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное участие студентов. Правила игры формулируются однозначно и определенно. В игре необходимо заложить возможность каждому игроку принимать решения. Это достигается при помощи комплекта документов игры (или инструкции для участников).

5. Определение перечня решений, которые могут принимать студенты. В игре необходимо отражать не все разнообразие факторов, действующих в реальной ситуации, а только наиболее значимые. Тогда игра становится нагляднее, а студентам легче принимать решения. Субъективная вероятность происходящих событий не должна быть не слишком низкой (иначе будут воспроизводиться частные схемы поведения), не слишком высокой (есть опасность принятия привычных решений). Чем больше свобода для выбора решений, тем активнее студенты включаются в игру.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: